Меню

Экономическое сотрудничество россии со странами ближнего зарубежья

Экономическое сотрудничество россии со странами ближнего зарубежья

Рассмотрим особенности экономического взаимодействия России и стран СНГ.

Экономические отношения с республиками бывшего СССР, составляющими вместе с Россией постсоветское пространство, имеют для нашей страны крупномасштабное геополитическое и хозяйственное значение.

Будучи важнейшим компонентом евразийского региона, указанное пространство представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие.

После резкого сокращения вследствие разрушения в 1991 г. Советского Союза экономическое взаимодействие России и стран СНГ стало восстанавливаться и приобретать интеграционный характер. Можно утверждать поэтому, что указанный процесс испытывает тенденцию к постепенному развитию. Однако такое развитие происходит на принципиально иной основе по сравнению с годами советской власти.

На смену централизованной плановой системе управления пришло использование рыночных рычагов межгосударственного взаимодействия. В данном случае большинство вопросов решается на микроуровне, т.е. непосредственно между хозяйствующими субъектами на основе принципов взаимной выгоды и равенства сотрудничающих сторон.

К 2000 г. общий объем взаимного товарооборота между бывшими союзными республиками составлял 40% от уровня 1990 г.

Ведущее положение в постсоветском пространстве остается за Россией, хотя по интенсивности внешней торговли (внешнеторговый оборот на душу населения) ее в настоящее время опережают прибалтийские республики.

В начальный период проведения реформ в Российской Федерации значение для нее рынков постсоветских республик явно недооценивалось. Эксперты, готовившие предложения для Госсовета Российской Федерации осенью 1991 г., полагали, что снижение национального дохода России в случае полного прекращения товарообмена с другими республиками может составить лишь менее 6%. Однако эта цифра оказалась намного меньше реальных потерь России.

По различным оценкам, разрыв в 1992 г. хозяйственных связей с бывшими советскими республиками явился причиной 30% падения промышленного производства России и 23% падения российского ВВП.

К потерям рынков сбыта машин и оборудования и источников ряда важных видов промышленного и продовольственного сырья добавилась неожидавшаяся ранее проблема многократного увеличения транспортной составляющей расходов России по осуществлению внешнеторговых операций с потерей прямого выхода к морю в портах, отошедших к другим республикам (Одесса, Ильичевск, Рига, Вентспилс, Таллинн и другие).

Для России утраченной оказалась значительная часть традиционных рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности. Это не только препятствует стабилизации и оживлению экономики, но существенно снижает влияние и роль России в бывших союзных республиках.

В результате крушения СССР в России в 90-е гг. обострилась продовольственная проблема. Потеряв традиционных поставщиков продовольствия из бывших союзных республик и не реформировав собственную продовольственную базу, Россия попала в состояние критической зависимости от импорта ряда основных видов продовольствия из стран Запада.

Возросла общая зависимость России от импорта, увеличилась доля «технологической ренты» в ее национальном доходе вследствие сворачивания производства в обрабатывающем секторе экономики России, а также в результате перераспределения «высвобожденных» ресурсов на экспорт в страны «дальнего зарубежья».

Ввоз в Россию из советских в прошлом республик обеспечивает почти 1/3 российского конечного продукта. Без этого фонд потребления российской экономики сократился бы на 18%, а фонд накопления российской экономики — почти вдвое. Что касается стран ближнего зарубежья, то экономические связи с Россией формируют треть их конечного продукта и половину фонда потребления.

Читайте также:  Национальная валюта фунт страны

Однако вышеотмеченные оценки значения межреспубликанских экономических связей для России и других стран постсоветского пространства не учитывают факт наличия неэквивалентности обмена, в результате чего происходит безвозмездная передача этой группе государств значительной части российского национального дохода.

По некоторым расчетам, в условиях эквивлентного обмена конечный продукт России увеличился бы более чем на 9%, в том числе фонд потребления — на 20% с лишним. В то же время конечный продукт остальных бывших республик СССР сократился бы в этом случае почти на 1/4, в том числе фонд накопления — более чем вдвое.

Следовательно, цена «патроната» России достаточно велика. Для нее самой — это потеря 1/10 ее конечного продукта, а для государств «ближнего зарубежья» — безвозмездное получение 1/4 их конечного продукта.

Источник

Экономическое сотрудничество россии со странами ближнего зарубежья

Самая крупная страна СНГРоссия до сих пор не могла, а иногда и не хотела поддерживать своими ресурсами процесс интеграции. Инвестиции из дальнего Зарубежья и ссуды многократно перекрывали внутрирегиональные и стали для многих стран СНГ, по существу, главным условием выживания.

Товарооборот России со странами СНГ в период 1992—1999 гг. вырос в 1,3 раза, но при этом развивался очень неравномерно и испытал больше падений, чем взлетов.

Среди стран СНГ главными внешнеторговыми партнерами России выступали:

Россия является партнером номер один во внешнеторговом обороте всех стран СНГ. Особенно внушительным значением обладает она в экспорте и импорте Украины.

В структуре вывоза из России в страны СНГ традиционно преобладают топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, но относительно невелика доля продукции обрабатывающих отраслей. При этом сырьевая направленность российского экспорта усиливается, а доля машиностроительной продукции в вывозе падает.

Товарная структура импорта в Россию из стран СНГ примерно такова же, как и из дальнего зарубежья. Его ведущей статьей являются машины, оборудование и продовольственные товары, а также металлы и трубы. В экономических отношениях со странами СНГ Россия в 90-е годы фактически выступала как нетто-импортер машин и оборудования.

Условно считается, что до 1991 г. во внешнеторговом обороте РСФСР на долю остальных республик СССР приходилось примерно 60%.

В дальнейшем в результате практически ежегодного сокращения внешней торговли с бывшими советскими республиками их доля в обороте экспортно-импортной торговли России к 2000 г. упала до уровня в 18%.

В 1990-е гг. одним из главных факторов, препятствовавших развитию экономических связей России со странами СНГ, была высокая степень инфляции в большинстве этих государств. Особенно серьезный удар по этому сектору внешнеэкономической деятельности был нанесен разразившимся в августе 1998 г. валютно-финансовым кризисом в России.

Все это предопределило и продолжает предопределять повсеместное развитие хозяйственного взаимодействия фирм и предприятий России и других стран СНГ.

Источник

51. Экономические связи России со странами ближнего зарубежья в рамках интеграционного экономического пространства.

Вхождение России в мировой рынок и укрепление ее внешне­ экономических позиций в значительной степени зависят от вос-­ становления и развития связей со странами СНГ.

Распад Советского Союза в 1991 г.

Длительное существование Советского государства способство­вало глубокой экономической взаимозависимости входивших в нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше, чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене продукцией положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и Тур­кмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали. Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках. Нарушение сложившихся традицион­ных кооперационных связей вызвало спад производства промыш­ленной продукции почти на 30%.Сложившееся состояние эконо­мики обусловливает необходимость реинтеграции стран СНГ На новой экономической и политической основе. Внешнеторговый. товарооборот России со странами СНГ в 2000 г. составил 25,3 млрд долл. и возрос по сравнению с 1992 года два раза. В то же время удельный вес государств Содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил лишь 19,0%^ При этом экспорт продукции и услуг увеличился на 22.3% — с 11,2 до 13.7 млрд. долл. Объем импорта возрос за этот же период почти в 2 раза и составил 11,6 против 6 млрд. долл. в 1992 торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина ,Казах­стан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 83,4% внеш­неторгового товарооборота со странами СНГ, при этом в товар­ной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы, хотя их поставки по сравне­нию с 1992 г.

Читайте также:  Дед мороз разных стран мира презентация

Сумма[задолженности по кредитам России к 1996 г. возросла до 5,8 млрд долл. Ни одна из стран СНГ не погашает кредиты в установленные сроки. Боль­шая задолженность стран СНГ России, исчисляемая по состоянию на 1января 996 г. в сумме 15,6 трлн руб., сохраняется за поставку электроэнергии].

Формирование рациональной системы экономических связей стран СНГ может быть лишь результатом совместной работы всех государств Содружества. Главными задачами, требующими реше­ния в первую очередь, являются: определение и согласование стра­тегической цели социально-экономического развития стран СНГ; оценка объемов ресурсов, необходимых для реализации постав­ленных целей; установление принципов формирования цен на основные товары межгосударственного обмена, а также порядка расчетов в условиях существования различных национальных ва­лют; разработка механизма поэтапного сближения межстрановых различий хозяйственного механизма.

Сотрудничество в области науки и технологии между государ­ствами СНГ осуществляется по следующим направлениям:

■совместное использование уникальных научно-технических объектов и комплексов;

■формирование и реализация совместных научно-техничес­ких программ;

■обмен научно-технической информацией. /

в области научно-технического сотрудничества. подписаны соглашения с Украиной, Молдавией, Узбе­кистаном, Туркменией, Азербайджаном. Создан межгосударствен­ный научно-технический совет.

. Важное значение придается созданию финансово-промышленных групп (ФПГ), в том числе на межстрановом уровне, что способствует объедине­нию финансовых средств участников ФПГ, расширяет» их инвес­тиционную деятельность и обеспечивает проведение единой тех­нической, структурной и финансовой политики и эффективное использование ресурсного и трудового потенциала.

Главная цель создания межгосударственных ФПГ (МФПГ) состоит в укреплении экономического потенциала стран-участ­ниц и СНГ в целом, освоении новых рынков.

Первоочередная роль отводится реализации договореннос­тей о начале интеграционных процессов с Белоруссией, Казах-

станом и Киргизией. Для этого необходимо решить ряд основ­ных задач.

И Углубить взаимодействие в производственной и инвестици­онных сферах с использованием новых форм интеграции.

Формировать общее научно-технологическое пространство, объединить научные и образовательные потенциалы государств Содружества с целью, проведения совместных исследовательских программ и программ подготовки специалистов для хозяйствен­ ного комплекса —

Читайте также:  Страны балканского полуострова список стран

Последовательно формировать таможенный союз стран — участниц СНГ».

Создать эффективную систему платежно-расчетных отноше­ний, а в перспективе и валютный союз!

Последовательно сближать хозяйственные механизмы путем скоординированного проведения реформенных преобразований и унификации хозяйственного законодательства.

Источник

Министерство экономического развития
Российской Федерации

ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ

—>

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Главная → Деятельность → Направления → Внешнеэкономическая деятельность → Двустороннее сотрудничество → Экономическое сотрудничество со странами СНГ

Экономическое сотрудничество со странами СНГ

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640, к приоритетным направлениям внешней политики Российской Федерации относятся развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.

Российская Федерация работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики и гуманитарного взаимодействия. При этом экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров.

Выступая за всеобъемлющее выполнение государствами-участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием и обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ, Российская Федерация активно содействует расширению экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ, в том числе путем совершенствования нормативно-правовой базы Содружества в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года и решений, принятых в его развитие.

В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.

В соответствии с вышеуказанной Концепцией Россия также продолжает расширять стратегическое взаимодействие с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах». В числе российских приоритетов также остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению.

Источник

Страны мира, путешествия © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector