Меню

Экономические цели которые важны для страны

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Ш.Р. Кашаев , преподаватель

В.Ю. Петров, студент

Т.Р. Шарапов , студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г . Казань )

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства , т ак же описаны возможные формы экономики, их положи тельные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Ра с смотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависим о сти от превалирующий в стране формы экономических отношений.

Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная эк о номика, командная экономика, экономическая опора, капитал.

Трудно представить в наше время гос у дарство, в котором бы отсутствовала эк о номическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В совр е менных реалиях каждое государство стр е мится создать мо щ ную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны [1] . Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти опр е деляют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.

На сегодняшний день существуют ч е тыре формы экономики. К ним относят: тр а диционную , рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу р ы ночной экономики составляет капитал, к о торый сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает б ы стрый рост государства, о д нако, вместе с тем это приводит к значительному разр ы ву ме жду доходами разных слоев и ра с пределение благ происходит в пользу ч а стных лиц и компаний, а не государства. Фа к тически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер [2] . Такая экономика опасна тем, что в коне ч ном итоге она приве де т к власти богатых, которые подчинят себе все структуры вл а сти и буду т диктовать условия государс т венному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистич е ская, направлена, в первую очередь, на с о циальное развитие общества. При такой экономической форме управления собс т венность и капитал находятся в руках вл а сти, а их распределение определяет гос у дарство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Гос у дарство с такой экономи кой считается с о циально развитым , однако имеется ряд н е достатков. Например, отсутствие конк у ренции, ограниченный доход у предпр и ятий и компаний, поскольку выпуск пр о дукции контролирует государство, относ и тельно небольшая разнообразность пр о дукции в магазинах. Смешанная же эк о номика является переходной от капитал и стической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно один а ково распределяется собственность и к а питал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство з а бирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство м о жет влиять на частные компания и пре д приятия, а предприятия на государство нет [3] . Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капитал и стов и сами органы власти могут регул и ровать доходы среди населения , предо т вращая сильное расслоение общества , с ф и нансовой точки зрения.

Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному ве к тору ра з вития.

Некоторые люди полагают, что экон о мика не является наукой, поскольку «сч и тать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия ил и м атематика. Она возникла в период , когда л юди занялись товарообменном и накоплением собстве н ных материальных благ. То есть , с возни к новением первой государственности зар о дилась и экономика, как наука. Примеч а тельно и то, что в любом древнейшем г о сударстве экономика всегда была на пе р вом плане, поскольку основным дох о дом государства всегда будет налогообложение собственных граждан [4] .

Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать н е сколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и в ы вод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей полит и ке, то такое государство долго не прост о ит. Поэтому в любом государстве за эк о номическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует пон и мать, что для развития любых отраслей государства н е обходимы финансы, а если у государства не будет финансов, напр и мер, для развития той же нефтяной отра с ли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ст у пень выше этот самый сектор. Говоря пр о стыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских м е сторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования н о вейшего оборудования и вливания опред е ленных денежных средств. Но такая п о мощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, н а чин ая с того, что контроль над месторо ж дением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет ко н троль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.

Читайте также:  География стран центральной европы

Наглядно можно показать роль экон о мики в развитии и жизни государства на пр и мере социального и экономического развития общества. Прожиточный мин и мум, показатель уровня безработицы, и н фляция, уровень образования, разность м е жду доходами самых богатых и самых бе д ных – все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система обр а зования, социальные реформы – все это требует о г ромных капиталовложений. Именно поэт о му, государство всегда опирается в своем управлении на экономику [5] . Планиров а ние доходов и расходов государства, явл я ется одним из важнейших обязательств п е ред своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благососто я ния приведет к развалу страны и массо во й нищете.

В экономической теории принято сч и тать, что государство и экономика нера з рывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания гос у дарства н е обходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает гос у дарство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и в ы вод, что любое общество зависит от эк о номики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.

Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как эк о номическая категория. Чем ценнее призн а ется свобода отдельного человека в общ е стве, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве [6] . Поэтому, гос у дарство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экон о мической деятельности отдельного суб ъ екта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, з а кладывает основу своего развития, опир а ясь на действующие экономические отн о шения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Дв и гаясь вперед, экономика развивает как о т дельные сферы общества, так и его в ц е лом. Знание, понимание экономики позв о ляет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в ра в новесие экономической и социал ь ной сфер позволит избежать конфликтов в общес т ве.

1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов , С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.

2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распредел е ния доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.

3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные пр о блемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.

4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Росси й ской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университ е та. 2011. № 4 (7). С. 92-97.

5. Х асанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.

6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и св о ей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

Читайте также:  Трофим как это страной

ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE

S.R. Kashayev , lecturer

V.Y. Petrov , student

T.R. Sharapov , student

Kazan state power university

Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economica l ly and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful ec o nomic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are co n sidered.

Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic su p port, capital.

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.12 Экономические цели и функции государства.

3.12. Экономические цели и функции государства.

План.

  • Экономическая политика государства.
  • Экономические цели государства в рыночной экономике.
  • Экономические функции государства.

Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Экономические цели государства в рыночной экономике:

  • стабилизация экономики – устранение или существенное ослабление резких спадов производства в кризисных ситуациях;
  • обеспечение экономического роста;
  • создание условий экономической свободы;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • поддержание определённого уровня занятости с помощью мер государственного регулирования производства и рынка труда, что способствует достижению высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности, повышению жизненного уровня населения
  • достижение экономической эффективности.
  • повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
  • усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире,
  • улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро­ванности экономического развития.

Экономические функции государства:

  • формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
  • регулирование кредитно-денежной системы страны;
  • поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы – государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий; развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
  • защита и охрана всех видов собственности;
  • формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
  • регулирование денежного обращения – стабилизация уровня цен и инфляции, создание условий для конкурентного рынка, при котором темп роста цент поддерживается на определённом уровне;
  • перераспределение доходов— помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
  • регулирование трудовых отношений в стране – регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
  • охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
  • производство общественных благ;общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).;
  • контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­мику; недопущение резких изменений объёма экспорта (вывоза) , импорта ( ввоза товаров), регулирование внешнеэкономических отношений: определение размеров государственного долга, валютного курса, денежного обращения и других процессов в национальной экономике;
  • регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
  • размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
  • сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.

Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Экономические цели и экономическая политика

Решить задачу повышения благосостояния своих граждан правительство может двумя основными способами:

1. использовать эмпирические подходы и здравый смысл, основанные на субъективных представлениях и накопленном хозяйственном опыте;
2. прибегнуть к помощи экономической науки, ее понятийному аппарату и инструментарию.

Оба указанных способа идут по жизни бок о бок, часто взаимно дополняя друг друга, но иногда существуя совершенно обособленно.

Опытный или эмпирический путь базируется, в основном, на методе проб и ошибок (своих и чужих). В этом случае движение общества к благосостоянию и справедливости бывает очень тернистым, связанным с серьезными просчетами и затяжными конфликтами.

Власть, осуществляющая хозяйственные преобразования согласно собственным субъективным представлениям, нередко сталкивается с эффектами, явно незапланированными и носящими деструктивный характер. Так было в нашей стране с чековой приватизацией, построением социалистического общества и запретом предпринимательства, оказанием экономической помощи другим странам. Здравый смысл, как это часто бывает в жизни, оказывается плохим советчиком в сложных вопросах. Вспомним, как целые столетия здравый смысл подсказывал людям, что земля плоская, а наша планета находится в центре мироздания.

Экономическая наука идет по другому пути, опираясь не только на субъективные ощущения и представления власть имущих о правильном и должном. Ученые пытаются вычленить из многообразной и такой непохожей хозяйственной жизни многих стран и народов общие понятия и элементы, из которых, подобно детскому конструктору, можно собирать разные экономические системы. Такие универсальные элементы называют экономическими категориями, к которым относят такие понятия, как производство, обмен, распределение, потребление и некоторые другие. Зная экономические законы и взаимосвязи между хозяйственными явлениями, экономисты прогнозируют будущее развитие событий.

Читайте также:  Фарфоровая кукла волшебник страны оз

Для стабильного и динамичного хозяйственной системы (или же приближения к идеальной экономике) важно выделить и осмыслить ряд экономических целей, а также выявить их приоритет для общества. Эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:

  • Экономический рост. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг; или другими словами, более высокий уровень жизни;
  • Полная занятость. Работой необходимо обеспечить всех тех, кто желает и способен трудиться.
  • Экономическая эффективность. Это получение максимально возможных хозяйственных эффектов при минимуме затрат, достижимых за счет конкуренции;
  • Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции или дефляции.
  • Справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.
  • Социальная защита. Следует обеспечить приемлемое существование хронически больных, нетрудоспособных, престарелых или других групп социально не защищенных граждан (то есть тех людей, кто не может на равных участвовать в рыночной конкуренции).
  • Низкие налоги. Развитию бизнеса и трудовой активности в стране препятствуют высокие налоги. Необходимо поддержание разумного баланса между доходами и расходами бюджета государства для обеспечения комфортного уровня налогов.

К этому перечню экономических целей могут быть добавлены и некоторые другие, являющиеся актуальными для общества на определенном этапе развития или модернизации экономики. Таковыми могут быть девальвация или ревальвация национальной валюты, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, придание ей инновационного характера, развитие малого бизнеса в стране, привлечение иностранных инвестиций и некоторые другие цели.

Однако простая формулировка общих целей не обеспечивает полной ясности их трактовки и внутреннего содержания. Здесь требуется конкретизация понятий и взаимная договоренность о правильности их понимания.

Например, мы можем по-разному понимать термин «справедливое распределение доходов». Например, предприниматели считают, что 13% налога на их личные доходы – это справедливое решение. Другие граждане полагают, что для людей с высокими доходами больше подходит прогрессивное налогообложение с переменной ставкой, зависящей от величины дохода.

Или же, например, нужно ли платить пенсии по старости тем лицам, которые, по разным причинам, никогда не работали? Одна часть общества считает, что следует проявить гуманность и платить небольшую пенсию. Другая часть граждан полагает, что этого делать не следует, так как деньги придется брать из общего пенсионного фонда, куда делали вклад другие люди. В этом случае распределение становится несправедливым и произвольным.

Следует также отметить и то обстоятельство, что некоторые экономические цели вступают в противоречие друг с другом (например, полная занятость и стабильный уровень цен) или являются взаимодополняемыми в том смысле, что по мере достижения одной из них, другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов и пауперизма (бедности).

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества представляется далеко не простым делом. Кратко рассмотрим основные этапы подготовки такой политики:

  • первый шаг заключается в том, чтобы дать четкое определение целей. Если мы утверждаем, что имеем «полную занятость», означает ли это, что каждый человек в возрасте от 18 до 60 лет имеет работу? Или означает ли это только то, что каждый, кто хочет трудиться, имеет работу? Следует ли допускать возможность какого-то «нормального» уровня безработицы, существующего вследствие того, что часть граждан решила некоторое время отдохнуть или взять тайм-аут при перемене работы? Например, во времена существования СССР продолжительная добровольная безработица среди граждан считалась недопустимой и они подвергались уголовному преследованию как тунеядцы;
  • необходимо определить и осмыслить возможные последствия альтернативных программ достижения целей. Это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Например, в настоящее время в России обсуждаются программы перехода от сырьевой экономики к инновационной или о выходе нашей страны из Всемирной торговой организации (ВТО), так как экономические санкции западных стран противоречат уставу этой структуры (но тем не менее осуществляются). Какие выгоды или потери эти шаги принесут российскому обществу, каковы существующие альтернативы данным действиям – об этом экономисты и политики продолжают спорить;
  • для принятия обоснованных решений лицам, принимающим решения, следует изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики. Почему, например, неоднократное принятие программ по обеспеченности жильем населения не привело к решению проблемы? Что воспрепятствовало реализации многочисленных программ интенсификации жилищного строительства в городах и на селе?

Таким образом, действуя по определенным принципам, выработанным экономической наукой и практикой, можно добиться правильной постановки экономических целей и адекватного осуществления экономической политики.

Источник

Adblock
detector