Меню

Экономическое развитие стран латинской америки во второй половине 20 века

Латинская Америка во второй половине XX века

Латинская Америка во второй половине XX века — фото

Страны Латинской Америки после Второй мировой войны претерпели колоссальные изменения и более других стран «третьего мира» продвинулись в модернизации. Это, конечно же, связано с тем, что эти страны раньше других получили независимость. Кроме того, для Латинской Америки модернизация не означала цивилизационного шока: она была частью европейской (западной) цивилизации.

Национал-реформизм

Сразу после войны экономическое положение стран Латинской Америки было весьма благоприятным. Как и после первой мировой войны, они имели накопленные золотовалютные резервы, их доля в мировой торговле увеличилась. К тому времени латифундисты уже в значительной степени утратили свое ведущее положение в большинстве стран Латинской Америки. Их место заняли представители национального капитала, усилившиеся в годы благоприятной экономической конъюнктуры военного времени. Они стремились к упрочению независимости, которая мыслилась тогда как дальнейшее развитие с помощью государства импортзамещающей индустриализации. Вместе с тем, они были сторонниками социальных реформ, большей социальной справедливости. Это политическое течение в послевоенной Латинской Америке назвали национал-реформизмом. В Бразилии такой курс осуществлял вернувшийся в 1951 году к власти Жетулиу Варгас. Одним из самых важных его достижений была национализация нефтяной промышленности. В 1954 году военные потребовали его отставки. И тогда он покончил жизнь самоубийством. В Аргентине политику национал-реформизма проводило правительство Хуана Доминго Перона.

США в этот период были озабочены лишь одним: чтобы СССР не проник в Западное полушарие. Для предотвращения этого упор делался на усиление военно-политического сотрудничества Латинской Америки с США. Был заключен договор о коллективной безопасности (1948 год), создана Организация американских государств (1948 год). Американцы перевооружили местные армии и создали практически новую военную элиту, прошедшую подготовку в США. При этом их мало беспокоило внутреннее положение в странах Латинской Америки, если там не было непосредственной угрозы прихода к власти коммунистов. Хотя руководителям Соединенных Штатов удавалось находить общий язык и с такими деятелями, как Хуан Перон или Варгас с их антиамериканской риторикой, они все же предпочитали более послушных политиков типа Фульхенсио Батисты на Кубе или Анастасио Сомосы в Никарагуа.

Новая полоса развития

Конец 50-х — начало 60-х годов положили начало новой полосе социально-экономического развития Латинской Америки. Ресурсы для проведения импортозамещающей индустриализации были исчерпаны, государственные финансы обременены необходимостью поддерживать громадный государственный сектор экономики. Прорехи в бюджетах возникали и в связи с реализацией амбициозных проектов. Бразилия в 1957 году начала строительство новой столицы вдали от перенаселенного Рио-де-Жанейро. Это был ультрасовременный город, построенный на пустом месте и названный Бразилиа. Он должен был символизировать будущее страны. Мексика добилась права проведения в своей столице — Мехико — Олимпийских игр 1968 года, что заставило полностью реконструировать многомиллионный город. Следствием перенапряжения государственных бюджетов стало начало инфляции, деньги обесценивались; бразильский крузейро «похудел» в 5 раз только за 1961-1964 годы. Повсеместно выросла социальная напряженность.

Два пути развития

Так возникли предпосылки для пересмотра национал-реформизма. В странах Латинской Америки развитие пошло в двух направлениях. В одном случае на гребне массового недовольства к власти приходили левые силы и пытались найти выход из положения на известных уже путях «строительства социализма», т.е. усиления государственного регулирования экономики за счет свертывания рыночных отношений. Так развивались события на Кубе. Партизанская война закончилась в начале 1959 года падением проамериканского режима. Лидер повстанцев — 32-летний Фидель Кастро — возглавил правительство. Поначалу он не был коммунистом. Свою задачу Кастро видел в укреплении независимости Кубы от США. Но натолкнувшись на их сопротивление, он национализировал всю американскую собственность и пошел на сближение с СССР. Москва так дорожила вновь обретенным союзником, что для сохранения власти Кастро пошла даже на риск ядерной войны в 1962 году (Карибский кризис). Сближение с СССР способствовало быстрому превращению Кастро в ревностного коммуниста.

После того, как во время Карибского кризиса лидеры сверхдержав договорились за спиной Кастро, советско-кубинские отношения на время ухудшились. Кастро попытался по примеру Китая тех лет ускорить развитие Кубы, одновременно строя социализм и коммунизм. Это свелось к отмене товарно-денежных отношений, государственные предприятия в промышленности и народные имения (госхозы) в сельском хозяйстве были обязаны обмениваться своей продукцией напрямую. Это вызвало невероятный хаос и привело к параличу экономики. Кастро был вынужден прибегнуть к помощи СССР, чтобы выйти из этого кризиса. С тех пор Кастро стал верным союзником СССР, а Куба — одним из крупнейших его должников.

В стране началось «строительство социализма» по советскому образцу. Вся экономика стала плановой. Экономические связи были переориентированы на СССР. На Кубе сформировался однопартийный режим, а коммунизм стал государственной идеологией, — утвердился тоталитарный социализм. Однако решить экономические проблемы, стоящие перед страной, этому режиму так и не удалось. Отсталость не была преодолена, производство сахара остается, как и ранее, главной отраслью экономики.

Кастро и его соратники верили в то, что революция, начавшись на Кубе, должна переброситься на все страны Латинской Америки. Свой долг они видели в помощи левым силам по всему континенту. Наиболее последовательным сторонником этой идеи был Эрнесто Гевара, прозванный «Че», что означает «дружище».

В Чили попытку «построить социализм» предприняло правительство президента Сальвадора Альенде в 1970—1973 годах, состоявшее из коммунистов и левых социалистов. В отличие от Кастро, Альенде пришел к власти конституционным путем и пытался проводить свой курс в рамках конституционной законности. Каскад преобразований, включая национализацию всей медной промышленности — ведущей отрасли экономики, вызвал в стране настоящий хаос и массовое недовольство. Воспользовавшись этим, генерал Аугусто Пиночет с одобрения США сверг Альенде, который погиб при штурме президентского дворца.

Читайте также:  Проект про страну египет

Таким образом, второй путь развития наметился, когда в условиях политической нестабильности, как это было в Чили, к власти приходили военные хунты. В 60—70-х годах такие хунты оказались у власти в Аргентине, Боливии, Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Эквадоре. Беспощадно расправляясь с левыми силами, военные хунты по примеру Пиночета отказывались от национал-реформистского курса. Для выхода из экономических трудностей они всячески поощряли ввоз иностранного капитала, ликвидировали все препятствия на пути развития внешней торговли. Это действительно привело к некоторому ускорению развития, но еще более усложнило проблему внешней задолженности. К тому же в большинстве случаев военные хунты не трогали государственный сектор экономики, тяжелым бременем лежавший на бюджете. Это подстегивало инфляцию. При этом устанавливались репрессивные авторитарные режимы, которые были шагом назад по сравнению с национал-реформистскими.

Политика США

США, со своей стороны, после неожиданной победы Кастро также отреагировали на рост социальной напряженности в 50-60-х годах. Президент Кеннеди провозгласил в 1961 году новый курс в отношениях со странами Латинской Америки — «Союз ради прогресса». США предлагали свою помощь в преодолении отсталости, советуя делать упор на социальные реформы. В 70-х годах они фактически поддерживали антидемократические хунты, видя в них залог стабильности и оплот в борьбе против левых сил. США сыграли важную роль в организации, например, переворота в Чили в 1973 году. Радикально изменилась ситуация, когда президентом стал Джимми Картер, заявивший о недопустимости нарушения прав человека. Потеря поддержки США сделала уход военных с политической арены вопросом времени.

Демократическая волна 80-х годов

В 80-х годах, как цепная реакция, началось восстановление демократических режимов: в 1980 году — в Перу, в 1982 — в Боливии, в 1985 — в Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Уругвае, в 1989 — в Сальвадоре и Парагвае, в 1990 — в Чили. В настоящее время во всех странах Латинской Америки, кроме Кубы, установился демократический строй, это произошло впервые за всю ее историю. Приход к власти новых демократически избранных правительств не привел, однако, к изменению экономической политики. Они сохранили курс на активное участие своих стран в международном разделении труда, курс на интеграцию в мировую экономику. Новым, пожалуй, является больший упор на развитие рыночных структур экономики, приватизацию государственного сектора. Эта экономическая политика очень напоминает консервативную волну в странах Запада. Причем масштабы приватизации не уступают по масштабам тэтчеровской. Мексика в 1989-1992 годах приватизировала государственную собственность стоимостью 20,2 миллиарда долларов, Аргентина — 9,3, Бразилия — 4,6.

Страны Карибского бассейна

Деколонизация не прошла мимо Америки. Напомним, что почти все острова Карибского моря, кроме Кубы и острова Гаити, были колониальными владениями Англии, Франции и Нидерландов. Большая их часть получила независимость. Это — крошечные, по-преимуществу, островные, государства, население которых состоит из потомков ввезенных сюда негров-рабов. Главные отрасли их экономики — туризм и рыболовство. В отличие от стран Латинской Америки, большая их часть англоязычна, они входят в Британское содружество и продолжают поддерживать традиционные политические и экономические связи с Великобританией.

Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997

Источник

Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине XX в.

На протяжении XX в населения Латинской Америки увеличилось с 60 до 520 млн. человек (2001 г) Вследствие процессов деколонизации возросло и количество государств в регионе — с 20 в начале XX в до 33 на сегодняшний. Увеличение произошло вследствие процессов деколонизации, за счет получения независимости бывшими колониальными владениями Великобритании и Нидерландов в Карибском бассейне На сегодня в регионе еще сохраняется контроль над отдельными территориями со стороны Франции, Нидерландов, США и Великобритании По уровню экономического развития после Второй мировой войны они значительно отличались друг от друга. К странам с наиболее развитой обрабатывающей промышленностью принадлежали Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили. Такие страны, как Колумбия, Венесуэла, Перу, Уругвай, имели развитую горнодобывающую промышленность Остальные — аграрные страны Общим признаком для латиноамериканских стран была монокультурность экономики и сельского хозяйства, в частности латифундизм (крупное частное землевладение), архаичность отношений в сельском хозяйстве, аграрное перенаселение.

Сразу после войны экономическое положение стран Латинской Америки было достаточно благоприятным — удаленность от главных театров войны, спрос на сырье, промышленные и сельскохозяйственные товары, повышение цен на них создали благоприятную ситуацию для развития в них экономики. В этих странах стали развиваться металлургия, машиностроение, нефтехимия, электропромышленность Особенностью послевоенного экономического развития стран Латинской Америки стало создание и укрепление в них государственного сектора в промышленности. Были национализированы или выкупленные предприятия в нефтяной промышленности, железной дороги, коммунального хозяйства и т.д. Особенно интенсивно огосударствление отраслей народного хозяйства происходило в Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили. Эта политика осуществлялась военными авторитарными режимами которые имели достаточно широкую народную поддержку В Аргентине это период правления президента Хуана Перона (1946-1953), в Мексике — президента Мигеля Алемана (1946-1952), в Бразилии — президента Ж. Туле Варгаса (1950-1954), в Чили — президента Гонсалеса Виделы (1946 — 1952).

В условиях развертывания «холодной войны» США укрепляют военно-политическое сотрудничество со странами Латинской Америки. В 1948 году они заключили многосторонний договор о коллективной безопасности, в этом же год к была создана Организация американских государств. Американцы перевооружили местные армии и создали новую военную элиту, которая прошла подготовку в США. Вашингтон поддерживал тесные связи с такими одиозными антинародными режимами, как Батисты на Кубе, Сомосы в Никарагуа.

В конце 50-х — начале 60-х годов начинается новый этап социально-экономического развития Латинской Америки. Ресурсы для проведения индустриализации исчерпаны, а государственные финансы перегружены необходимостью поддерживать огромный государственный сектор экономики. Недостатки в бюджетах возникали и вследствие реализации амбициозных проектов: в Бразилии — строительства новой столицы Бразилиа а вдали от перенаселенного Рио-де-Жанейро, в Мексике — проведение Олимпийских игр 1968 г. Это приводило к перенапряжению бюджетов, рост инфляции и, как следствие, к политической нестабильности. Более 70 военных переворотов, путчей за 25 послевоенных лет — таким был результат этой нестабильности В одних случаях на волне массового недовольства власть приобретали левые силы, которые пытались найти выход из положения на пути строительства социализма. Так развивались события на Кубе, где партизанская война против проамериканского режима завершилась в начале 1959 г. победой повстанцев, лидер которых — 32-летний Фидель Кастро — возглавил правительство. Он наладил тесные связи с СССР. Н.С. Хрущев, увлеченный идеей получить союзника в 90 милях от США, пошел ради сохранения режима Кастро даже на риск ядерной войны в 1962 г Куба, повторяя опыт СССР, стала заурядной страной тоталитарного социализма.

Читайте также:  Флаги стран одного цвета

Борьба за демократические преобразования. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия. ).

Считая, что вся Латинская Америка созрела для социалистической революции, Кастро без устали, но безрезультатно пытался поднять революцию на континенте. Во время одной из таких попыток погиб в Боливии его сподвижник – Эрнесто Че Гевара, который стал кумиром радикальной молодежи 60-х годов.

В Чили попытку построения социализма в 1970-1973 гг. совершило правительство президента Сальвадора Альенде, которое состояло из коммунистов и социалистов. В отличие от Кастро Альенде пришел к власти конституционным путем и пытался построить социализм в рамках конституционной законности. Радикальные преобразования, включая национализацию всей медной промышленности, вызвали хаос в экономике и массовое недовольство. Воспользовавшись этим, генерал Пиночет за одобрение США сверг правительство Альенде, который погиб во время штурма президентского дворца.

В 1979 г партизаны Фронта национального освобождения повалили один из самых позорных диктаторских режимов Латинской Америки — Сомосы в Никарагуа. События развивались по кубинским образцу и с такими же последствиями, но в 80-е годы в стране возникло оппозиционное партизанское движение На свободных выборах 1990 г. строители социализма — сандинисты — потерпели поражение, хотя и остались одной из ведущих политических партий.

Другие латиноамериканские страны становятся на путь интеграции их экономики в мировую, открывая доступ иностранному капиталу и способствуя свободной торговле. Развивается экономическая интеграция. В 1960 г была образована ЛАВТ (Латиноамериканская ассоциация свободной торговли), куда вошли 11 стран; 1961 г — Центральноамериканский общий рынок (5 стран); 1968 г — Карибская ассоциация свободной торговли (12 стран).

Поиски путей преодоления кризисных явлений в социально-политической и экономической сферах часто приводили к установлению военных хунт, которые в 1962 г. — пришла к власти в Аргентине, в 1963 — в Гватемале, Гондурасе, Эквадоре, в 1964 г – в Боливии и Бразилии, в 1973 г — в Чили. Все они вели борьбу с левыми, ограничивали политические свободы. Достигнута таким образом внутренняя стабильность и создание льготного режима для иностранных капиталовложений привели к большому притоку инвестиций и ускорению развития Бразилии. До 80-х годов она обогнала по валовым национальным продуктом Италию и приблизилась к Англии, заняв 7-е место в мире по выплавке стали, 8-е — по производству телевизоров, 10-е — по выпуску легковых автомобилей. Оборотной стороной этого курса стал рост внешней задолженности стран Латинской Америки, низкая заработная плата, не могло не привести к социально-политическому кризису военных режимов.

Определенное влияние на социально-экономическое развитие латиноамериканских стран имела политика США. В 1961 г президент Дж Кеннеди предложил этим государствам объединиться в «Союз ради прогресса», для ликвидации отсталости. Америка предоставила им помощь (20 млрд. долл.) для реформирования экономики, социальной сферы Цель, которую ставили США, сводилась к предотвращению кубинского варианта развития событий. Одновременно США вмешивались в дела стран Латинской Америки, чтобы помешать коммунистам захватить власть Так, в апреле 1965 г американские войска высадились в Доминиканской Республике; 1973 г США взял и участие в подготовке свержения конституционного правительства в Чили; 1983 г. войска США оккупировали о. Гренаду.

Военные диктатуры латиноамериканских стран оказались неспособными решать назревшие проблемы (остановить снижение среднегодовых темпов роста валового национального продукта, инфляцию, уменьшить со внешнюю задолженность). Меры экономии за счет населения и безудержный рост цен привели к массовым забастовкам и народных волнений во многих странах. В 80-е годы начинается восстановление демократических режимов: 1980 г — в Перу, 1982 г — в Боливии, 1985 г — в Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Уругвае, 1989 г — в Сальвадоре и Парагвае, 1990 г — в Чили. В 1992 г. во всех странах Латинской Америки, кроме Кубы, установился демократический строй, укрепились конституционные формы правления. Демократия и рыночная экономика становятся определяющими для развития стран Латинской Америки. Установился поворот к разгосударствлению и приватизации средств производства, открытости экономики. Повсюду наметился отход от системы протекционизма; латиноамериканцы начали активно включаться в мировое хозяйство; стали активно привлекаться американские, японские, немецкие, английские, французские инвестиции. В 1989-1992 гг. одна только Мексика получила для своего экономического развития 35 млрд долл. В 90-е годы в этих странах начинаются реформы, которые сводятся к сбалансирования бюджетов, стабилизации рынков, отмены торговых ограничений, распродажи государственных предприятий. Это привело к заметному экономическому росту (7-10%) в Аргентине, Венесуэле, Чили Инфляция начала спадать: в середине 90-х она не превышала 10%. В Бразилии, Мексике, Боливии новые правительства пытаются сделать экономику более социально ориентированной. На данном этапе Латинская Америка вступила в новый период своего развития. Однако в ее странах ожидают решения такие проблемы, как неравномерность экономического развития, огромный внешний долг (близкими в 500 млрд. долл.), сокращение государственных расходов, преодоления бедности.

Читайте также:  Общая характеристика стран нис

4. Интеграция стран Латинской Америки в мировую экономику. Усиление интеграционных процессов

В последние два десятилетия XX — начале XXI в страны Латинской Америки впервые в своей истории развивались без диктатур, практически повсеместно у власти были конституционные режимы представительной демократии. Подавляющее большинство стран Латинской Америки — республики президентского типа, с преобладанием структур исполнительной власти над законодательной. Однако сохраняется влияние на все ветви власти разных «группы влияния» и прежде всего традиционно прочные позиции сохраняются за военными кругами.

Партийно-политические системы в странах Латинской Америки не в полной мере соответствуют западным образцам их характерными признаками остаются каудильизм (вождизм), плановость, популизм. В 90-е годы наметилась тенденция к падению доверия населения к традиционным партий, в результате чего к рулю власти в некоторых странах пришли так называемые независимые, новые кандидаты (Бразилия, Перу, Венесуэла, Эквадор).

Другой характерной чертой партийно-политической жизни стран региона в 90-е гг. XX — начале XXI вв. стала потеря идеологических позиций коммунистическими париями, что связано с глобальными мировыми процессами, прежде всего, распадом СССР. Многие из бывших членов компартий вошли во вновь левых организаций социалистического толка. В это время были пересмотрены и основные принципы социализма. Так следуя идее о необходимости сохранения государственного контроля над стратегически важными звеньями экономики, сегодня левые признают целесообразность развития частной собственности, кооперативов.

Новые процессы не обошли и Кубу, где сформировался особый режим В начале 90-х гг XX в Куба лишилась возможности для получения внешней материально-технической и финансовой помощи в результате распада в социалистической системы, что резко отрицательно сказалось на социально-экономическом положении населения. При таких обстоятельствах руководство страны во главе с Ф. Кастро вынуждено было откорректировать курс внутренней ого развития страны. Новый стратегический план развития народного хозяйства предусматривал создание совместных предприятий, привлечение иностранных инвестиций (прежде всего в туристическую сферу), повышение производства путем предоставления предприятиям большей самостоятельности, структурную реорганизацию в сахарной промышленности Куба остается социально ориентированной страной, где большая часть бюджета расходуется в сфере образования, здравоохранения и на социальное обеспечение. В результате страна имеет достаточно высокий индекс человеческого развития (обобщающий показатель качества жизни). Несмотря на определенную либерализацию экономического курса страны стратегией развития Кубы пока не предусмотрены изменения политического строя и демократизации, хотя с февраля 2008 г у руля государства произошли изменения — страну возглавил брат Ф. Кастро Рауль Кастро.

В 90-е годы XX в — начале XXI в Латинской Америке углубились интеграционные процессы Главными направлениями интеграции стало создание субрегиональных зон свободной торговли и двусторонние договоры с целью ликвидации взаимных таможенных пошлин. В перспективе предусматривалось создание общеконтинентальной зоны свободной торговли, которая бы охватывала Северную и Южную Америку.

Впервые с такой инициативой летом 1990 г выступил президент США Дж Буш-младший, а первым шагом на пути ее реализации стало создание Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики. Договор вступил в силу с 1 января 1994 г. Некоторые латиноамериканские государства выразили желание присоединиться к этой зоне через систему многосторонних договоров.

Другая мощная зона интеграции образовалась в Южной Америке на основе аргентино-бразильского сотрудничества. В марте 1991 г было подписано соглашение о создании Общего рынка в составе Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая. На это объединение приходилось 46% населения, 60% территории и около половины производства всей Латинской Америки.

Активизировала деятельность и Андская группа, в которую входили Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. С 1992 г. она превратилась в зону свободной торговли и таможенный союз.

В итоге к середине 90-х гг в регионе действовало несколько субрегио-нальных объединений, частично пересекались друг с другом Итак, в декабре 1994 г. на конференции в Майами (США) главы 34 стран Западного полушария (стран Латинской Америки, США и Канады) приняли решение о создании к 2005 г панамериканской «зоны свободной торговли» в масштабах всего полушария. Главную роль в этом процессе была отведена Организации американских государств (ОАГ).

Однако в последующие годы энтузиазм относительно быстрого создания панамериканской зоны торговли уменьшился. С одной стороны, страны Латинской Америки опасались открытия своих рынков для товаров и инвестиций США, с другой — и сами Соединенные Штаты не были готовы принять тяжелое бремя социальных и экономических проблем, которые неизбежно возникли бы учитывая огромный разрыв между уровнями развития Северной и Южной Америки. В результате к началу XXI в реальных шагов по созданию общей зоны свободной торговли в рамках всей Западного полушария так и не было сделано.

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Объясните важность кубинской революции 1959 г. для развития латиноамериканских стран и хода «холодной войны» (письменно).

2. Выпишите основные особенности социально-экономического развития Латиноамериканских стран после второй мировой войны.

3. Заполните таблицу : «Два пути развития Латиноамериканских стран после Кубинской революции». (Что это были за пути? Как Кубинская революция повлияла на их выбор)

Социалистический путь (Какие входили страны, как в них произошли революции?) Капиталистический путь (Какие страны входили, были ли попытки осуществить революционный переворот?)

4. Латиноамериканские страны на современном этапе развития. Выпишите основные проблемы и противоречия этого региона в XXI в..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector