Меню

Экономическое сотрудничество россии со странами мира

Экономические отношения России со странами

Ведущие торговые партнеры Российской Федерации. Товарная структура внешней торговли государства в условиях изменения конъюнктуры мирового рынка. Научно-техническое сотрудничество России с другими странами в областях знаний и производственной деятельности.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 21.03.2014
Размер файла 15,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экономические отношения России со странами

Современное мировое хозяйство характеризуется быстрым ростом внешнеэкономических связей. Экономика СССР, крупнейшей индустриальной державы мира, фактически была искусственно изолирована от мирового рынка и международной конкуренции. Доля страны в мировой торговле не превышала во второй половине восьмидесятых годов 4 %. Сегодня на долю России в мировом товарообороте приходится только 1 %. В результате экономического кризиса в стране объем внешней торговли РФ сократился более, чем в два раза. Однако внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер. Страна имеет торговые отношения со многими государствами мира. Изменение внешнеэкономической деятельности происходит в соответствии с принятой Конституцией и Федеральным Договором. В них предусматривается право субъектов Федерации, а также отдельных предприятий на развитие внеэкономических отношений. Включению России во внешнеэкономические связи способствует также и изменение политического климата в мире, окончание холодной войны. Россия представляет собой для развитых стран Запада своеобразное Эльдорадо: огромный, слабо освоенный рынок, богатые трудовые ресурсы, исключительно многообразная огромная (пока еще) сырьевая база. В 1994 г. между Россией и Европейским Союзом было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Соглашением предусматривается реализация свободы движения капиталов, рабочей силы и услуг. Это важно для нашей страны, так как на долю стран ЕС приходится до 40 % российского экспорта. В целом в последнее время во внешнеторговом обороте России наметился рост удельного веса стран с развитой рыночной экономикой. Результатом изменения в ориентирах неэкономической деятельности стало изменение географии внешней торговли России. Больше всего изменилась роль основных в прошлом торговых партнеров России — социалистических стран. Их доля в экспорте нашей страны снизилась вдвое (с 50 до 25 %), а в импорте с 51 до 28 %. Удельный вес развитых стран Запада в торговле с Россией увеличился почти в два раза и достиг уровня 50-60 %. Ведущими торговыми партнерами РФ стали ФРГ, США, Великобритания, Италия. Нидерланды, Китай, Япония. На долю этих стран приходится почти половина внешнеторгового оборота России. Всего же наша страна имеет торговые отношения более, чем с 50 странами. Под влиянием изменения социально-экономических условий в стране и конъюнктуры мирового рынка меняется товарная структура внешней торговли России. В российском экспорте ведущее место занимает минеральное сырье: нефть, нефтепродукты, газ, уголь и др. На внешний рынок в 1996 году, например, Россия поставила 92 млн. т сырой нефти и 33 млн. т в страны СНГ (всего-40 % добычи), 197 млрд. мэ природного газа и 25 млн. т угля. Удельный вес топливно-энергетических ресурсов в российском экспорте составил 45,9 %. Основные потребители российской нефти и газа — европейские государства (Германия, Италия, Франция, Польша, Венгрия и др.). Вторая по значению группа экспортных товаров — сырье и полуфабрикаты, металлы (железная руда, стальной прокат, алюминий, лесоматериалы и т.д.). Россия — крупнейший в мире экспортер стали и алюминия. Экспортность же машиностроения в России очень мала (до 9 %). Это вызывает тревогу, так как, с одной стороны, отражает глубокий кризис в экономике страны, с другой стороны, тормозит развитие машиностроения. Развитие последнего невозможно сегодня без широких внешнеэкономических связей, способствовало бы оздоровлению структуры хозяйства РФ. В структуре импорта России основную часть пока составляют завозимые из европейских стран, США, Японии, Республики Кореи машины, оборудование и транспортные средства (около 3 %). Но их доля, а также доля химических продуктов заметно сократилась. Одновременно произошел рост объема промышленных товаров народного потребления. Неизменно высока (1/3) в импорте доля продовольствия. Россия ввозит мясо, мясопродукты, мясные консервы из ФРГ, Италии, Франции, Китая, США, других стран: картофель из Польши; зерно из США, Канады, Франции, ФРГ: муку из Италии. Венгрии, ФРГ; сахар с Кубы, из Франции, Китая, Бразилии; фрукты из Венгрии, Польши, Афганистана и т.д. Сырье для легкой промышленности поступает из стран Азии. Готовая продукция (одежда, обувь) — преимущественно из Китая и европейских стран. Товарная структура экспорта и импорта России значительно менее совершенна, чем структура экспорта передовых стран мира. В последних заметны проявления экономической революции: ресурсосбережение, совершенствование технологий, очистных сооружений, специализация на экологически приемлемых отраслях хозяйства. При этом «грязные» производства, отходы и их переработка перемещаются в страны, отставшие в своем развитии. Анализ экспортно-импортной структуры наводит на мысли о том, что Россия позволяет относить себя к этой группе стран. Примеров тому очень много. Одним из самых ярких является экспорт металлов платиновой группы концерном «Норильский никель» в Японию и США, где они используются в производстве катализаторов для очистки автомобильных выхлопов. Концерн «Норильский никель» — крупнейший загрязнитель атмосферы в России и в Европе. В результате борьба за чистоту атмосферы за рубежом повышает уровень ее загрязнения в России. Эта кризисная ситуация должна быть до конца осознана в обществе, в правящих структурах, а будучи осознанной — устранена. внешняя торговля россия партнер

Читайте также:  Как происходит название населения страны

Наряду с внешней торговлей промышленными и продовольственными товарами в нашей стране развиваются и другие формы международного экономического сотрудничества. Так, переход к открытой экономике способствует развитию научно-технического сотрудничества России с другими странами в различных областях знаний и производственной деятельности. Сотрудничество в области науки и техники предполагает планирование, прогнозирование, совместное осуществление научных разработок; сотрудничество в области научно-технической информации и подготовки кадров; обмен специалистами для работы в научно-исследовательских и учебных центрах и т.п. Развивается такое новое для России направление, как совместное предпринимательство. Наибольшую активность в создании СП проявляют фирмы промышленно развитых государств: ФРГ, США, Финляндии, Австрии, Италии, а также стран с развивающейся рыночной экономикой — Китая, Венгрии, Польши и др. Большая часть предприятий с иностранным участием возникают там, где можно выгодно для зарубежных партнёров использовать созданные в доперестроечное время строения, дороги, предприятия и т.д. Активизируется, кроме того, развитие совместного предпринимательства с участием российского капитала за рубежом. Для обеспечения развития СЭЗ на их территории устанавливаются особые льготы (упрощение регистрации предприятий, льготный налоговый режим, особый таможенный режим и т.п.). В начале 90-х годов в России было принято решение о формировании 12 СЭЗ. В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, Калининградской области и Санкт Петербурге, остальные зоны находятся в стадии формирования. Экономический эффект от СЭЗ для нашей страны пока представляется спорным, а вот выгода иностранного бизнеса очевидна. Наша страна находится в крайне сложной социально-экономической ситуации, изменилось и ее геополитическое положение. В этих условиях внешнеэкономическая политика России должна быть направлена на защиту интересов отечественных экспортеров на внешних рынках, в поддержку отечественных производителей через регулирование иностранной конкуренции на внутреннем рынке; привлечение зарубежных капиталов и фирм, содействие созданию СП по производству конкурентоспособных машин и оборудования.

Читайте также:  Общие направления развития европейских стран

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Товарная структура внешней торговли и внешнеторговый оборот РФ. Анализ общих результатов внешней торговли России с основными развитыми странами. Рассмотрение итогов внешнеэкономической деятельности РФ, перспективы торгово-экономического сотрудничества.

курсовая работа [642,6 K], добавлен 25.12.2013

Динамика внешней торговли (экспорта, импорта и сальдо торгового баланса) Германии за 2008-2012 г. Основные торговые партнеры страны, динамика торговли со странами ЕС, НАФТА, а также с разными регионами мира. Товарная структура немецко-российской торговли.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 14.05.2014

Проблематика влияния санкций на внешнеэкономические и торговые отношения Российской Федерации с другими странами, а так же анализ показателей внешней торговли. Разработка методологии улучшения ситуации, решение проблем на основе проанализированных данных.

статья [22,7 K], добавлен 09.02.2017

Направления внешней торговли. Торговые барьеры для Российской Федерации на мировом рынке. Анализ торговых отношений и процессов регулирования внешней торговли в России. Внешняя торговля со странами СНГ как основное направление международной торговли.

курсовая работа [862,6 K], добавлен 24.09.2014

Договорно-правовая база, регулирующая торговые отношения Российской Федерации и США. Динамика и структура взаимной торговли. Инвестиционное сотрудничество двух стран. Проблемы и перспективы развития экономических отношений. Экспорт и импорт России.

курсовая работа [65,4 K], добавлен 27.01.2014

Источник

Экономическое сотрудничество россии со странами мира

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (the Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная организация, нацеленная на выработку международных стандартов и рекомендаций по совершенствованию государственной социальной, экономической и экологической политики, поиск путей преодоления проблем и ограничений на пути экономического роста и развития стран.

ОЭСР объединяет большинство развитых и некоторые развивающиеся страны, на долю которых приходится 20% населения планеты и около 55% мирового ВВП.

В 2007 году Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако в 2014 году переговорный процесс был временно приостановлен в связи с политической ситуацией. Сотрудничество России с ОЭСР продолжается в формате технического сотрудничества. Минэкономразвития России совместно с МИДом России выступает координаторами деятельности органов государственной власти по взаимодействию России с ОЭСР.

Страны-члены ОЭСР и партнеры

К 2020 году количество стран – полноправных участников ОЭСР достигло 37: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония. В ближайшее время Коста-Рика станет 38-м членом Организации.

Читайте также:  Страны мира их достопримечательности туризм

Статус ключевых партнеров ОЭСР имеют Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка, Индонезия.

История создания ОЭСР

Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная в 1948 году для восстановления экономики стран Западной Европы в соответствии с планом Маршалла.

За годы успешной работы в Европе Организация накопила значительный опыт и компетенции в сфере государственного управления, регуляторных реформ и собрала внушительную базу статистических и эмпирических данных, позволяющих проводить обширный сравнительный анализ и давать рекомендации по имплементации эффективных мер экономической политики. В результате в 1961 году учреждена Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С этого времени состав ее членов продолжает расти.

Структура ОЭСР

Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят постоянные представители от стран-участниц в ранге послов. Как правило, Совет заседает раз в две недели на уровне постоянных представителей и один раз в год на уровне министров, курирующих проблематику ОЭСР. Постоянно действующим органом ОЭСР, обеспечивающим ее текущую работу, является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (избирается на пятилетний срок).

Под эгидой ОЭСР также функционирует ряд автономных и полуавтономных органов, важнейшими из которых являются Международное энергетическое агентство, Агентство по ядерной энергии, Международный транспортный форум. В ОЭСР также расположен Секретариат Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Цели и задачи ОЭСР

Основной задачей ОЭСР декларируется «содействие осуществлению политики, способствующей улучшению мировых экономических и социальных показателей».

На современном этапе в ОЭСР была отмечена острая необходимость создания принципиально новых подходов и инструментов для достижения целей устойчивого развития и глобального экономического роста, который предполагает:

  • ориентацию на достижение всеобщего благосостояния и сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения;
  • более глубокий анализ финансового сектора и его рисков;
  • проведение в связи с процессом мировой интеграции соответствующего анализа мировой экономики как единой сложной системы;
  • использование на практике более полного анализа, учитывающего протекающие в обществе политические и социальные процессы, их историческую подоплеку и влияние на экономику;
  • развитие системы стратегического планирования.

Направления работы ОЭСР

Сегодня ОЭСР фактически является одним из основных органов координации социально-экономической политики развитых стран мира. Задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей ОЭСР, однако сфера деятельности Организации не ограничивается только экономическими вопросами, приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер. К повестке Организации относятся следующие направления работы:

  • Экономическое развитие
  • Сельское хозяйство
  • Химическая безопасность
  • Конкуренция
  • Корпоративное управление
  • Борьба с коррупцией
  • Содействие международному развитию
  • Цифровая трансформация
  • Образование
  • Занятость, трудовые и социальные вопросы
  • Охрана окружающей среды
  • Финансы
  • Здравоохранение
  • Промышленность и предпринимательство
  • Инновации
  • Наука и технологии
  • Пенсии и страхование
  • Инвестиции
  • Государственное управление
  • Развитие городов и регионов
  • Регуляторная политика
  • Налоги
  • Торговля
  • Статистика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector