Меню

Экономическое сотрудничество постсоветских стран

Министерство экономического развития
Российской Федерации

ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ

—>

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Главная → Деятельность → Направления → Внешнеэкономическая деятельность → Двустороннее сотрудничество → Экономическое сотрудничество со странами СНГ

Экономическое сотрудничество со странами СНГ

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640, к приоритетным направлениям внешней политики Российской Федерации относятся развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.

Российская Федерация работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики и гуманитарного взаимодействия. При этом экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров.

Выступая за всеобъемлющее выполнение государствами-участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием и обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ, Российская Федерация активно содействует расширению экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ, в том числе путем совершенствования нормативно-правовой базы Содружества в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года и решений, принятых в его развитие.

В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.

В соответствии с вышеуказанной Концепцией Россия также продолжает расширять стратегическое взаимодействие с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах». В числе российских приоритетов также остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению.

Источник

Экономическое взаимодействие России с постсоветскими республиками: особенности, проблемы и перспективы

Основные отрасли экономики постсоветских государств. Особенности отношений России и стран Союза Независимых Государств. Приоритетные вопросы экономического сотрудничества России и Украины со странами Содружества. Евразийское экономическое сообщество.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.10.2013

Экономическое взаимодействие России с постсоветскими республиками: особенности, проблемы и перспективы

1. Россия и СНГ: общие положения

1.1 Россия — общие сведения

Россия — евразийская государство региона, имеет один из самых мощных природно-ресурсных потенциалов мира. Прежде она все еще — один из ведущих мировых поставщиков топливно-энергетических ресурсов, имеет развитую энергетическую и металлургическую базу, разнообразное машиностроение, обеспечивающее большую часть отраслей хозяйства средствами производства. АПК специализируется на производстве зерна, мяса, масла, картофеля. Большую роль играет транспорт, связывая отдельные части страны и обеспечивая ее внешнеэкономические связи.

Для России существенными являются проблемы реформирования экономики, рационального использования всех ресурсов, экологические, демографические и межэтнические проблемы. В пределах страны наблюдаются определенные противоречия между развитой европейской частью со специализацией на обрабатывающей промышленности и азиатской, что больше специализируется на добывающих отраслях и циклах первичной обработки сырья.

Различия в природных условиях и ресурсах, в освоении территории обусловили значительные различия в хозяйствовании, специализации, уровнях социально-экономического развития отдельных частей страны. Это дает возможность выделить на территории России историко-географические районы: Центральную Россию, Российскую Север, Юг, Поволжье и Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

1.2 Основные отрасли стран СНГ

Рассмотрим основные отрасли экономики постсоветских государств.

Беларусь — одна из постсоветских республик бывшего СССР, страна, географическое положение которого способствует развитию транзитов через ее территорию. Природные ресурсы Беларуси небогатые, поэтому ей приходится импортировать сырье из других стран мира, в частности из России.

Беларусь развивает такие отрасли промышленности, как машиностроение (производство тяжелых автомобилей, тракторов, станков), химическую и нефтехимическую промышленность. Земледелие страны требует мелиорации. Лучше развито животноводство. Рыночные реформы пока не коснулись Беларуси, не состоялись и структурные изменения в промышленном комплексе страны.

Молдова, имеющий благоприятные природные условия для развития многоотраслевого сельского хозяйства, специализируется на производстве продукции АПК, в частности на виноградарстве, садоводстве, овощеводстве и продукции их переработки. Промышленность страны работает на удовлетворение потребностей АПК.

Страны Закавказья — Азербайджан, Армения, Грузия — отличаются большим разнообразием природных условий и ресурсов. Запасы минерального сырья (особенно топливно-энергетической, рудной) в сочетании с имеющимися трудовыми ресурсами обусловили развитие промышленности, особенно ее обрабатывающих отраслей. Разнообразные агроклиматические условия способствовали развитию многоотраслевого сельского хозяйства в рамках которого субтропическая специализация сочетается с отгонных-пастбищного животноводства Портовое, курортный хозяйство и туризм также является отраслями специализации района,

Азербайджан специализируется на нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности; Армения — на точном машиностроении и пищевой промышленности; Грузия — на транспортном машиностроении и др.

