Меню

Экономика каждой страны имеет свои особенности

Экономика каждой страны имеет свои особенности

Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом экономическом пространстве.

Особенностями экономики России являются следующие характеристики:

Во-первых, это крупномасштабная экономика, что определяется ее территорией (17,1 млн км 2 — первое место в мире), численностью населения (на 1 октября 2013 г. — 143,5 млн человек — девятое место в мире), значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом.

Правда, за годы кризиса 90-х гг. по доле в мировом валовом национальном продукте Россия оказалась отброшенной назад. Если в 1970 г. в России производилось 8% мирового ВВП, в 1990 г. — 5,5%, то в 2000 г. — всего 2,7%. По данным Всемирного банка, по состоянию на конец 2012 год, доля экономики России в мировой экономике составила 4,1 %. По индексу человеческого развития в 2013 году Россия расположилась лишь на 55 месте. Однако страна обладает значительными возможностями для роста.

Во-вторых, большое богатство и разнообразие природных ресурсов — земельных, минеральных, лесных, водных. По площади сельскохозяйственных угодий (220 млн га), лесов (774 млн га), водных ресурсов (4310 кубокилометров речного стока в год, 2 млн озер), разведанных запасов нефти, газа, угля, руд черных металлов, некоторых цветных металлов, горнохимического сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире. К сожалению, эффективному использованию этихприродных богатств мешают неблагоприятные климатические условия: около 70% территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это требует дополнительных затрат на их освоение, жизнеобеспечение населения, на перевозки грузов и пассажиров.

В-третьих, Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения. На ее территории проживают представители более 100 национальностей и народностей, множество этносов, имеется ряд конфессий (христианско-православная, мусульманская, буддийская и др.). Это разнообразие необходимо учитывать в социально ориентированной экономической политике.

В-четвертых, в результате реформ 90-х гг. экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. В 2000 г. из общего числа занятых в экономике 64,6 млн человек 38,1% были заняты в государственном и муниципальном секторах, 45% — в частном секторе, 14,1% — в смешанном секторе, 0,8% — в общественных и религиозных организациях, 2% — на совместных с иностранными компаниями и иностранных предприятиях.

Соответственно имеется несколько основных укладов: капиталистический, мелкотоварный (мелкие частные предприятия, фермеры, «челноки»), государственный, государственно-частный (смешанный).

Особенностью России является значительный удельный вес натурально-патриархального уклада, представленного в основном личными хозяйствами населения, которые в 2011 г. производили 40 % сельскохозяйственной продукции — в основном для собственного потребления. Важная задача государственного регулирования экономики при таких обстоятельствах состоит в создании условий, чтобы каждый экономический уклад функционировал наиболее эффективно в присущей ему нише.

В-пятых, экономика характеризуется резкой, усилившейся в 90-е гг. дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития 83 субъектов Российской Федерации.

В 2010 г. по размеру территории Республика Саха (Якутия) превосходила Республику Адыгею в 277 раз. Размеры инвестиций в основной капитал в Тюменской области почти в 5900 раз были больше чем в Эвенкийском автономном округе.

Москва превосходила Эвенкийский АО по стоимости основных фондов в 700 раз, а по обороту розничной торговли — почти в 3600 раз. Соответственно Ингушетию по среднедушевым месячным доходам — в 16,3 раза, а по объему валового регионального продукта — в 338 раз.

При таком разнообразии условий развития и экономических потенциалов субъектов Федерации первостепенное значение приобретает региональная политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны.

В-шестых, смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику.

При централизованно-плановой модели монополия внешней торговли ограждала российские предприятия и внутренний рынок от конкуренции зарубежных монополий и транснациональных корпораций (ТНК).

Теперь покупатели свободны в выборе российских или импортных товаров. К тому же товарные потоки между бывшими республиками Советского Союза приобрели характер внешней торговли. В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей и углубляя кризис.

Доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли выросла с 14% в 1991 г. до 54% в 1996 г. После девальвации рубля в 1998 г. она снизилась до 36%, но в 2010 г. вновь поднялась (превысила 40 %).

Конкуренция импортных товаров предоставляла покупателям более широкий выбор и вынуждала отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции. В то же время ряд высокотехнологичных производств вытеснены зарубежными конкурентами. Во многих секторах рынка практически господствуют ТНК при поддержке местных компрадоров. Благодаря этому крупные ресурсы перекачиваются за рубеж. Особенно пострадали сельское хозяйство, легкая промышленность и гражданское машиностроение, где производство многократно сократилось. Многие предприятия, ранее считавшиеся российскими, фактически работают под контролем иностранного капитала.

Читайте также:  По всей стране по всей россии работу делаем свою

Все это говорит о том, что государство практически отказалось от поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей. Не решались проблемы реинтеграции стран СНГ, возрождения общего рынка и единого экономического пространства в рамках евразийской цивилизации.

Огромные внешние займы были бездарно растрачены, частично разворованы и не служили реструктуризации экономики. Во внешнеэкономической политике не учитывались противоречивые тенденции глобализации.

Перечисленные особенности российской экономики свидетельствуют о необходимости высочайшего профессионализма, об огромной ответственности государственных служащих при выборе и осуществлении модели государственного регулирования экономики.

Источник

Экономика каждой страны имеет свои особенности

Глава 8.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ.

§ 21. Национальные модели современной экономики

Каждая национальная модель экономики имеет свои количественные и качественные характеристики и особенности. Экономисты лишь предлагают определённую систему их анализа, группируя по ряду признаков, более или менее сходных, близких или однотипных (табл. 8).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ (МОДЕЛИ) СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

США, Швейцария Частный бизнес – предмет особой заботы государства. Акцент на индивидуальные экономические свободы и защиту имущественных прав. Государственная собственность распространяется в основном на землевладение и объекты инфраструктуры; низкие налоги на прибыль корпораций. Жёсткая модель частнокорпоративно-государственного регулирования, с сильной социальной дифференциацией общества; индекс социальной дифференциации 1 : 10
Великобритания Сильные традиции лейборизма и консерватизма; использование методов косвенного регулирования (в последнее десятилетие); умеренные налоги на прибыли крупных корпораций. Средний уровень социальной дифференциации. Госсобственность в инфраструктуре и на уровне городов и муниципалитетов. Умеренная социальная дифференциация; индекс социальной дифференциации 1 : 8
ФРГ Сильные традиции социально-рыночного хозяйства; значительная роль правительства земель в экономике. Налоги умеренные; сильное экономическое влияние государства. Госсобственность в форме акций и на уровне земель и муниципалитетов. Умеренная социальная дифференциация; индекс социальной дифференциации 1 : 7
Франция,
Италия,
Испания,
Бенилюкс,
Канада,
Австрия
Государства часто прибегают к национализациям и денационализациям. Немного выше уровень налогов на прибыль крупных корпораций, чем в США, Японии, ФРГ, Англии; менее выражена социальная дифференциация в распределении доходов, чем в Англии и США; государственный сектор в инфраструктуре, социальных отраслях, строительстве (гражданском и военном), на уровне местных органов самоуправления – коммунах и муниципалитетах. Умеренная социальная дифференциация; индекс социальной дифференциации 1 : 6
Япония Практика косвенного (неформального) воздействия государства на все структуры бизнеса, группы населения; всеобщая занятость; почти полное отсутствие бедности; отсутствие нищеты, отсутствие госсектора, система контрактов; средняя социальная дифференциация; индекс социальной дифференциации 1 : 5
Швеция Наиболее социально ориентированное государство и рынок. Низкая дифференциация по доходам; низкий уровень бедности, высокая степень солидарности групп населения; значительный госсектор – в основном на транспорте, в электроэнергетике, коммунально-муниципальном уровне; ориентированность на общие интересы; индекс социальной дифференциации 1 : 4
Китай Значительная дифференциация по доходам; неравномерное развитие регионов; контроль государством основных отраслей и сфер производства; эффективные и конкурентоспособные госкорпорации, сильные позиции в экономике провинциальных властей; оплата труда и бедность большинства населения; пенсии только у части городского населения; жёсткая, централизованно управляемая социалистически-капиталистическая модель – переходная (конвергенционный тип); индекс социальной дифференциации 1 : 8
Россия В системе госсектора разные отраслевые предприятия; слабая эффективность госсектора из-за плохой организации и слабого менеджмента; социальная разобщённость людей, бедность свыше 30% населения; низкий уровень заработной платы и пенсий; централизованно-децентрализованная модель со слабой конкуренцией и сильным административным вмешательством на всех уровнях власти; переходная модель; индекс социальной дифференциации от 1 : 15 до 1 : 25 (по разным исследованиям)

Истории развития западноевропейского капитализма около 500 лет, и начинается она со средневекового ремесленничества, купцов, торговцев, уличных менял. Капитализм вырос на собственной национально-государственной почве. Имея множество сходных черт, каждый из этих типов капитализма обладает своими особенностями. Поэтому можно говорить о единой западно-европейской модели капитализма, которая в каждой стране имеет свою специфику.

Французская модель отличается достаточно сильным государственным сектором экономики. Крупная промышленность, оборонные отрасли машиностроения, гражданская и военная авиация, космическая техника создавались государством. В настоящее время действуют элементы государственного планирования, которые, впрочем, не обязательны к исполнению корпорациями. Во Франции сильная социальная политика, достаточно высокие налоги на предпринимателей, значительное влияние профсоюзов. При этом государство последовательно проводит политику повышения доходов населения и поощряет конкуренцию. Государство без особенных трудностей осуществляет национализацию и приватизацию промышленных предприятий. Благодаря государству были восстановлены автомобильная и авиационная промышленность, создан мощный военно-промышленный комплекс, развита огромная научно-техническая база для формирования атомной энергетики и космической техники, создан ракетно-ядерный потенциал. Роль муниципально-коммунальных органов самоуправления, решающих важные вопросы социальной политики, очень велика.

Читайте также:  Знаменитые места разных стран

Германская, или рейнская, модель, действующая в ФРГ, традиционно характеризуется (в послевоенные десятилетия) чёткой ориентацией на так называемый «магический треугольник/четырёхугольник»:

• поддержку социального мира;

• развитие предпринимательства, среднего класса, мелких собственников и трудящихся;

• высокую занятость при низкой инфляции;

• стимулирование экономического роста. Государственный сектор не получил большого развития, но традиционный (со времён Пруссии) государственный контроль над деятельностью предпринимательства существует и в наши дни. Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, в которой развитие конкурентных начал связано с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей негатив рынка и капитала. В германской экономической модели государство не определяет экономические цели, а создаёт инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды – с другой. Важнейшая задача государства – обеспечить баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

В целом германской модели присущи следующие черты:

• индивидуальная свобода является условием функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений благодаря активной государственной политике поддержания конкуренции;

• социальное равенство – рыночное распределение доходов обусловлено объёмом вложенного капитала, а также индивидуальными усилиями граждан, в то же время достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики;

• социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а так-же на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например в доступном жилищном строительстве;

• стимулирование технологических и организационных инноваций – постоянная политика федерального правительства;

• проведение структурной политики, направленность на постоянную модернизацию при достаточно жёстком контроле со стороны федеральных и земельных властей;

• высокая степень участия земельных и местных органов власти в социально-экономической жизни, в деятельности профсоюзов, общественных организаций и граждан.

Американскую модель иногда называют англо-американской из-за сближения экономической политики Англии с конца 70-х гг. ХХ в. с американской. Она имеет свои исторические особенности, которые прежде всего связаны с тем, что первичные капиталистические отношения были привнесены в страну европейскими колонистами, продвигавшимися в Америке с востока на запад вплоть до Мексики (у которой они отвоевали Калифорнию и Техас). Переселенцы основывали города, строили первые предприятия, формировали местные власти и судопроизводство, переносили европейские стандарты, приспосабливая их к местным условиям. Огромные пространства, низкая заселённость, постоянные опасности сформировали особый тип американского капитализма, для которого изначально были характерны личная свобода и предельный либерализм в сочетании с жёстким использованием наёмного и рабского труда. И только Великая депрессия 1929–1933 гг. изменила не только обстановку, но и психологию американского общества. Выйти из кризиса помог курс Рузвельта на основе кейнсианского регулирования и социальных программ, которые стали постоянным элементом политики государства.

Американская модель – это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая абсолютизацию роли частной собственности, конкурентного рыночного механизма, капиталистических мотиваций в сочетании с высоким уровнем социальной дифференциации населения. Соединённые Штаты Америки – ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом, однако ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так обнажённо и остро, как в США. Это достаточно наглядно проявилось в ходе мирового финансово-экономического кризиса, который первоначально зародился в США (в конце 2007 г.).

Соединённые Штаты обладают самым крупным в капиталистическом мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Хотя львиная доля этих затрат (около 1/3) идёт на военные разработки, они позволяют США вести научные исследования по всему спектру научных проблем и добиваться относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в разработки и технические новшества. Экономическое развитие США, как и других государств – членов НАТО, участвующих в интенсивном наращивании вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии чрезмерного роста военного потенциала на экономику. Использование экономических ресурсов для военных целей – это растрата части общественного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война в экономическом отношении равносильна тому, как если бы нация кинула в воду часть своего капитала.

Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создаётся приемлемый уровень жизни за счёт частичных льгот и пособий через перераспределительный механизм, действующий в системе налогообложения. При этом задача социального равенства здесь не ставится, в отличие от европейской традиции. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда, нацеленности на новаторство и передовые технологии, ориентацию на достижение личного успеха.

Читайте также:  Как происходило введение плановых начал хозяйственную жизнь советской страны

В США рынок доминирует в производственно-социальной сфере, а огромные расходы государства на социальные цели реализуются через программы в сфере образования, здравоохранения, помощи материнству, престарелым и т.д., использующие конкурентные механизмы и факторы стимулирования деловой активности даже в этих социальных группах населения.

Американский тип капитализма также имеет подвижную форму и зависит от партии, находящейся у власти. Считается, что демократы в большей мере подвержены влиянию идей, близких европейским социал-демократам (и кейнсианству), в то время как республиканцы являются приверженцами неолиберализма. Так, Дж. Буш проводил более жёсткую политику, добиваясь уменьшения налогов на прибыли корпораций. Нынешний президент Обама снизил налоговые ставки на средний класс и малоимущих, но увеличил на крупные корпорации. Но эта мера оказалась «замороженной» до окончательного выхода США из глобального кризиса. В стране действуют программы, обеспечивающие всеобщую доступность здравоохранения и образования, значительные средства направляются на охрану материнства, защиту детей, социальное страхование, защиту окружающей среды, развитие науки и образования.

Шведскую (скандинавскую) модель называли «народным капитализмом» и даже социализмом. Существует и более общее определение Швеции как государства народного благосостояния. Все определения основаны на высоком материальном и культурном уровне жизни населения и отсутствии резкого классового и социального расслоения общества.

Социально-экономическая политика государства заложена шведской социал-демократией, правительства которой много десятилетий находились у власти. Эта политика проводилась с небольшими изменениями и при «правых» правительствах, начиная с 90-х гг. ХХ в. Центральным элементом экономической политики в Швеции является прогрессивное налогообложение, в результате которого государство может обеспечить необходимый уровень поддержки тех социальных слоёв общества, которые в ней нуждаются.

В настоящее время в социально-экономической политике государства появились определённые трудности. Стремясь активизировать деятельность национальных компаний, многие правительства создают чрезмерно благоприятные условия для их прибыльной деятельности, в том числе через налоговые режимы. В результате успешные шведские компании переносят свою производственную деятельность в европейские или иные страны. Таким образом, конкуренция происходит не только между фирмами, но и в разновидностях экономической политики. Правда, мировой экономический кризис, который Швеция пережила с меньшими потерями, чем страны ЕС, снова укрепил позиции этой страны.

Другое направление экономической политики Швеции – государственные системы здравоохранения и образования, в том числе высшего. Эти системы остаются базовыми ценностями в шведском обществе независимо от того, какие партии приходят к власти. В стране действует хорошо отлаженная система социальных гарантий. Малоимущие семьи оплачивают жильё по льготным тарифам. Многодетные семьи, имеющие доход ниже установленного минимума, также получают финансовую поддержку. Пенсия по старости составляет 75% от уровня базовой заработной платы работника.

Для Швеции характерен высокий уровень самоуправления (через коммуны). Местные органы власти располагают солидной хозяйственно-финансовой базой, несут ответственность за ЖКХ, в том числе строят доступное социальное жильё, содержат школы и учебные заведения, обеспечивают медицинское обслуживание населения.

Шведский экономический путь можно назвать специфической формой общественно-государственной организации, в которой социальные и классовые контрасты незначительны, общество обеспечивает своё развитие без видимых форм эксплуатации большинства меньшинством, а всякого рода противоречия решаются на основе стремления к справедливости. Социальная консолидация – свойство шведского общества, в котором противоречия почти всегда решаются на основе согласия и компромисса.

В последнее десятилетие Скандинавские страны в целом укрепили политику социальной ориентации государства. Элемент социализации, альтернативный и классическому капитализму, и советскому социализму, становится всё очевиднее, возрастает его влияние на всю Европу.

• западноевропейская, французская, германская, американская, шведская модели капитализма

• общие черты и особенности моделей

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы.

• В каких странах высока доля государственного сектора экономики? Где он практически отсутствует?

• Какие страны отличаются высоким уровнем социального расслоения (вспомните, что показывает индекс социальной дифференциации)? Где разрыв между бедными и богатыми наиболее низкий?

• В каких странах высокие налоги на прибыли корпораций?

• В каких странах, на ваш взгляд, население наименее социально защищено?

2. Какое государство тратит огромные средства на вооружение? Как это может отразиться на его экономике в будущем?

3. В чём привлекательность шведской модели экономики?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector