Меню

Экономический эффект от применения страной ввозных таможенных пошлин заключается

Эффект от таможенной пошлины

С точки зрения торговца товарами таможенный тариф представляет собой разновидность транспортных издержек. Если Отечество введет налог, равный 2 долл. на каждый бушель импортируемой пшеницы, торговцы не будут привозить зерно до тех пор, пока разница в ценах не составит как минимум 2 долл.

На рис. 9.4 проиллюстрирован эффект специфической пошлины с долларов за единицу товара. В отсутствие тарифа цена пшеницы составляет величину Pw как в Отечестве, так и за границей. С введением таможенной пошлины торговцы не повезут пшеницу из Заграницы в Отечество до тех пор, пока отечественная цена не установится на уровне, превосходящем цену за рубежом как минимум на t долларов. Таким образом, цена в Отечестве будет возрастать, а цена за рубежом падать до тех пор, пока разница в уровнях цен не составит величину t долларов. Введение пошлины приводит к раздвиганию цен на двух рынках, графически имеющему клинообразную форму. Тариф поднимает цену в Отечестве до Рт и опускает цену за границей до величины, выражаемой p* — Рт- t. В Отечестве производители предлагают больше товара по более высокой цене, а потребители потребляют меньшее количество товара, сокращая потребность в импорте. За границей более низкая цена приводит к сокращению предложения и увеличению спроса и, следовательно, к меньшему объему предложения на экспорт. Количество поставляемой на рынок пшеницы сокращается с величины Qw при свободной торговле до величины Qr после введения пошлины. Если количество пшеницы, поставляемой из-за границы в Отечество, будет равно От, отечественный спрос на импорт будет равен зарубежному предложению на экспорт. При этом Рт- Рт = t. Рост отечественной цены с Pw до Рт оказывается при этом меньшим, чем размер таможенной пошлины, поскольку часть пошлины отражается в снижении экспортной цены Заграницы, что, однако, не дает выигрыша потребителям в Отечестве. Это обычный результат любой политики ограничения импорта. Масштабы этого эффекта на практике весьма малы. Когда маленькая страна вводит таможенные пошлины, ее доля в закупках товара на мировом рынке очень мала с самого начала, поэтому сокращение ее импорта оказывает слабое воздействие на мировую цену. Практически мировая цена на импортируемые товары может считаться заданной величиной. Эффект таможенной пошлины в случае «малой» страны, которая не оказывает влияния на мировые цены, показан

промышленность, а вторая, в которой сборочная промышленность уже существует, имеет намерение производить узлы и детали к автомобилям.

Для поддержки отечественной автомобильной индустрии первая страна вводит 25%-ную пошлину на импортируемые автомобили, позволяя тем самым отечественным производителям запрашивать 10 тыс. долл. вместо 8. В этом случае неправомерно утверждать, что уровень защиты отечественных сборщиков автомобилей составит 25%. До введения тарифа сборка автомобилей внутри страны была выгодной только в том случае, если она обошлась бы в 2 тыс. долл. или меньше (т.е. разница между 8 тыс. за готовый автомобиль и 6 тыс. за комплектующие узлы и детали). Теперь же эту сборку можно производить, даже если расходы на нее составят сумму 4 тыс. долл. (разница между ценой в 10 тыс. и стоимостью комплектующих). Таким образом, пошлина в 25% обеспечивает сборщиков реальным уровнем защиты в 100%. Теперь представим себе, что вторая страна для поощрения отечественных производителей деталей и узлов вводит 10%-ную пошлину на импортные компоненты, поднимая их стоимость для отечественных сборщиков с 6 тыс. долл. до 6600. Хотя пошлина на готовые автомобили не изменяется, описанная выше мера приводит к тому, что сборка автомобилей внутри страны становится невыгодной. До введения пошлины собирать машину внутри страны имело смысл за 2 тыс. долл. (8 тыс. — 6 тыс.), после введения пошлины сборку можно осуществлять, если это обойдется не дороже чем в 1400 долл. (8 тыс. — 6600). Таким образом, таможенное обложение узлов и компонентов, обеспечивая положительную защиту для производителей этих изделий, порождает отрицательную реальную защиту для сборщиков по ставке 30% (- 600/2000). Подобные рассуждения позволили экономистам провести расчеты, чтобы измерить степень реальной защиты, ежегодно предоставляемой некоторым отраслям промышленности с помощью таможенных пошлин и других видов торговой политики. Например: политика, направленная на поощрение экономического развития (см. гл. 11), часто приводит к установлению уровня защиты, гораздо более высокого, чем ставка пошлины сама по себе1.

Читайте также:  План характеристики экономико географического положения страны география

Выигрыши и потери от таможенных пошлин Пошлина повышает цену товара в импортирующей стране и понижает ее в экспортирующей. В результате изменения цен потребители теряют в импортирующей стране и выигрывают в экспортирующей. Производители, наоборот, выигрывают в импортирующей и проигрывают в стране-экспортере. Государство, вводящее таможенную пошлину, получает доход. Для того чтобы сопоставить выгоды и потери, их необходимо выразить количественно. Метод такого измерения эффекта от таможенной пошлины предполагает использование понятий, широко применяющихся в микроэкономическом анализе: выигрыш производителя и выигрыш потребителя.

1 Реальный уровень защиты для отрасли формально определяется как (Vr — Vw)/Vw, где Vw добавленная стоимость в отрасли при мировых ценах, VT добавленная стоимость после принятия таможенных мер. Для нашего примера пусть Рл будет мировой ценой на собранный автомобиль, а Р. мировой ценой его сборочных компонентов, t ставка адвалорной пошлины на импортируемые автомобили, a tc адвалорной пошлины на компоненты. Можно выяснить, что если пошлина не влияет на мировые цены, они обеспечивают сборщиков реальным уровнем защиты, выраженным величиной: У-У» — t +Р (2-lfs). на рис. 9.5. В этом случае пошлина повышает цену импортируемого товара на всю величицу таможенной пошлины, т.е. с Pwjio Pw + t. Производство в этом случае растет с 5 до л, а потребление падает с D1 до D .

Источник

Экономические последствия применения таможенных пошлин

Используем анализ спроса и предложения для исследования экономических последствий применения таможенных пошлин.

Рис. Последствия импортной пошлины

Рисунок показывает равновесие на рынке какого-либо товара малой страны [en] -импортера (в этом случае никакие изменения внутренних цен данного товара не повлияют на цены в других странах и/или на мировом рынке) в зависимости от различных ситуаций:

  • автаркии;
  • свободной торговли;
  • таможенной защиты.

Линия D обозначает изменение величины потребления товара в зависимости от изменения цены Р. Линия S показывает предложение национальной промышленностью товара Q, в производстве которого страна не обладает сравнительным преимуществом (например, в стране Z – автомобилей).

В условиях автаркии отечественный спрос удовлетворяется исключительно национальным предложением S, внутренняя сбалансированная цена равна Рс, количество проданных и потребленных товаров – OQc.

В условиях свободной торговли мировое предложение описывается горизонтальной прямой, ордината которой – мировая цена Рt. Предположим, что экономика страны Z открыта для мировой торговли и предприниматели другой страны, имеющие сравнительное преимущество в производстве автомобилей [en] и доминирующие на мировом рынке, начали реализовывать свою продукцию в данной стране. В условиях свободной торговли внутренняя цена не отличается от мировой цены Pw. При этой цене внутреннее потребление составит Dw, внутреннее производство Sw. Разница между двумя этими величинами (Dw – Sw) отражает объем импорта.

Допустим, что речь идет об импорте автомобилей [en] из Японии (все российское автомобилестроение производит автомашин меньше, чем любая японская или американская [en] фирма. Схожая ситуация в тяжелом машиностроении, авиастроении, радиоэлектронике и др. Например, кондитерская фабрика «Красный Октябрь» не может противостоять гиганту «Марс» с его филиалами в десятках стран, чьи расходы только на рекламу и НИОКР превышают валовые обороты нашего акционерного общества). Приобретая товар по относительно низкой мировой цене, потребители получают выигрыш, размер которого может быть измерен как площадь между кривой спроса и линией мировой цены.

В условиях таможенной защиты в стране Z вводится пошлина на каждую единицу импортируемых автомобилей P, равная РwРt. Это будет иметь ряд последствий.

1. Потребительский выигрыш от приобретения товара по мировой цене отражает площадь треугольника АРРw. При введении тарифа потребительский выигрыш сокращается до площади треугольника BPPt. И разница между ними отражает потери потребителя от введения тарифа. Потребление автомобилей в стране Z упадет с Dw до Dt. Объем этого сокращения может быть различным в зависимости от эластичности внутреннего спроса. Потребители будут платить больше за каждый из закупленных автомобилей Dw который обойдется им теперь по цене Рt. Введение импортного тарифа увеличивает цену на внутреннем рынке, если отечественные и импортные товары являются абсолютными заменителями (либо при несовершенном замещении товаров увеличивает цену на импортный товар сильнее).

Читайте также:  Типы воспроизведения населения с примерами стран

2. Производители автомобилей в стране Z, на которых пошлина не распространяется, получат более высокую цену за единицу товара. Повышение цен на продукцию национальных производителей может и не совпасть с их повышением на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить совпадение этих цен. Поскольку эта новая цена Р, выше соответствующей цены до введения пошлин или мировой цены Л, местная промышленность увеличит масштабы отечественного производства автомобилей с Sw до St. Эффект может быть различным в зависимости от эластичности внутреннего предложения. Однако с точки зрения общества расширение местного производства (на величину SwSt) отражает тот факт, что пошлина позволила местным производителям автомобилей изъять средства из других отраслей. Возможно перераспределение ресурсов в неверном направлении. Введение тарифа увеличивает доходы производителей на величину области а. Их выигрыш не перекрывает потери потребителей (области а + b + с + d). Это связано с тем, что производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить дороже за весь приобретаемый товар – отечественный и импортный. Местные производители воспользуются как более высокой ценой, так и увеличившимся объемом продаж. Это объясняет их интерес в лоббистской деятельности по поддержке защитных пошлин.

Лобби – термин, которым обозначается система разного рода организаций (предпринимательских, профессиональных, религиозных, культурных и др.), воздействующих на принятие решений законодательной или исполнительной властью с помощью выступлений в комитетах и комиссиях парламента, организации давления массовыми потоками писем, финансированием избирательных кампаний кандидатов, прямым подкупом и т.д. Лобби отличается от политических партий тем, что не ставит целью завоевать власть, а ограничивается давлением на нее. Первоначально термин «лобби» (термин происходит от английского слова lobby – кулуары) применялся для обозначения вестибюля и двух коридоров в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где могли встретиться с другими лицами, не допускавшимися на пленарные заседания. Лоббирование – услуги по взаимодействию с государственными органами с целью создания оптимальных условий для деятельности фирмы, отрасли, группы отраслей и т.п. Оно осуществляется с помощью соответствующих механизмов, технологий и методов, обеспечивающих принятие законодательными и исполнительными органами решений, адекватных интересам определенных общественных групп. В России [en] активные позиции в рассматриваемом отношении занимают Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация товаропроизводителей России, Ассоциация российских банков. Отношения лоббирования возникают, например, по поводу принятия конкретных законов и иных хозяйственно-правовых актов, выделения кредитов и дотаций, выдачи лицензий и квот.

3. Пострадают иностранные производители. Внутренняя цена на их автомобили стала выше на величину PwPt, но эта разница отчисляется в бюджет страны Z. Мировая цена после установления пошлины и, следовательно, поштучный доход зарубежных конкурентов сохранятся на уровне Рw , в то время как объемы их экспорта упадут с SwDw до StDt.

4. Из-за сократившихся экспортных продаж зарубежные партнеры получат меньше валюты страны Z для закупки ее товаров. Как следствие, в экспортных отраслях страны Z сократится производство. Речь идет о сегментах экономики, имеющих сравнительное преимущество, дающее возможность эффективно действовать на мировых рынках.

5. Пока тариф ограничивает импорт лишь частично, т.е. не является запретительным, он приносит доход государству. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа РwРt и объема ввозимого товара, им облагаемого StDt (область с). Доходы от таможенных тарифов представляют собой выигрыш для страны в целом.

Доход государства от взимания тарифа остается в пределах страны. Это должно приниматься во внимание при расчете последствий для импортирующей страны от тарифного заслона наряду с выигрышем предпринимателей и потерями потребителей. Однако убытки потребителей (а + b + с + d) все равно превышают суммарную величину выигрыша производителей (а) и импортных сборов, идущих в доход государства (с). Потери потребителей, заключенные в областях b + d, не оборачиваются ничьим выигрышем. Эти области отражают чистые национальные потери. Потери страны от тарифной защиты определяются с учетом ставки тарифа PwPt и величины сокращения импорта SwDw – StDt. Они связаны с неэффективной деятельностью производителей, выпускающих больше товаров без увеличения конкурентоспособности, и с тем, что вследствие обложения иностранного товара импортной пошлиной потребитель вынужден либо тратить на его приобретение большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо и то и другое одновременно.

Читайте также:  Экономику стран принято сопоставлять по

Область b называют производственным эффектом тарифа. Она отражает сокращение потребительского спроса в результате его переключения с более дешевой импортной на более дорогую отечественную продукцию. Область d называют потребительским эффектом тарифа. Она отражает ущерб, нанесенный потребителям импортирующей страны в результате вынужденного снижения потребления.

Внутренний спрос крупной страны может повлиять на мировые цены, если он занимает важную часть мирового спроса. Так, сокращение внутреннего спроса, вызванное введением таможенных пошлин, способно снизить мировые цены на данный товар. Он теперь будет импортироваться по новой, более низкой мировой цене и после взимания пошлины продаваться на внутреннем рынке по возросшей цене. Пошлина в этом случае приведет к улучшению условий обмена для страны-импортера, поскольку мировые цены ниже до начисления пошлины, чем после.

Выигрыш от лучших условий обмена может даже превышать чистые потери от введения таможенных пошлин. Общее положение такой страны-импортера улучшается (в ущерб стране-экспортеру), поэтому страны пытаются найти оптимальный тариф, который максимально увеличил бы чистый доход за счет разницы между выигрышем и чистыми потерями.

Такая ситуация характерна для ряда сельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичности потребления. Поставщик после введения импортной пошлины, опасаясь потерять большой экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога. Такое явление называется «парадоксом Мецлера», его можно представить графически.

Рис. Последствия оптимального тарифа

На рисунке линия WS характеризует динамику предложения товара на мировом рынке до введения таможенного тарифа; линия WSn – тенденцию предложения на рынке к моменту установления тарифа Т, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену Р на величину Р1P3 превышающую величину тарифа Т; линия WSn + Т – предложение товара на рынке после установления тарифа. Параметры Q1 Q2 Q3 показывают соответствующее количество приобретенного товара, а линия D – потребность в импортном товаре, изменяющуюся в зависимости от цены.

При снижении цен объем расходов потребителей в связи с общим увеличением поставок с Q1 до Q2 будет определяться площадью прямоугольника P2D2Q2O вместо величины, равной площади P1D1Q1O, а выгода для потребителей составит сумму областей a + Ь + с. Обязательным условием, при котором экспортеры оказываются готовыми пойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления в импортирующей стране, вводящей новые таможенные пошлины.

В качестве примера возникновения «парадокса Мецлера» могут служить поставки масла из Новой Зеландии в Великобританию – основного потребителя новозеландского масла. Вступление Великобритании в Общий рынок и последовавшее за этим увеличение ввозных пошлин заставило новозеландских поставщиков резко снизить цену даже за счет уменьшения прибыли с целью сохранения большей части английского рынка.

Таможенный тариф, как было показано, приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако, для того чтобы объективно оценить уровень этой защиты, следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что, охраняя таможенным тарифом одну отрасль, государство одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т.д.). Поэтому фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.

Фактический уровень таможенной защиты может быть определен по формулам:

где: Тf– фактический уровень таможенной защиты в процентах;

Vt – внутренняя добавленная стоимость после введения импортной пошлины;

Vw – внутренняя добавленная стоимость при мировых ценах;

где: Tf– фактический уровень таможенной защиты, в процентах;

Tn – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

Тm – номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат;

λ – доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа 0 —>

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector