Меню

Экономическое обеспечение обороны страны это

Экономическое обеспечение обороны

Мобилизация экономики как категория военно-экономической науки. Экономическая готовность государства к обороне. Создание условий для проведения быстрой экономической мобилизации и устойчивого функционирования экономики при чрезвычайных обстоятельствах.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.06.2018
Размер файла 14,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

экономическое обеспечение обороны

Разумова Е.В. 1 , Денисюк М.Н. 2

1 Доцент кафедры экономики, менеджмента и права, кандидат педагогических наук,

2 Вольский военный институт материального обеспечения

Данная статья посвящена экономическому обеспечению обороны, его категориям, составляющим и особенностям

Ключевые слова: экономическая готовность государства, мобилизация экономики, военно-экономические потребности

Razumova E.V.1, Denisyuk M.N.2

1Dotsent Departments Of Economy, Management And Right, Candidate Of Pedagogical Sciences, 2Volsky Military Institute Of Material Security

ECONOMIC ENSURING DEFENSE

This article is devoted to economic ensuring defense, its categories, components and features

Keywords: economic readiness of the state, mobilization of economy, military-economic requirements

Экономическое обеспечение обороны зависит не только от уровня развития производства, науки и техники, от материальных и людских ресурсов страны, но и от возможности их реализации, мобилизационной подготовки народного хозяйства, способности государства своевременно и наиболее полно перевести его в случае необходимости на военные рельсы.

Мобилизация экономики — категория военно-экономической науки. Важное методологическое значение для анализа этой категории имеет исследование войны, если ее вынуждена будет вести Россия. Особое внимание должно быть уделено войне и ее влиянию на российскую экономику. Война требует мобилизации всех сил общества на его защиту, для чего необходима всесторонняя заблаговременная подготовка экономики, органов государственной власти и управления, вооруженных сил и других войск.

Под экономической готовностью государства к обороне понимается способность экономики удовлетворять военно-экономические потребности в установленных объемах и в определенные военным планированием сроки в любых условиях обстановки.

В мирное время должны быть обеспечены текущее военное потребление, создание необходимых резервов и запасов и возможность быстрого перехода войск (сил) на военное положение, а в военное время — материальное обеспечение выполнения поставленных перед вооруженными силами боевых задач.

Экономическую готовность государства к обороне характеризуют реализованный военно-экономический потенциал (военно-экономическая мощь) и мобилизационная готовность экономики.

Она включает поддержание достаточной военно-экономической мощи, создание условий для проведения быстрой экономической мобилизации и устойчивого функционирования экономики при чрезвычайных обстоятельствах.

Важным условием эффективного использования военно-экономических ресурсов является рациональное сочетание текущего военного производства с накоплением в государстве им его вооруженных силах резервов, запасов и возможности по увеличению производства конечной военной продукции в чрезвычайных условиях. В зависимости от изменений обстановки динамика военно-экономических потребностей, текущего военного производства и накопления резервов и запасов меняются. При ослаблении международной напряженности возможно сокращение объемов текущего военного производства, резервов и запасов в различных комбинациях. В период стабильного мирного развития текущее военное производство позволяет обеспечить войска всем необходимым, обновлять и пополнять резервы и запасы. При усилении международной напряженности и военных конфликтах объемы увеличиваются. Во всех случаях желательно, чтобы суммарное количество производимых и используемых из резервов и запасов ресурсов было не меньше уровня военно-экономических потребностей.

Военно-экономические потребности увеличиваются по мере развития общественного производства, совершенствования средств вооружённой борьбы и в период военных действий. Так, например, в 19 веке на ведение войн расходовалось от 8 до 14 процентов национального дохода воюющих стран, в Первую мировую — 50 %, во Вторую мировую — 60 % национального дохода участников войн. Материальные издержки двух мировых войн обошлись человечеству в 2 триллиона долларов (в ценах 70-х годов). Это примерно половина всех материальных ценностей, которыми обладал мир к концу второй мировой войны [2].

В мирное время экономические ресурсы страны должны удовлетворять потребности армии. В частности, только продовольственное обеспечение ВС РФ требует от экономики достаточного финансирования для ежедневного питания военнослужащих, которое организуется в более чем 2 тысячах столовых, ежегодно на довольствие военнослужащих расходуется свыше 700 тысяч тонн продовольствия, всего в столовых эксплуатируется почти 6 тысяч единиц оборудования и 44,5 млн единиц посудо-хозяйственного имущества [3].

В экономической готовности государства к обороне различают функциональную и ресурсную готовность.

Функциональная готовность экономики включает структурную, научно-техническую, производственную, мобилизационную и организационную готовность, а также готовность к устойчивому функционированию в любых условиях возмущающих воздействий, включая войну.

Структурная готовность представляет собой единство всех форм и видов материального производства и средств доставки его результатов военным производителям в объемах, гарантирующих выполнение боевых задач вооруженными силами. В соответствии с объемами военно-экономических потребностей строятся отраслевая и территориальная структуры военного производства.

Производственная готовность экономики к обороне характеризует готовность всех звеньев военно-экономического процесса от разработки и производства до распределения, доставки, обеспечения эффективного использования оборонной продукции в вооруженных силах и ее утилизации.

Научно-техническая готовность к обороне определяется совокупностью органов и мер, направленных на эффективное использование научно-технического потенциала и создание необходимых условий для производства принципиально новых систем оружия. В настоящее время в РФ одной из приоритетных задач учёных стало обеспечение разработки перспективных образцов вооружения. В 2014 году в рамках государственного оборонного заказа выполнялось порядка 500 НИОКР. Численность профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов превысила 14 тысяч человек. Из них около 67 % имеют учёную степень. Численность научных работников НИИ — примерно 9 тысяч человек, 30 % из них имеют учёную степень [4].

Читайте также:  Страны лидеры импорта каменного угля

Мобилизационная готовность охватывает текущее военное производство с комплексом мер по подготовке к быстрому увеличению его размеров за счет мобилизации гражданской экономики в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Организационная готовность экономики к обороне представляет собой единство военных, технических, экономических и социальных процессов, упорядоченность их протекания в целях эффективного использования военно-экономических ресурсов.

Готовность экономики к устойчивому функционированию характеризует ее способность удовлетворять военно-экономические потребности различных возмущающих воздействий. Таким образом, совокупность названных подсистем составляет единую управленческую систему, в которой каждая подсистема должна рассматриваться как самостоятельный объект анализа, что позволяет, учитывая специфику и взаимосвязь подсистем, обеспечить эффективность всей системы.

мобилизация экономика военный чрезвычайный

1. Военная экономика: теория и актуальные проблемы: учебник /Под. Ред. А.И. Пожарова. М., Военное издательство, 1999.

2. Военная экономика. Учебное пособие. / Под ред. Ершова З.М. Вольск, 1974.

3. Никто лучше нас! // Красная звезда № 28, 2015.

4. Наука сражается первой. // Красная звезда №19, 2015.

5. Экономика: учебник для высших воен.-учеб. Заведений. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Воениздат, 2008.

6. Разумова Е.В., Денисюк М. Н. Национальные интересы РФ в Арктике: Экономический аспект //Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. Тамбов. 2015. — электронный источник: http://ucom.ru/confx.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика постиндустриального общества во взаимосвязи с экономической наукой. Основные тенденции развития современной экономики. Роль российской экономики в переходе к постиндустриальному обществу. Анализ путей совершенствования экономической науки.

курсовая работа [210,3 K], добавлен 20.06.2009

Экономическая наука и ее предмет. Принципы поведения человека. Сущность экономической науки и экономики как хозяйства. Предмет экономической теории и ее объект. Структура, задачи и функции экономической теории. Основы деления экономики на уровни.

контрольная работа [30,5 K], добавлен 16.10.2011

Сущность макроэкономического регулирования, необходимость в государственном регулировании экономики и типы такого регулирования. Принципы и инструменты экономической политики государства. Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма.

шпаргалка [108,1 K], добавлен 16.04.2010

Этапы развития экономики как науки. Соотношение микроэкономики и макроэкономики. Проблемы экономической организации. Типы экономических систем. Рынок, условия и пределы его функционирования. Кредитно-денежное регулирование экономики (монетарная политика).

реферат [38,9 K], добавлен 29.06.2011

Понятие экономической теории, предмет ее исследования, истоки возникновения и современные аспекты развития. Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории. Кризис экономической науки. Влияние экономической теории на современную экономику России.

курсовая работа [30,8 K], добавлен 13.02.2008

Источник

IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ

38. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:

а) достижение уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на нее задач;

б) оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной организации, повышение эффективности их использования;

в) своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других потребностей военной организации;

г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;

д) интеграция в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны;

е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с заключенными ею международными договорами в военно-экономической сфере.

Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой.

40. Основной задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и других войск, формами и способами их применения, экономическими и мобилизационными возможностями Российской Федерации.

41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой:

а) комплексное оснащение (переоснащение) современными образцами вооружения, военной и специальной техники стратегических ядерных сил, соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения, антитеррористических формирований, инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;

б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных компонентов;

в) развитие сил и средств информационного противоборства;

г) качественное совершенствование средств информационного обмена на основе использования современных технологий и международных стандартов, а также единого информационного поля Вооруженных Сил и других войск как части информационного пространства Российской Федерации;

д) обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;

Читайте также:  Список стран мира с гербами

е) создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их информационного обеспечения;

ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами управления оружием и комплексами средств автоматизации органов управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического уровней.

Источник

Экономическое обеспечение обороны страны это

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Военно-экономическое обеспечение обороны Российской Федерации

Начиная разговор о военно-экономическом обеспечении обороны государства, необходимо прежде всего до конца понимать, что это словосочетание значит. Военно-экономическое обеспечение обороны государства – это та часть экономики государства, которая включает в себя комплекс отдельных и взаимосвязанных экономических и социальных институтов, целью которых является поддержание и развитие оборонного потенциала государства.

Общеизвестно, что армия – один из главнейших государственных институтов, залог суверенитета и государственности страны. Во всех странах, где есть армия, ее формированием снабжением и улучшением преимущественно занимается государство, так как это главный гарант власти, законодательства и обороноспособности страны. Россия в этом плане не является исключением: как и в остальных странах, не смотря на некоторое стороннее вмешательство в обороноспособность страны из частного сектора экономики в вопросах снабжения и модернизации армии, доминирующим субъектом и контрагентом в деле обороны страны является именно государство.

Отсюда следуют два вывода:

1) в государственном аппарате есть военные должности (Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., ст. 114);
2) обороноспособность армии зависит от той части государственного бюджета, которая выделяется армии на ее существование и совершенствование (Федеральный бюджет на 2015 г., ст. «Национальная оборона»). Эти выводы, соответственно, подкреплены Конституцией РФ и «Законом о федеральном бюджете», что лишь подтверждает правомерность этих суждений.

Актуальность данной работы: в современном мире развитие движется в геометрической прогрессии – армия тоже не остается в стороне. Сегодняшние реалии таковы, что государство, не имеющее высокоорганизованной, мобильной и технически развитой армии, рискует поставить свой суверенитет под большой вопрос. И чтобы соответствовать этим реалиям, Россия активно проводит как технологические, так и структурные реформы обороны, включая экономические реформы в данной сфере.

Цель работы: провести структурный анализ военной экономики Российской Федерации с конкретными примерами, для того, чтобы сделать вывод об эффективности работы военной экономики РФ и обороны вцелом. Рассматривая армию – как структуру, можно выделить три ее основные составляющие: экономическая, социальная и научная. Начнем с экономической составляющей.

Экономическая сфера военного обеспечения государства

Как уже помечалось ранее, большая часть военных расходов государства создается из бюджета страны. Поэтому первым вопросом в экономической сфере обороны страны будет вопрос о том, сколько Правительство России тратит на обороны нашей страны. Прежде всего, хотелось бы предоставить следующие факты: согласно «Федеральному закону о федеральном бюджете России на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов», на оборону страны, согласно разделу «Национальная оборона» в 2015 году будет выделено 3,28 трлн. рублей, что составляет примерно 25,7% от общего объема госбюджета.

Сравнивая с прошлым годом, рост расходов на оборону увеличился на 33%. Согласно плану на 2016 год, расходы сократятся на 1,1%, или на 173,7 млрд. рублей. В 2017 году планируется вновь увеличить расходы на оборону в размере 124,5 млрд. руб., или на 0,8% от общего объема госбюджета. При упоминании о вступившем в силу с 1 декабря 2014 года новом законе о бюджете на 2015 год, сразу вспоминается то беспокойство, которое возникло в СМИ, сразу после обнародования сего документа.

Многие издания лишь намекали заголовками, а некоторые и в открытую выстраивали предположения, что Россия, ввиду сложившейся международной ситуации, готовится к открытым боевым действиям. Это, отчасти, было правдой. Согласно заявлению председателя комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Виктора Заварзина, которое он сделал на пресс-релизе: Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что современной России нужны мощные вооруженные силы, соответствующие современным вызовам и угрозам. Армия и флот должны быть готовы к применению в кратчайшие сроки, вооружены современным оружием, оснащены высокоинтеллектуальной боевой и специальной техникой, готовыми к ведению войн нового типа» (http://ria.ru/defense_safety/20141024/1029903925.html#ixzz3VXUSD6h5) .

Это мнение разделяют не только на уровне нижней палаты, но и на высших уровнях в Правительстве. В частности, в недавно показанном документальном фильме «Крым. Путь на Родину», Владимир Путин не двусмысленно заявил, что для обеспечения обороны страны, а так же новых субъектов РФ (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), Россия в тот момент привела свои ядерные силы в полную боевую готовность (http://russia.tv/brand/show/brand_id/59195).

Не стоит также забывать, что на российских унитарных государственных предприятиях, составляющих опору нашей военной экономики (к примеру, «УралВагонЗавод»), работают тысячи ученых на благо нашей Родины, которых необходимо обеспечивать зарплатами, жильем и премиями. Согласно Росстату, их у нас в стране сейчас 66 тыс. чел., в возрастной группе до 29 лет. Это значит, что не малая часть выделенных средств уходит и на поддержку молодых ученых (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#).

На мой взгляд, это в очередной раз доказывает предусмотрительность, актуальность и, главное, отлаженность в действиях всех уровней нынешней власти России и вполне оправдывает увеличение гос. затрат на военные нужды, особенно в текущей непростой ситуации с нашими западными коллегами. Но, если вдруг пропустить вполне обоснованные объяснения такого хода со стороны Правительства, то можно обратиться к опыту других стран и здравому смыслу. В частности, обратимся к ситуации в США. Судя по текущей внешней и внутренней политике Штатов, администрация Обамы намерена продолжать придерживаться курса сокращения военного бюджета в пользу поддержания экономики, начатым еще в 2012 году.

Читайте также:  Получение независимости странами тропической африки

Так, 24 февраля 2015 года, министр обороны США Чак Хейгел, во время представления статьи бюджета по военным расходам («Opportunity, Growth and Security Initiative”), заявил, что правительство продолжает снижать расходы на оборону страны и придерживается плана, согласно которому к 2021 году военный бюджет будет сокращен на $454 млрд. по сравнению с текущими расходами. Уже закрыто несколько экспериментальных проектов и только в этом году состав армии США будет сокращен на 70 тыс. чел. «Главное – экономика, нам сейчас не до войны» — так заявил президент США во время выступления перед Конгрессом 24 февраля 2015 года (http://www.vestifinance.ru/articles/40194).

Очевидно, что Америка продолжит двигаться по пути развития сферы информационной войны и «международной травли» всякого неугодного, в попытке сохранить статус-кво политического гегемона, делая ставку на обрушение суверенитета противника изнутри, а не внешней агрессией – так безопаснее и «цивильнее». В свою очередь, задача нашего текущего и последующих правительств осознавать, что, не смотря на весь текущий военный потенциал России, мы все же вынуждены пока догонять в этом вопросе наших западных коллег ради поддержания мирового баланса и суверенитета нашего государства.

Но это уже отдельная тема для разговора. Теперь, когда нам понятен путь принятия бюджета на военные нужды на государственном уровне, как закона, настало время взглянуть на военную экономику России в целом. Как уже помечалось ранее, большая часть финансовых и материальных ресурсов в военной экономике России выделяется в виде государственных ассигнаций и поддерживается государством. Но это вовсе не значит, что в военном секторе экономики не присутствуют представители частного сектора. Военная экономика не может зависеть только от государства.

Развитие данного сектора экономики неразрывно связано с текущими показателями экономического потенциала государства, развитием энергетики, науки и устойчивых внутренних торгово-финансовых связей, проходящих через частный и публичные сектора экономики. «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения» — Ф. Энгельс Осознав слова великого экономиста, можно сделать вывод, что на практике существование высокоразвитой и продуктивной военной экономики не возможно исключительно за счет государства. Военно-промышленному комплексу необходимы не только административные, но и рыночные механизмы — например, конкуренция — для устойчивого и успешного экономического развития, гарантом которого является гос. оборон. заказ.

На Западе это давно не новая практика. Так, на сегодняшний день, более половины вооружения США создано частными предприятиями или предприятиями, долю которых имеет государство. В России, к примеру, возьмем ОАО «ОРКК» (Объединенная ракетно-космическая корпорация) – одной из ее основных задач является курирование проекта ГЛОНАСС, т.е. запуск новых спутников и поддержание работоспособности. Однако, в данной сфере у российского проекта много конкурентов – в частности система GPS, создателями которой являются США и которой сегодня активно пользуются по всему миру, включая Россию. Дабы бороться за свое будущее существование и достойное место на рынке, ГЛОНАСС развернул на российском рынке настоящую борьбу за пользователей, сервисы и доверие покупателей. И, не смотря на скептические ожидания, с блеском отвоевала отечественный рынок: на сегодня система ГЛОНАСС имеет точность в 2,8 метра, поддерживает возможности почти любого сервиса, требующего спутниковую разведку и работает гораздо стабильнее (особенно в высоких широтах), чем GPS, при том же количестве спутников. Поэтому в Правительстве было принято решение: к 1 июня Российская Федерация отключится от системы GPS в пользу ГЛОНАССа (http://glonass-iac.ru/).

К слову, Министерство Обороны РФ уже 2 года использует эту систему и даже успело, в сотрудничестве с «ОРКК» запустить собственный спутник «ГЛОНАСС – К», предназначенный исключительно для военных целей. В свою очередь для безопасности страны это означает, прежде всего, заметное снижение точности американских систем ПРО и крылатых ракет дальнего действия, что в разы увеличит обороноспособность нашей страны. А во-вторых, повысит уровень секретности российских военных объектов, снижая риск утечки информации государственной важности.

Говоря о роли частных компаний в ВС России, нельзя не упомянуть ОАО «УралВагонЗавод» — одного из главных поставщиков военной техники для российской армии. Данный промышленный комплекс способен ежегодно производить 1,5 тыс. ед. танковой и военной техники.

Среди военной продукции завода выделяются:
• Инженерная машина разграждения ИМР-3М
• Боевая машина огневой поддержки ТЕРМИНАТОР
• Боевая машина огневой поддержки ТЕРМИНАТОР-2
• Бронированная машина разминирования БМР-3М

  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М
  • Модернизированный танк Т-72
  • Танк Т-90C M
  • Танк Т-90С

Источник

Adblock
detector