Меню

Экономика страны как объект государственного управления

1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления

Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления

Экономическая деятельность — это любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно-экономической выгоды от ее осуществления. Все составляющие систему экономики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым отличительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.

В структурном плане в современной российской рыночной экономике существуют три тесно взаимосвязанных, порождающих и продолжающих друг друга сектора: 1) товарный производственный рынок (его нередко именуют сектором реальной экономики), 2) финансовый рынок и 3) рынок ценных бумаг. Каждый из секторов экономики включает в себя немалое количество различного рода субъектов предпринимательской деятельности — физических и юридических лиц, специализирующихся в своей работе по соответствующим отраслям и сферам экономической деятельности. При этом правовой статус субъектов разных секторов рынка существенно различен и регулируется специальными и специфичными для каждого сектора рыночной экономики законами и иными нормативно-правовыми актами.

Сектор товарного рынка представлен предпринимателями, предприятиями и их объединениями различной производственно-хозяйственной отраслевой специализации. Деятельность его субъектов специализируется по отраслям производственно-хозяйственной экономической деятельности (промышленная, строительная, сельскохозяйственная, хозяйственно-обслуживающая деятельность).

Важнейшей и наиболее распространенной формой экономической деятельности является производственно-хозяйственная деятельность предприятий различных форм собственности и предпринимательская деятельность (предпринимательство) физических лиц, представляющая собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений (например, производственных кооперативов), направленную на получение прибыли. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Поскольку хозяйственно-экономические операции осуществляются не только в процессе производства и по его результатам, но и на стадиях образования и распределения доходов, постольку, кроме производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объединений, к экономической деятельности относятся и многие другие ее разновидности, например, маркетинговая, инновационная (внедренческая) и некоторые другие.

Маркетинговая деятельность связана с изучением состояния и перспектив развития рынка товаров и услуг той или иной отрасли или сферы производственно-хозяйственной и иной предпринимательской деятельности. Содержанием маркетинговой деятельности является сбор и анализ информации о рынке товаров и услуг соответствующей отрасли или сферы экономической деятельности, анализ данных и выдача рекомендаций о рынке потребителей и покупателей (потенциальном и платежеспособном спросе на эти товары и услуги), проведение рекламных компаний и т.д. Эта экономическая деятельность осуществляется специальными маркетинговыми службами производственных предприятий и объединений или специализированными маркетинговыми фирмами.

Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового рыночного товара. Сферами инновационной (внедренческой) деятельности являются: 1) организация экспертиз; 2) внедрение и тиражирование изобретений «ноу-хау»; 3) создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации; 4) патентно-лицензионная деятельность и многие другие направления научно-технических и посреднических работ. Наряду с этим рынком в области экономики существует также финансовый рынок.

Сектор финансового рынка охватывает экономическую предпринимательскую деятельность кредитных организаций, связанную с кредитованием и предоставлением иных видов услуг финансового характера с целью извлечения прибыли как основной цели своей деятельности. Это может быть банковская, инвестиционная, страховая, аудиторская, оценочная деятельность и некоторые другие виды деятельности банковских и небанковских кредитных организаций.

Рынок ценных бумаг (акции, облигации и другие именные эмиссионные ценные бумаги) опосредует процесс их рыночного обращения и включает в себя многие виды предпринимательской профессиональной деятельности различных коммерческих организаций и отдельных предпринимателей, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности на рынке ценных бумаг:

1) брокерская деятельность;

2) дилерская деятельность;

3) деятельность по управлению ценными бумагами;

4) клиринговая деятельность;

5) депозитарная деятельность;

6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

7) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. В отличие от товарного рынка, специфической особенностью рынка ценных бумаг является то, что обращающиеся на нем ценности представляют собой некоторую совокупность прав и возможных экономических притязаний к тем или иным субъектам экономической деятельности. При всей своей важности и возрастающем значении в нынешних условиях становления и развития рыночной экономики экономическая предпринимательская деятельность всех типов посредников на финансовом рынке и рынке ценных бумаг носит вторичный и производный от производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их объединений характер.

Различные типы коммерческих организаций в структуре секторов финансового рынка и рынка ценных бумаг специализируются по рыночным функциональным сферам экономической деятельности: в банковской; страховой; аудиторской; инвестиционной деятельности на финансовом рынке; в брокерских, дилерских и других видах профессиональной предпринимательской экономической деятельности на рынке ценных бумаг.

Объектом государственного регулирования и управления в области экономики выступают различные составляющие ее структурные элементы: 1) отдельные отрасли народного хозяйства и комплексы взаимосвязанных отраслей (в систему области экономики входят промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс хозяйственно-обслуживающих отраслей); 2) функционально специализированные сферы межотраслевой экономической деятельности субъектов финансового рынка и рынка ценных бумаг; 3) вся область экономики в целом как единый народно-хозяйственный комплекс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

54. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом

54. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом Под методами государственного регулированияпонимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со

2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом

2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со

5. Цели государственного регулирования экономики. Экономическая роль государства

5. Цели государственного регулирования экономики. Экономическая роль государства Сферы государственного регулирования народного хозяйства1. Промышленность:? тяжелая;? средняя;? мелкая.2. Транспорт.3. Связь.4. Сельское хозяйство.5. Торговля.6. Жилищно-коммунальное

7. Методы государственного регулирования экономики

7. Методы государственного регулирования экономики Методы управления экономикой.Реализуется в форме:а) убеждением;б) принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная, административная).Методы делятся:1. Административные методы (запрет, юридическая

2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры

2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с

Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика)

Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления Экономическая деятельность — это любая

Читайте также:  Унитарным странам не относится

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников

1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления

1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином

1. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

1. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления Деятельность Российского государства по охране здоровья населения является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. В

1. Понятие и содержание защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации как объекта государственного управления

1. Понятие и содержание защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации как объекта государственного управления В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в редакции от 14 июля 2008 г.),

1. Общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления

1. Общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления Традиционно к сфере юстиции относится государственная деятельность судов по осуществлению правосудия, организационное обеспечение судебной деятельности (кадры,

44. Сравнительная характеристика систем государственного управления Рима при переходе от республики к империи

44. Сравнительная характеристика систем государственного управления Рима при переходе от республики к империи Государственный строй принципата представлял собой переходный тип – своего рода диархию, двоевластие. Власть была юридически и фактически поделена между

§ 78. Правовое регулирование экономики и социально-хозяйственных отношений в США

§ 78. Правовое регулирование экономики и социально-хозяйственных отношений в США Становление капиталистической экономики и в целом характерной для Нового времени системы социально-хозяйственных связей в США протекало в правовом смысле свободно, без значимого

Регулирование экономики и социально-хозяйственных связей

Регулирование экономики и социально-хозяйственных связей Правовое регулирование экономики в нацистской Германии характеризовалось усилением государственного регулирования всех аспектов социально-хозяйственных связей. Только отчасти это было вызвано

Источник

Социально – правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного управления и регулирования

Экономическая деятельность – это любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно – экономической выгоды от ее осуществления. Все составляющие систему экономики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым отличительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.

В структуре современной Российской рыночной экономики существует три тесно взаимосвязанных сектора: 1) товарный производственный рынок (т.е. сектор реальной экономики); 2) финансовый рынок и 3) рынок ценных бумаг. Каждый из указанных секторов экономики включает в себя большое количество различного рода субъектов предпринимательской деятельности – физических и юридических лиц, специализирующихся в своей работе по соответствующим отраслям и сферам экономической деятельности. При этом правовой статус субъектов разных секторов рынка существенно различен, и регулируется специальными и специфическими для каждого сектора рыночной экономики законами и иными нормативными правовыми актами.

Для целей настоящей лекции важнейшим из перечисленных секторов современной экономики России является сектор товарного рынка (реальной экономики), представленный предпринимателями, предприятиями и их объединениями различной производственно – хозяйственной отраслевой специализации. Деятельность его субъектов специализируется по отраслям производственно – хозяйственной экономической деятельности (промышленная, природопользование и охрана окружающей природной среды, транспорт, связь, строительная, сельскохозяйственная, хозяйственно – обслуживающая деятельность и т.д.).

Важнейшей формой экономической деятельности является производственно – хозяйственная деятельность предприятий различных форм собственности и предпринимательская деятельность физических лиц, представляющая собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на систематическое получение прибыли. Предприятием же является хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Как сфера государственного управления хозяйственная деятельность заключается в реализации государственной политики регулирования отраслей материального производства, а также в регулировании процессов непроизводственной сферы.

Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложными являются те, которые касаются экономики. Формирование Россией собственной экономической политики связывается с определением главных ее направлений на основе принципов демократии, свободы предпринимательства и открытости для интеграции в мировое экономическое сообщество. Эффективная национальная экономика служит гарантией независимости государства. Развитие законодательства по вопросам экономики России связано с изменениями в правовых формах ее регулирования, переходом к рыночным механизмам.

Органы государственной власти осуществляют меры по углублению правовой и административной реформ, созданию гарантий проведения рыночных преобразований, неотвратимости перехода к рыночной экономике.

Управлеие экономикой — это целенаправленная организационная деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, органов управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства. Управление заключается в правовом обеспечении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ развития отраслей, организационном обеспечении управления хозяйством, контроле, оперативном управлении хозяйствующими субъектами.

Государственное управление экономикой — это управление про­мышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции, необходимых для удовлетворения потребностей людей, несмотря на то, что распределе­ние общественного продукта между ними и их группами может быть различным. Процесс уп­равления экономикой предполагает решение многих вопросов (обес­печение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, соз­дание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и ад­министративными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции). Властные методы неодинаковы по отношению к подчи­ненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и др.).

В Российской Федерации управление экономикой и основа этого — управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации) управляют федеральные органы (например, федеральные министерства, в чьем прямом подчинении находятся предприятия, другое федеральное имущество), собственностью субъектов РФ — их органы. Муниципальной собственностью (она не является государст­венной) управляют органы муниципальных образований. В функцио­нальном плане управление экономикой связано с профилем деятель­ности различных федеральных министерств функционального харак­тера (например, министерство промышленности и торговли, министерство экономического развития, министерство природных ресурсов и экологии, министерство финансов), функциональных комитетов (департаментов) в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях. Такие отделы также имеют предметный и функциональный характер (например, отделы, ведающие муниципальными предприятиями или муниципальным планированием).

Читайте также:  Количество поисковых запросов по странам

Высшими федеральными органами государственного управления (в широком смысле) в сфере экономики в Российской Федерации являются парламент (федеральное собрание РФ), Пре­зидент РФ, Правительство РФ, центральные органы отраслевого управления — министерства (например, министерство экономического развития, министерство промышлен­ности и торговли, министерство сельского хозяйства, финансов) и ведомст­ва (Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство имущественных отношений, и др.).

В свою очередь, Парламент, к примеру, осуществляет управление, прежде всего, путем целеполагания. Он определяет общую стратегию экономического раз­вития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимает ежегодный государственный бюджет (роспись до­ходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (гражданский, земельный, водный, налоговый кодексы, законы о порядке разре­шения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шель­фе и его использовании, об особых экономических зонах и т.д.). В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответ­ственность в уголовном или административном праве за хищение или порчу имущества). Законы, в том числе и в сфере экономики, как правило, за редчайшими исключениями, имеют общенормативный характер, однако принимаются и частные законы (например, Федеральный закон от 2 января 2000 г. №1 «Об участках недр, право пользования ко­торыми, может быть предоставлено на условиях раздела продукции на Ванкорском газонефтяном месторождении» (в Красноярском крае). Аналогичные законы в последующем принимались в отноше­нии Тасеевского месторождения золота, Штокмановского газоконденсатного месторождения и др.

С экономическими вопросами связаны многие другие формы дея­тельности парламента. Парламентарии заслушивают отчеты (в Рос­сии — информацию) соответствующих министров на пленарных засе­даниях и на заседаниях постоянных комитетов, вправе задавать им вопросы. Комитеты парламента организуют парламентские слушания, в том числе по вопросам экономики, с целью привлечь внимание об­щества к проблемам, имеющим важное общественное значение. Счет­ная палата, создаваемая парламентом, проверяет расходы государст­венного бюджета и т.д.

Президент, как глава государства также участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное регулирование экономи­ческих отношений. Глава государства своим указом утверждает по­ложения о министерствах и ведомствах, руководители которых вхо­дят в состав Правительства РФ, заслушивает доклады министров, дает им указания и советы (в том числе по экономическим вопро­сам), издает множество распоряжений частного характера (напри­мер, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчи­нения в подчинение субъектов Федерации). Президент РФ посещает с инспекционными поездками различные районы страны, знакомит­ся с экономическим положением и иногда на месте принимает не­обходимые решения. По результатам таких поездок принимаются и решения Правительства.

Важная роль в процессе управления экономикой принадлежит Правительству Российской Федерации, которое в соответствии со ст.114 Конституции РФ и ст.14 ФКЗ от 17.12.1997 года №2 «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 года №8-ФЗ)[222] в сфере экономической деятельности имеет следующие полномочия:

осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации и др.

Правительство РФ вносит на заседание парламента основные за­конопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только Правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюд­жета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение Правительства. Оно утвержда­ет положения о большинстве ведомств, в том числе экономических (тех, руководители которых не входят в состав Правительства – федеральных служб и агентств).

Непосредственное управление отраслями экономики осуществляют, входящие в состав Правительства РФ органы специальной и отраслевой компетенции: министерства, ведомства (федеральные службы и федеральные агентства).

Органы федерального центрального отраслевого управления — министерства и ведомства занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере, иногда независимо от подчи­ненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров, нормы труда и т.д.).

Органы субъектов Федерации (законодательные органы, главы ад­министраций, правительства), министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по уп­равлению экономикой (оно также считается государственным управ­лением), что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта. Они действуют в соответствии с законами Федерации (если законы приняты по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов) или самостоятельно (если определенные вопросы эконо­мического регулирования отнесены к их исключительному ведению).

В государственном управлении экономикой могут участвовать органы муниципальных образований, если им предо­ставлены определенные государственные полномочия (с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств).

Государственное управление экономикой по основаниям его осуществления разделяется на общее, осуществляемое государством и его органами и особенное, когда государство, являясь собственником, управляет находящимися в его ведении государственным имуществом.

По содержанию государственного воздействия оно подразделяется на создание и прекращение субъектов хозяйствования, планирование, регулирование и контроль. Любое государственное воздействие представлено в виде конкретного юридического акта.

Правовую основу управления экономикой составляют многочисленные нормативные акты, к которым можно отнести: Конституцию РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы: «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года №122 (в ред. от 19.07.2011 года №246)[223], «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161 (в ред. от 19.07.2011 №246)[224], «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1 (в ред. от 18.07.2011 года)[225], «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 года №99 (в ред. от 19.10.2011 №283)[226] и др.

В области управления экономикой также действуют Налоговый, Бюджетный, Таможенный, Водный, Лесной, Градостроительный Кодекс РФ.

Читайте также:  Чтобы улучшить контроль за качеством пищевых продуктов государственная инспекция страны

Особое место в регулировании хозяйственной деятельности занимает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку посредством института административной ответственности обеспечивается защита правоотношений, в том числе, и возникающих в сфере экономики

Кроме законов в указанной сфере действует большое число иных нормативных правовых актов – Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и ведомств, нормативных актов местных органов исполнительной власти, актов органов местного самоуправления издаваемых данными органами в пределах их компетенции.

В сфере управления экономикой кроме государственных органов и организаций действуют различные предприятия и учреждения негосударственного характера. Они в отличие от органов исполнительной власти осуществляют не руководство, а экономические, социально – культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

При этом следует заметить, что государственное управление или практическая реализация исполнительной власти есть регулирующая деятельность, поскольку в качестве одной из функций управления выступает именно регулирование. Следовательно, регулирование есть часть управления, т.е. его функция. В свою очередь, суть регулирования состоит в упорядочении, налаживании, в направлении движения и развития, в подчинении определенному порядку, в установлении правильного взаимодействия, в создании условий нормальной работы. В подобном понимании регулирование является наиболее ярким выражением того комплекса действий, которые совершаются в процессе управленческой деятельности. По смыслу своего содержания регулирование осуществляется главным образом путем установления наиболее общих правил управления (программ), которыми должны руководствоваться участники управленческих отношений, корректировки этих правил в связи с изменениями ситуации в сфере управления экономики (внесение в них изменений и дополнений), устранение условий, нарушающих нормальный ход управления (контроль и его последствия). Таким образом, исполнительная деятельность, каковой является государственное управление, предполагает оперативное регулирование текущих управленческих взаимосвязей, их защиту, а также контроль за состоянием управляемой системы.

Применительно к государственному управлению хозяйствующими субъектами, свое конкретное выражение государственное регулирование получает в следующих основных формах:

нормативное регулирование (правотворчество). Важнейшую роль в административно – правовом регулировании экономики играют акты органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственную политику в сфере анализа и прогнозирования социально – экономического развития страны (Министерство экономического развития Российской Федерации); в финансовой сфере (Минфин РФ); в промышленности и торговле (Министерство промышленности и торговли РФ); в топливно – энергетическом комплексе (Министерство энергетики РФ); в агропромышленном комплексе (Министерство сельского хозяйства РФ) и т.д.;

государственная регистрация, выступающая одной из форм государственного надзора за соблюдением условий обретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической правосубъектности;

лицензирование – выступает юридическим фактом, порождающим право на определенную деятельность, связанную с производством, оказанием услуг, осуществлением работ;

сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

квотирование — количественное ограничение экспорта, импорта определенных видов товаров, проводимое государственными органами в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности. В Российском законодательстве термин «квотирование» также применяется и для регулирования вылова рыбы, и для выделения рабочих мест на предприятиях для инвалидов, и для определения потребности российской экономики в необходимом количестве иностранной рабочей силы и т.д.

Среди методов государственного управления экономикой, все большее значение приобретают методы не прямого, а косвенного воздействия, примером которых являются государственные заказы.

Государственный заказ (сокращенно госзаказ) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Государственный заказ обеспечивает:

— потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;

— потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;

— потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Основными задачами государства в указанной сфере регулирования являются:

создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития предпринимательской деятельности;

целенаправленное формирование системы государственной поддержки рассматриваемой деятельности;

инициирование финансово – кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся хозяйственных субъектов;

создание взаимосвязи науки, технологий с производством и предпринимательской деятельностью для развития экономики, усовершенствования хозяйственной инфраструктуры общества, усовершенствования производительных средств.

Осуществляя деятельность в рамках названных направлений, государство обеспечивает дальнейшее развитие системы нормативно – правового обеспечения предпринимательской деятельности, отражение в законах и иных нормативных правовых актах России интересов различных хозяйствующих субъектов и особенностей субъектов малого предпринимательства с целью устранения их неблагоприятного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие проявлению и развитию их конкурентных и социально – экономических преимуществ.

Переход к рыночному механизму регулирования экономических отношений в стране предусматривает постоянное углубление правового влияния на экономические процессы, расширение сферы применения общегосударственных программ развития экономики, приватизации государственной и муниципальной собственности, демонополизации, конкуренции, безотходных технологий (экологизации общественного производства). Важное значение придается поиску оптимальных форм организации экономики, ее отраслей и комплексов, ускорению предпринимательства, стимулированию научно-технического прогресса, внедрению новых технологий, повышению эффективности, интенсификации инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, при указанных условиях в нынешней экономической ситуации, государственное управление не только необходимо, а наоборот — его значение возрастает. Только государство в лице его органов власти вправе: осуществлять экономическую и социальную политику для обеспечения интересов всех слоев населения; смягчать стихийные процессы рыночной саморегуляции с целью предотвращения хаоса в экономике; стимулировать рыночную экономику, обеспечивать эффективность ее функционирования с одновременным ограничением и предупреждением негативных последствий экономической власти собственников, особенно монополистов; гарантировать защиту национальных интересов и внутреннего рынка от внешней экономической и политической экспансии.

В государственном управлении экономикой речь идет не о возобновлении административно-командной системы, а о создании новой системы управления, которая бы осуществляла исполнительную власть на принципах регулирования, координации, поощрения выбора наиболее приоритетных направлений деятельности, самостоятельности в поисках вариантов решения различных проблем.

Источник

Adblock
detector