Особенности природных условий и освоения территории обусловили развитие в странах Центральной Азии мощного многоотраслевого агропромышленного производства, основанного на производстве зерна в степной зоне Казахстана и монокультуре хлопка в остальных стран региона и связанные с ним отрасли промышленного производства Значительные и разнообразные запасы минеральных ресурсов, особенно топлива и руд цветных металлов, химического сырья обусловили развитие топливно-энергетического комплекса, комплекса по переработке сырья и изготовлению конструкционных материалов, а избыток, трудовых ресурсов, присущий всем странам региона, — отраслей среднего и точного машиностроения.

Казахстан — одна из крупнейших по площади и мощных по экономическому потенциалу стран региона. Географическое положение в центре Евразии на пересечении основных транспортно-торговых связей является своеобразной преимуществом страны перед другими, прежде всего в развитии внешнеэкономических связей.

Недра Казахстана богаты различными видами топливно-энергетических ресурсов, сырьем для развития химической промышленности и строительной индустрии, но особенно запасами руд металлов. Основой энергетики Казахстана являются тепловые и гидравлические электростанции. Машиностроение специализируется преимущественно на производстве оборудования для угольной, нефтяной, строительной промышленности и агропромышленного комплекса. АПК опирается на развитое сельское хозяйство. Казахстан имеет тесные экономические связки со странами Центральноазиатского региона, с Россией и другими странами мира.

Другие страны региона являются прежде агропромышленными странами. Мощный АПК развивается на монокультуре хлопчатника. Развивается добывающая промышленность и звена первичной переработки сырья. Получил развития топливный комплекс (Туркменистан, Узбекистан), производство цветных металлов (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), машиностроение (во всех странах региона), химическая промышленность (Туркменистан, Таджикистан).

Таким образом, мы видим, что каждая страна имеет свои отрасли, которые могут оказаться очень важными для России. Поэтому развитие отношений со странами СНГ — одно из самых важных направлений внешней политики Российской Федерации.

2. Особенности отношений России и стран СНГ

Россия в настоящее время плодотворно сотрудничает со странами СНГ. Разрыв связей между странами, произошедший в связи с распадом СССР, крайне негативно сказался на экономике этих государств и серьезно усугубил структурный кризис. По самым скромным оценкам, в России этот фактор повлиял на спад не менее 1/3 производства. Еще больший ущерб был нанесен нашим партнерам по СНГ, экономика которых, по сравнению с Россией, менее самодостаточна. Поэтому задача существования нового интеграционного механизма имеет большое значение. Серьезным стимулом для стран СНГ к интеграции является потребность сохранить свой рынок. Анализ структуры взаимного товарообмена дает веские основания для вывода о том, что отказ от подавляющей части его позиций, с учетом реальных возможностей переориентации на рынки «третьих» стран и импортозамещения неосуществим в ближайшей перспективе или экономически нецелесообразен. Значительный потенциал интеграции предопределен мощной и комплексной сырьевой базой, включая все виды стратегического сырья, географическая близость и наличие мощной инфраструктуры — прежде всего транспорта и связи. Начавшиеся интеграционные процессы основаны на развитом научно-техническом потенциале государств СНГ. Благодаря конструктивному взаимодействию партнеров по СНГ удалось заложить систему организации сотрудничества, приспособленную к обслуживанию их экономических отношений на рыночных принципах. Обязательным условием сотрудничества должно быть не нанесение ущерба интересам других стран СНГ.

Россия всегда стремилась к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе. Одним из постоянных партнеров нашей страны является Республика Беларусь, плодотворное сотрудничество с которой идет в самых различных сферах. Это Единая энергетическая система России и Белоруссии, строительство белорусского участка газопровода Ямал — Западная Европа, совместная российско-белорусская программа развития автомобильной промышленности «Развитие дизельного автомобилестроения». Торговый оборот между нашими странами постоянно растет. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании АО «УралТЭК» на базе российских энергетических предприятий Урала и Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан). Увеличена пропускная способность нефтепровода Атырау-Самара и повышена экспортная квота Казахстана на прокачку нефти по территории России с 6 до 9 млн. т в год.

Через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, соединяющие Россию со странами Европы, на Украине (в Севастополе) расположена база Черноморского военно-морского флота России, со многими странами продолжают развиваться экономические, культурные и научные связи. Во многом это возможно благодаря сохранению добрососедских отношений с бывшими союзными республиками и русскому языку — языку межнационального общения. При этом доля внешнеторгового оборота России со странами СНГ значительно уступает странам дальнего зарубежья, и, прежде всего странам Европы. Довольно тесные контакты между регионами стран можно рассматривать в качестве одного из инструментов долгосрочной политики России на этом пространстве. В этой связи следует непросто расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учетом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. И, прежде всего это касается совместного освоения природных богатств и общей инфраструктуры стран СНГ. В связи с тем, что кризис привел к сокращению импорта из стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран. Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Несмотря на все это, существуют и определенные трудности во взаимоотношениях России со странами СНГ. Главным образом, это наличие непогашенных долговых обязательств за поставляемые Россией энергоносители. Так, например, в 1999 г. была прекращена подача электроэнергии в Грузию. Отсоединение Грузии от ЕЭС России лишает нашу страну возможности экспорта российской электроэнергии в Турцию.

Несмотря на определенные трудности экономического и политического характера, деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций и производственных связей, сохранившихся со времен СССР. Таким образом, необходимо было искать новые формы развития. До настоящего времени деятельность СНГ являлась недостаточно эффективной, и поэтому не приносила желаемых результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что страны СНГ до сих пор не выработали единой экономической стратегии — каждой из них приходится самостоятельно решать проблемы выхода на мировой рынок и выбора партнеров в мировом сообществе.

Помимо торговли, развиваются производственные связи, например, совместное строительство различных объектов. Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и железных дорог на восточном берегу Каспия, в создании новой паромной переправы и прокладке трубопроводов. Россия участвует в поиске, разведке и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении.

Особое место в системе организации взаимного сотрудничества занимают двусторонние связи, обусловленные производственной специализацией, сложившейся в рамках системы межреспубликанского разделения труда. За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важным фактором, во многом определяющим перспективы российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности, иногда создавая трудности в удовлетворении спроса внутреннего рынка. Появление признаков активизации экономического развития, особенно в промышленности и строительстве, значительные темпы роста инвестиций создают возможности для успешного развития внешней торговли. Отраслевая структура экспорта и импорта России со странами ближнего и дальнего зарубежья в перспективе до 2010 гг. не претерпит существенных изменений. Как и в прошлом, в экспорте в страны вне СНГ, основную роль будут играть виды экономической деятельности, производящие сырьевые товары — нефть, нефтепродукты, газ, металлы, лес. В настоящее время сохраняется высокая экспортная ориентация в использовании топливных ресурсов. Она составляет по нефти около 52,6%, дизельному топливу — 58,1%, мазуту топочному — 67,2%, газу природному — 31,6%, углю — 25,8%. Во внутреннем спросе по газу, углю и мазуту топочному преобладает их использование на тепловых электростанциях и в котельных для выработки электро- и теплоэнергии. и составляет от 58% по газу до 65% по мазуту и до 68,6% по углю. Доля экспорта автомобильного бензина незначительна и составляет около 20%, т. к. он реализуется в основном через АЗС, что и находит свое отражение в розничном товарообороте.

В объеме производства химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий доля экспортной продукции составляет значительную величину. Прежде всего, это касается минеральных удобрений, где доля экспорта колеблется от 58% до 83% по разным видам, отдельных видов пластмасс, химических волокон и синтетических каучуков. К сожалению, начиная с 2006 г. перестали заключать договора на поставки калийных удобрений в страны дальнего зарубежья и как следствие, упало их производство. Ранее их экспорт составлял порядка 80%, причем в страны СНГ из них поступало всего лишь около 5%, и соответственно на внутреннем рынке оставалось только 20%. Отечественное производство в основном формирует объем используемых ресурсов по химическому производству и производству резиновых и пластмассовых изделий. Исключение составляют те продукты, объем импортных поставок которых превышает 20%. Наиболее сильная зависимость от импорта наблюдается по полипропилену (34,4%), полистиролу (35,3%), химическим волокнам и нитям (47,7%), легковым автомашинам (26,1%).

Увеличение инвестиций в отрасли, производящие товары с устойчиво растущим спросом на мировом рынке, постепенное восстановление потребительского и платежеспособного спроса приведет к увеличению физических объемов, как экспорта, так и импорта. Невысокие темпы прогноза экспорта обусловлены сложной ситуацией на мировом рынке, где существует конкуренция в области сырьевых товаров, низко — и среднетехнологической продукции со стороны партнеров по СНГ, стран Восточной Европы и развивающихся стран, а также в области высокотехнологической продукции вооружения, военной техники и услуг военного назначения со стороны крупнейших промышленно развитых стран.

В импорте профилирующими товарами из стран вне СНГ останутся продукция машиностроения, продукты питания и товары текстильного и швейного производства и производства кожи, изделий из кожи и обувного производства из стран СНГ — продукция машиностроения, продукты пищевого, химического и металлургического производства.

На объем и структуру потребности в материальных ресурсах окажет существенное воздействие спроса мировых рынков в части поставки материальных ресурсов на экспорт. Экспортные поставки в основном состоят из первичных ресурсов с минимальной производственной обработкой. В сопоставимых ценах прогнозируемый объем экспорта после некоторого снижения в 2009 г. начнет постепенно увеличиваться, но в 2012 году не достигнет уровня 2008 года. При этом экспорт в страны СНГ в 2011 и 2012 годах будет превосходить уровень 2008 г., а по странам вне СНГ уровень 2008 г. не будет достигнут. Следует отметить, что прогнозируемое развитие экспорта и импорта в сопоставимых ценах обеспечит положительное сальдо по годам рассматриваемого периода. Одновременно на перспективу до 2012 г. ожидается незначительное повышение в структуре экспорта доли стран СНГ при соответствующем снижении доли стран вне СНГ.

2.1 Перспективы развития отношений России и стран СНГ

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

— продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

— предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

— активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

— сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

— эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

— приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

2.2 Проблемы развития отношений России и стран СНГ

Созданное 19 лет тому назад из осколков бывшей державы — постсоветских стран — Содружество Независимых Государств фактически сыграло роль структуры по их мирному разводу. Исход России из СССР обернулся для неё катастрофическими и невосполнимыми геополитическими, геоэкономическими и военно-стратегическими потерями. Реалии новой ситуации серьёзно ослабили не только экономическую, но и национальную безопасность России.

Ситуация усугубляется тем, что большинство постсоветских стран поставили стратегическую цель оторваться от Российской Федерации, в том числе за счёт снижения значимости русского этнического фактора в ущерб экономическому сотрудничеству с правопреемницей бывшей державы. Такое развитие событий существенно ослабляет позиции России, но в то же самое время это полностью поддерживается странами Запада.

Следует признать: новая Россия не смогла в полной мере стать лидером, взвалить на себя бремя главного интегратора постсоветского мира. Её отношения с бывшими союзными республиками не носят ярко выраженного интеграционного характера, а переведены на уровень выстраивания преимущественно двухсторонних связей. Слабая интеграция привела к тому, что СНГ так и осталось «содружеством на бумаге». Параллельно с Содружеством появилось ещё несколько субрегиональных интеграционных группировок. Но это не привело к реинтеграции постсоветского пространства ни в формате 12 стран СНГ, ни в рамках ЕврАзЭС, ни в ЕЭП «Большой четвёрки» (Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина), ни в российско-белорусском Союзном государстве. Вместе с тем роль России велика. Например, в деле поддержания жизнеспособности новоиспечённых государств, которые до сих пор так и не сформировались как самодостаточные из осколков бывшей державы. Взять хотя бы во внимание такие факты, как, например, неоднократное списание многомиллиардных долгов постсоветских стран, льготные цены на российские энергоносители, режим свободного перемещения граждан в пределах СНГ, в результате действия которого из России в государства Содружества мигрантами ежегодно вывозится, по оценкам МИД РФ, порядка 16-20 миллиардов долларов. Другими словами, Россия помогает снижать социально-экономическую напряженность в этих странах. При этом выгоды России от использования рабочих-мигрантов никто не подсчитывал, а вот минусы от их наплыва в РФ видны невооруженным взглядом. К примеру, именно наличие миллионов мигрантов из стран СНГ приводит к понижению цены рабочей силы в России и закреплению уровня низких зарплат занятых рабочих и служащих титульных наций, что ведет в конечном итоге к дальнейшему усилению социального расслоения народа Российской Федерации и росту социально-этнического напряжения в стране.

Процессы разделения на части постсоветского пространства, к сожалению, ещё не закончились. Они прекратятся только тогда, когда Россия сможет проводить продуманную и целеустремленную политику, направленную на объединение хотя бы ключевых государств СНГ, чтобы выйти на качественно новый уровень экономического развития и совместно противостоять вызовам глобализации. А страны Содружества, в свою очередь, начнут осознавать, что в условиях глобализирующегося мира сохранить фактическую независимость они смогут, лишь организовавшись вместе с Россией в реально действующее и эффективное сообщество. Непосредственным фактором, определяющим интенсивность интеграционных процессов, является состояние экономики России — её динамика и тенденции структурного развития. Превращение России в топливно-сырьевой придаток развитых стран и постепенное закрепление этой роли в системе международного разделения труда ведёт к дальнейшей деиндустриализации страны. Это может не позволить России в перспективе участвовать в субрегиональной интеграции в качестве ядра постсоветского пространства.

В итоге мы видим, что на пути становления отношений между Россией и странами СНГ стоят многие факторы, которые замедляют развитие. Но, тем не менее, процесс сотрудничества никогда не стоит на месте. Все стороны стараются гармонизировать политические и экономические отношения.

3. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это четко структурированная система с жестким механизмом принятия и реализации решений.

Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в Сообществе.

В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.

С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. — Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР).

ЕврАзЭС — открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по запросу. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Один из главных векторов деятельности организации — обеспечение динамичного развития членов Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Основные задачи Сообщества:

— завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

— обеспечение свободы движения капитала;

— формирование общего финансового рынка;

— согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

— установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

— создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

— разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

— создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

— формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

— формирование общего энергетического рынка;

— создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;

— обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;

— согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;

— сближение и гармонизация национальных законодательств; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007-2010 годах создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап — Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности.

4. Экономические отношения России и Украины

Созданная за двадцать один год независимости нормативно-правовая база украино-российских отношений охватывает фактически все сферы сотрудничества. Подписано более 360 двусторонних документов, более 240 из них действуют на межгосударственном и межправительственном уровнях. Около 200 договоров подписано в торгово-экономической, научно-технической, военной и военно-технической сферах.

Среди базовых нормативных документов: Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве (1997 г.); Договор об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг. (1998 г.); Программа межрегионального и пограничного сотрудничества на 2001-2007 гг. (2001 г.); Соглашение о стратегическом партнерстве в газовой сфере (2002 г.); Договор об украино-российской государственной границе (2003 г.); Программа экономического сотрудничества на 2008-2010 гг. (2007 г.).

Широкий круг документов призван регулировать сотрудничество в гуманитарной, политической, информационной и консульской сферах деятельности украинского и российского обществ. Однако качественного улучшения двустороннего сотрудничества, особенно в таких жизненно важных сферах, как финансовая, военно-техническая, навигационно-гидрографическая, экологическая, энергетическая, авиастроительная, достигнуть пока не удалось. Подобная ситуация объясняется тем, что ряд договоров и соглашений уже устарел и потерял силу; многие из них имеют рамочный характер и требуют конкретизации (разработки и подписания новых соглашений); для реализации многих соглашений необходимы более эффективные механизмы взаимодействия.

Конечно, российская сторона все эти годы остается основным торговым партнером Украины среди стран СНГ и дальнего зарубежья. Однако Украина постепенно утрачивает позиции на российском рынке, о чем свидетельствуют показатели экспорта, а точнее их перепад с 38,7% в 1996 г. до 17,8% (2002 г.) и последующим постепенным увеличением до 25,7% в 2007 гг. В первом полугодии 2008 г. показатель экспорта в Россию превышал 24%.

Текущий раунд оживления торговли между Украиной и Россией начался с 2000 г., и уже в 2004 г. товарооборот между ними превышал показатели 1999 г. в 2,2 раза. Только по энергоносителям из России для нужд украинского производства объемы поставок увеличились с 6 млн. т (1999 г.) до 20 млн. т (2004 г.). В целом украинский экспорт на рынки Российской Федерации за этот период увеличился в 2,5 раза, а российский в Украину — в 2,1 раза.

Показательно, что основную статью украинского экспорта на рынки стран Евросоюза составляет в основном сырьевая продукция, тогда как экспорт Украины в Россию составляют в основном продукция легкой, пищевой, химической, деревообрабатывающей отраслей промышленности, механическое оборудование, машины и механизмы, электрооборудование и его составляющие, транспортные средства.

В условиях развития и оживления торговых отношений между двумя государствами структура украинского экспорта значительно улучшилась. Возросло количество продукции с высокой добавленной стоимостью. Увеличилось производство четырех основных экспортно-ориентированных отраслей отечественной промышленности, на долю которых приходилось 90% общего экспорта в Россию в 2004 г.: металлургической отрасли — около 30%, машиностроения — до 26, изделий пищевой промышленности — около 17,6, товаров химической промышленности — до 14,1%.

Для украинского государства стратегически важно сохранить позиции на емком российском рынке. В 2006 г. прослеживается позитивная тенденция сохранения структуры экспорта, основными статьями его в Российскую Федерацию остаются черные и цветные металлы (33,6%), продукция машиностроительной (32,2%) и химической (11,8%) отраслей промышленности. В то же время существенно снизился показатель экспорта продовольственных товаров, в том числе из-за введения ограничений со стороны России.

В структуре экспорта из Украины в Российскую Федерацию за 2007 год наиболее значительными были следующие товарные группы: машины и оборудование (37,7%); металлы (28,7%); продовольственные товары (11,5%); химическая продукция (8,7%).

Среди главных препятствий в увеличении объемов украинского экспорта следует выделить тарифные и нетарифные ограничения (квотирование, санитарные, ветеринарные стандарты), антидемпинговые расследования. В настоящее время действует ряд торговых ограничений относительно украинских товаров: антидемпинговый сбор на оцинкованный прокат (24,3%), специальные тарифы на карамель (21%), шарикоподшипники (0,35 евро за 1 кг). Сохраняется квотирование на экспорт труб большого диаметра, продукцию металлургии (оцинкованный прокат), мясо птицы, спирт, сахар.

С января 2006 г. введен запрет на поставку украинской продукции животноводства в Российскую Федерацию. Наиболее ощутимыми оказались ограничения для производителей молочной продукции (масла, сыров, сливок), 90% экспорта которых ориентировано на российский рынок. Что касается поставок мясной продукции, то украинская сторона признала нарушение условий экспорта мяса и мясных изделий в Россию; в частности, были обнаружены поддельные сертификаты, случаи несанкционированного реэкспорта и другие нарушения.

Ограничительные меры относительно экспорта украинских товаров в Россию (2006 г.) включают: компенсационный таможенный тариф в размере 21% таможенной стоимости — с 23 января 2006 г.; антидемпинговый таможенный тариф на трубы малого и среднего диаметра в размере от 8,5 до 55,3% таможенной стоимости — с 31 января 2006 г.; ежегодную квоту на поставки в Россию электрических ламп в объеме 8 млн. шт. — с марта 2006 года.

В итоге проделанной работы мы видим, что Россия и страны СНГ необходимы друг другу, потому что только сотрудничая можно добиться поставленных целей, увеличить интеграцию стран, укрепить отношения.

Проанализировав отношения России с постсоветскими республиками можно сделать следующие выводы:

1. Одной из ведущих тенденций в развитии международных отношений является региональное экономическое сотрудничество.

2. Основа интеграционных процессов складывается в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов.

3. Страны СНГ в экономическом плане не соответствуют требованиям построения более зрелых стадий регионального экономического сотрудничества. Для них характерен значительный разброс по степени развитости рыночных структур, по уровню технико-экономического развития, открытости экономик и демократичности политической системы.

4. Постсоветское пространство становится зоной острейшей международной конкуренции за сферы влияния. Россия выступает на этом пространстве не как безусловный лидер, а наряду с США, ЕС, Китаем и Турцией, одним из центров влияния. Хотя существуют предпосылки для реанимации многостороннего интеграционного взаимодействия в тех или иных форматах, но реальное интегрирование, предусматривающее глубокую экономическую консолидацию (в форме общего рынка), в ближайшей перспективе нереально. Наиболее реальным представляется развитие двусторонних экономических отношений. Двустороннее сотрудничество будет развиваться в формате нового регионализма.

5. Мировой и в последнее время российский опыт свидетельствует о повышающейся роли регионов страны в международных связях. Представляется, что российские регионы должны играть более существенную роль в развитии российских внешнеэкономических связей: включая участие в международных интеграционных группировках. Существующее на сегодня положение (прежде всего, законодательная база и применение ее положений на практике) неудовлетворительно, что не способствует повышению эффективности этих процессов.

1. Клавдиенко В.П. Сырьевая составляющая устойчивого развития мирового сообщества // Вестник МГУ, сер. 6, Экономика, 2002, №2.

2. Козик, Л.П. СНГ: реалии и перспективы / Л.П. Козик, П.А. Кохно. — М.: Изд. дом «Юридический дом ВК», 2001.

3. Бляхман Л. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия // Рос. экон. журн. — 2001. — №8. Проблемы развития

4. Беларусь в интеграционных процессах. — Минск: Беларус. навука, 2011.

5. Проблема модернизации экономик Беларуси и России. — Минск, 2005.

6. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ в контексте современных тенденций регионализации // Диссертация — 2007.

7. http://www.esp-izdat.ru/? article=561 Информационный экономический портал

8. http://www.nkj.ru/nkjcomp_temp/competitions/2/work/334-nauchnaya-issledovatelskaya-rabota/ Портал на основе электронной версии журнала «Наука и жизнь» создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

отрасль государство постсоветский сотрудничество

Подобные документы

Развитие культурного сотрудничества между государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Динамика внешнеторгового оборота Белоруссии, Казахстана и России. Пути расширения экономического и инвестиционного сотрудничества России и стран СНГ.

курсовая работа [632,5 K], добавлен 04.12.2015

Положение экономик стран Востока в зоне внешних торгово-экономических отношений России. Договорно-правовая база торгово-экономического сотрудничества России и стран Востока. Проблемы и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества.

дипломная работа [448,3 K], добавлен 14.07.2012

Торгово-экономические отношения РФ со странами СНГ. Общая характеристика отношений РФ со странами СНГ. Инвестиции в переходной экономике стран СНГ и РФ. Проблемы экономической интеграции стран СНГ и торгово-экономических отношений РФ со странами СНГ.

курсовая работа [89,0 K], добавлен 18.03.2009

Исторические, экономические и организационно-правовые предпосылки взаимодействия России с бывшими советскими республиками. Структура и объемы взаимной торговли государств-членов Таможенного Союза. Решение проблем взаимодействия и перспективы его развития.

курсовая работа [6,1 M], добавлен 26.11.2014

Анализ деятельности Содружества независимых государств (СНГ). Перспективы развития, цели, задачи и члены Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Шанхайская организация сотрудничества и Таможенного союза.

реферат [36,4 K], добавлен 08.05.2010

Анализ необходимости восстановления и развития интеграционных связей для стран-участниц Содружества Независимых Государств. Перспективы интеграционного сотрудничества между ними. Основные направления и механизмы формирования Экономического союза.

реферат [12,4 K], добавлен 19.12.2010

Сотрудничество между странами, ранее входившими в состав СССР. Добровольное сотрудничество стран в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Государства-участники СНГ, основные цели организации и ее символика. Социальное развитие стран СНГ.

презентация [205,4 K], добавлен 22.12.2011

Становление и сравнительная характеристика стран БРИКС. Экономическое и торговое взаимодействие России с БРИКС. Динамика внешнеторгового сотрудничества. Инвестиционное сотрудничество между странами. Перспективы развития международных торговых отношений.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 14.04.2016

Распад Советского Союза и образование Содружества Независимых Государств. Разрыв важнейших экономических связей со странами бывшего СССР. Национальные интересы России в экономической, социальной, международной и военной сферах современного мира.

доклад [14,7 K], добавлен 01.02.2015

Области и основные сферы экономического взаимодействия Канады и России, отраслевая структура хозяйства этих двух стран, доля и уровень производства ВВП. Проблемы и перспективы международного сотрудничества и экономических отношений Канады и России.

курсовая работа [55,2 K], добавлен 26.05.2013

Источник

Читайте также:  Типология стран по уровню социально экономического развития развитые страны мира

Страны мира, путешествия © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector