Меню

Экономические проблемы наименее развитых стран мира

Глобальная проблема экономической отсталости

А.Булатов, д.э.н., профессор

Вероятно, это главная глобальная проблема, т.к. она, в свою очередь, порождает некоторые другие глобальные проблемы, особенно в менее развитых странах — массовой бедности, низкой социальной защиты, международной конкурентоспособности. В развитых странах проблема экономической отсталости менее актуальна, однако и здесь большинство государств стремится ликвидировать свое отставание от стран-лидеров по уровню экономического развития.

Сущность экономической отсталости

Экономическая отсталость означает, что страна находится на более низкой стадии или ступеньке внутри стадии экономического развития по сравнению с другими, более развитыми странами. Проблема экономической отсталости существует очень давно. Пять тысяч лет тому назад, когда на территории современной России ее обитатели занимались преимущественно охотой и рыболовством, в Шумере и Египте уже существовало орошаемое земледелие и развитое животноводство, изготовлялись самые разнообразные орудия труда, была письменность. Наследовавшие этим цивилизациям Вавилон, Греция и Рим, древние Иран, Индия и Китай также демонстрировали более высокий уровень экономического развития по сравнению с остальными регионами мира. В Средние века уровень развития Китая и других восточных цивилизаций превосходил уровень развития Европы и России. Наконец, в наше время группа развитых стран численностью в три с лишним десятка существенно превышает по уровню развития остальные сто шестьдесят с лишним стран мира (см. 1.3).

Разрыв в уровнях экономического развития между странами и регионами мира будет существовать и в будущем. Если до сих пор в средних и крупных по размеру странах сохраняется (а, судя по всему, будет сохраняться и дальше) сильный разрыв в уровнях развития между областями, штатами, землями, то тем более он будут существовать между странами мира. Тем не менее большинство стран мира стремятся сократить или ликвидировать свое отставание, осуществляя модернизацию (см. 5.2).

Причины экономической отсталости

Каковы причины экономической отсталости большинства стран мира? Экономическая история ответит нам, что в странах, относимых ныне к менее развитым, переход к рыночной экономике (рыночной системе, капитализму) начался позже или проходил медленнее, чем в ныне развитых странах. Институциональная теория объяснит, что это произошло из-за отсталости их институтов (прав, традиций и обычаев, механизмов). Именно они порождают отсталые экономические отношения, а те — отсталую экономику.

Экономические системы — традиционная (докапиталистическая), социалистическая, рыночная (капиталистическая) — отличаются друг от друга прежде всего такими институтами, как формы собственности и самостоятельность экономических агентов. При капитализме, в отличие от традиционной и социалистической системы, доминирует частная собственность и высока самостоятельность экономических агентов. В свою очередь, последняя высока потому, что при капитализме есть суверенитет потребителя (при котором ассортимент и объем производства в конечном счете задается потребителем, за которого конкурируют производители) и свобода предпринимательства (фирмы используют экономические ресурсы для производства и сбыта продукции преимущественно по собственному выбору).

В менее развитых странах переходу к преобладанию частной собственности мешали и продолжают мешать общинная, помещичья и государственная собственность, суверенитету потребителя препятствует слабый уровень конкуренции (ведь это борьба производителей за потребителя), свобода предпринимательства стеснена законом, традициями и обычаями. Например, в России в государственной собственности находится пятая часть основных фондов (намного больше, если учитывать частную собственность, контролируемую госкомпаниями); уровень конкуренции хоть и растет, но все еще невысок (по расчетам ВЭФ, наша страна занимает по этому показателю 113-е место в мире); свобода предпринимательства стеснена государством (120-е место по тяжести госрегулирования) и скептическим отношением значительной части общества к предпринимательству.

Ссылки бывших колоний на то, что их отсталость порождена прежде всего колониализмом, малоубедительны. Колониализм, наоборот, разрушал их отсталые докапиталистические институты (пусть часто грубым способом), внедряя более передовые-капиталистические, хотя это приводило к искажениям в виде зависимого (периферийного) развития. Эксперимент, поставленный историей в Африке (единственной независимой страной там оставалась Эфиопия) и Латинской Америке (раньше всех там добилась независимости Гаити), продемонстрировал, что отсутствие колониализма или преждевременное освобождение от него скорее затормозило экономическое развитие этих стран. В то же время эксперимент в Азии, где независимыми оставались не только и ныне отсталые Непал и Бутан, но и более развитые Япония, Таиланд и Турция может свидетельствовать против абсолютизации такого вывода.

Экономическая сфера (и ее экономические институты) соседствует с политической, социальной, культурной и психологической сферами (и их институтами) — см. 1.3. Все они взаимосвязаны и оказывают воздействие друг на друга. В результате реформа экономических институтов, если она не сопровождается прогрессом других ее институтов, не приводит к ожидаемым результатам. Кроме того, сильная взаимосвязь всех общественных институтов порождает их инерцию — даже в странах, рекордно быстро преодолевших свою экономическую отсталость (Япония и новые индустриализированные азиатские экономики), это заняло много десятилетий. Поэтому частая причина сохранения экономической отсталости на фоне попыток ее преодоления — неспособность сопровождать экономические реформы политическими, социальными, культурными и психологическими.

Последствия экономической отсталости

Показатели уровня экономического развития демонстрируют развитость или отсталость страны. Институциональная теория объясняет их глубинные причины. Но с какими последствиями отсталости сталкиваются экономические агенты при осуществлении своей деятельности в отсталых странах?

Прежде всего это дефицит капитала и знаний. Кроме стран-экспортеров топлива и экспорториентированных экономик (в основном это Китай и страны Юго-Восточной Азии), остальные менее развитые страны обычно имеют невысокую норму валового сбережения, что снижает их норму валового накопления (это отношение инвестиций в реальный капитал к ВВП), а ведь для индустриализации, как показывает экономическая история, последняя норма должна быть высока (в Китае она превышает 45%). О нехватке знаний свидетельствует невысокий уровень образования населения большинства менее развитых стран (см. табл.4.2), что препятствует налаживанию в них производства современной продукции.

Почему отсталость экономических институтов ведет к невысокому уровню накопления капитала и низкому образовательному уровню? Что касается капитала, то его преумножение лучше всего идет там, где преобладает частная собственность — ее владельцы лучше используют и накапливают свой капитал, чем государство, помещики или община. Относительно образования можно сказать, что самостоятельность экономических агентов требует от производителей высоких знаний. Как иначе производителям в условиях суверенитета потребителя активно соревноваться с другими конкурентами за покупателя, как в условиях свободы предпринимательства успешно налаживать новое производство?

Другими последствиями экономической отсталости являются низкая международная конкурентоспособность основной массы производимой в отсталых странах продукции, массовая бедность их населения, высокая рождаемость в сочетании с высокой смертностью, низкая социальная защита — отсутствие пенсий и доступного образования и медицины. Одним словом, это проблемы, которые экономические институты генерировали человечеству на протяжении тысячелетий его пребывания в рамках традиционного общества. Эти институты нуждаются в модернизации («осовременивании» в буквальном переводе с англ. и франц.).

Источник

Общие черты, экономические и социальные проблемы наименее развитых стран

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.08.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Данный предмет сосредоточен на месте наименее развитых стран в мировой экономике. Эта проблема остается актуальной и сегодня. Об этом свидетельствует подробное описание темы в трудах отечественных и зарубежных авторов, популярность данной темы в научных публикациях, внимание СМИ к социально-экономической ситуации в наименее развитых странах, активная работа ООН и мирового сообщества по решению экономических, социальных, демографических, внутриполитических проблем, а также проблем иного характера в наименее развитых странах.

Для достижения прогресса в развитии человеческого потенциала необходимо восстановить устойчивый экономический рост в наименее развитых странах и ускорить восстановление структурных преобразований в их экономике. Следовательно, модели производства и занятости необходимо трансформировать путем опережения роста в отраслях и видах деятельности с более высокой производительностью и добавленной стоимостью. Только в том случае, если повышение эффективности и структурные преобразования в их экономике будут неразрывно связаны между собой, наименее развитые страны добьются устойчивого экономического прогресса и улучшат условия жизни. История показывает, что устойчивого экономического роста и развития добиваются те страны, которые способны трансформировать свою производственную базу с низкой на высокую производительность и диверсифицировать свое производство и экспорт реальным образом.

Темой моих занятий является экономическое развитие наименее развитых стран, и предметом моих исследований являются характеристики наименее развитых стран и их место в мировой экономике.

Цель моей работы заключается в том, чтобы охарактеризовать состояние экономики наименее развитых стран и определить их место в мировой экономике и перспективы их будущего развития.

Основными целями данного курса являются: раскрытие сущности экономики наименее развитых стран мира, анализ экономического развития наименее развитых стран, выявление основных проблем экономического развития наименее развитых стран.

При написании данной работы использовались различные источники: произведения отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, электронные источники, протоколы заседаний международных организаций, а также официальный сайт ООН.

В процессе исследований использовались следующие методы: изучение научной литературы, анализ и синтез научной литературы, сравнение и обобщение литературы.

Что касается степени научного развития проблемы, то следует отметить, что современная экономическая литература содержит значительный объем как теоретических, так и прикладных работ по наименее развитым странам. Существенное увеличение количества научных публикаций свидетельствует о чрезвычайной актуальности этой темы в последние годы.

Суть наименее развитых стран

Исходя из различных критериев в мировой экономике, специалисты выделяют большое количество подсистем. Наиболее правильное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира — Организации Объединенных Наций и Международного валютного фонда.

Исходя из методологии ООН, среди важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны следует выделить:

  • ВВП/ВВП, а также ВВП/ВНП на душу населения;
  • Отраслевая структура национальной экономики;
  • доля производства продукции обрабатывающей промышленности и услуг в ВВП/ВВП;
  • структура экспорта и импорта страны;
  • уровень и качество жизни населения;
  • уровень образования населения и продолжительность жизни.

Для целей экономического анализа ООН делит страны на:

  • Развитые страны (государства с рыночной экономикой);
  • страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны или страны с централизованным планированием);
  • развивающиеся страны;
  • наименее развитые страны

В соответствии с методологией ООН наименее развитые страны выделяются из группы развивающихся стран как не являющиеся таковыми (в основном из-за гражданских войн). Их отличают не только крайняя бедность их населения, но и структурная слабость их экономических, институциональных и человеческих ресурсов, зачастую усугубляемая неблагоприятными географическими условиями.

Следует отметить, что те государства, которые входят в группу наименее развитых стран, имеют определенные преимущества: преференциальные условия получения финансовой помощи на цели развития, технической помощи в рамках программ ООН, а также ряд других льгот. В ВТО наименее развитые страны также пользуются рядом преимуществ и привилегий, наиболее распространенным примером является предоставление более длительных сроков реализации некоторых соглашений Всемирной торговой организации.

Термин «наименее развитые страны» был введен в 1971 году, тогда в эту группу входили 24 государства.

В 2003 году Экономический и Социальный Совет ООН использовал три основных критерия для определения наименее развитых стран, которые были предложены Комитетом по политике в области развития (КПР):

  1. критерий низкого дохода. Он рассчитывается как примерный среднегодовой ВВП на душу населения за последние три года (менее 750 долларов США для включения в список, более 900 долларов США для исключения из него);
  2. критерий слабости человеческих ресурсов. Он рассчитывается с использованием комплексного Расширенного индекса реального качества жизни (EQRLI), основанного на показателях: a) питания; b) здравоохранения; c) образования; d) грамотности взрослого населения;
  3. Критерий экономической уязвимости, который рассчитывается с использованием составного индекса экономической уязвимости («ИЭУ»), основанного на показателях нестабильности сельскохозяйственного производства, нестабильности экспорта товаров и услуг, имеющих экономическое значение нетрадиционных видов деятельности («доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП»), концентрации товарного экспорта на негативном влиянии узости экономической базы ( измеряется логарифмизацией численности населения и доли населения, перемещенного в экономическую базу).
Читайте также:  Отношения между странами синонимы

Следовательно, если страна отвечает этим критериям, она будет включена в список наименее развитых стран. Для того чтобы государство было исключено из перечня, оно должно соответствовать пороговому значению для двух из трех критериев в ходе двух последовательных трехгодичных обзоров КПР. Кроме того, в список не включаются крупные страны с населением более 75 миллионов человек.

В 2002 году около 11 процентов населения мира проживало в наименее развитых странах. Средний ВВП на душу населения в этих странах составлял 438 долл. Средняя продолжительность жизни в этих странах составляла 50 лет.

Сегодня в список наименее развитых стран входят 48 стран.

Каждые три года список этих стран рассматривается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС):

  • Самой бедной страной мира является Бурунди (ВВП на душу населения составляет 177 долл. США),
  • Второе место: Демократическая Республика Конго (216 долл. США на душу населения),
  • 3-е место: Либерия (226 $ на душу населения),
  • 4-е место: Сьерра-Леоне (325 $ на душу населения),
  • 5-е место: Малави (354 долл. США на душу населения),
  • 6-е место: Того (364 $ на душу населения),
  • 7-е место: Нигер (383 $ на душу населения),
  • 8-е место: Мадагаскар (391 $ на душу населения),
  • 9-е место: Гвинея (420 $ на душу населения),
  • 10-е место: Джибути (423 $ на душу населения).

Следует добавить, что Международный валютный фонд не учитывал в своем рейтинге африканское государство Сомали, поскольку Сомали фактически рухнуло в результате гражданской войны. По данным ЦРУ, ВВП на душу населения в Сомали составляет примерно 300 долларов, что соответствует показателям беднейших стран Африки.

Исходя из показателей ВВП, самой бедной страной в Азии является Тимор-Лешти — Леште (516 долл. США на душу населения). К трем беднейшим странам Азии относятся Непал (536 долл. США) и Афганистан (560 долл. США).

Беднейшая страна Латинской Америки — Гаити — имеет ВВП на душу населения в размере 659 долл.

Ни одна европейская страна не включена в список беднейших стран мира, но если мы определим беднейшую страну Европы, то это будет Молдова с индексом 2038 долларов на душу населения. Среди бывших советских республик только страны Центральной Азии имеют более низкие показатели: Таджикистан (1041 долл. США), Кыргызстан (1160 долл. США), Узбекистан (2016 г.).

Эти государства характеризуются низкими или даже отрицательными темпами роста. В структуре экономики этих стран преобладает аграрный сектор (до 80-90%), но он не может обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. Низкая рентабельность основного сектора экономики не позволяет опираться на внутренние источники накопления для столь необходимых инвестиций в развитие производства, подготовку квалифицированной рабочей силы, совершенствование технологий и т.д.

Наименее развитые страны также имеют слабый рыночный механизм. Это связано с рутинным состоянием сельского хозяйства (в нем занято около 80% самодеятельного населения, создается только 42% валового внутреннего продукта, слаборазвитая промышленность, низкая покупательная способность). Национальный капитал в основном сконцентрирован в коммерческой сфере. Но он сконцентрирован на торговле импортными товарами и не инвестирует в отечественное производство из-за высокой степени риска.

Экономика этой группы стран слабо развита в производстве, вспомогательной инфраструктуре, транспортной сети, электроэнергетике, системе связи, банковском деле. Следует добавить, что наименее развитые страны не привлекают иностранных инвесторов, поэтому им приходится сдерживать свое экономическое развитие на основе небольших внутренних сбережений. Кроме того, в 80-90-е годы стала проявляться тенденция к снижению притока иностранных инвестиций в их экономику, которая, таким образом, становится менее открытой.

Негативное влияние на экономическое развитие этих стран оказывает и демографическая ситуация. Благодаря высоким темпам роста населения поддерживается низкий уровень доходов и сдерживается рост покупательной способности. А сочетание низкой производительности сельского хозяйства и роста населения вызывает дефицит продовольствия и голод.

В мировой экономике наименее развитые страны являются поставщиками сырья и дешевой рабочей силы.

Страны, получившие статус наименее развитых, пользуются особым вниманием со стороны мирового сообщества, которое предоставляет им преференциальный доступ к займам и кредитам, и время от времени они могут рассчитывать на гуманитарную помощь более развитых стран.

Как уже отмечалось, экономика большинства наименее развитых стран развита очень медленно, а в некоторых странах отмечается отрицательный рост.

Экономика наименее развитых стран характеризуется колониальным типом отраслевой структуры управления (узкое аграрно-сырьевое развитие экономики, достигшее стадии монокультуры). — Это особенно четко прослеживается в африканских наименее развитых странах. Следует добавить, что в национальной экономике доминирует сельское хозяйство, которое составляет в среднем 84% ВВП. На сектор услуг приходится значительная доля национального валового продукта (до 45%). Наименее развитые страны отмечают преобладание импорта над экспортом, а также высокую зависимость от иностранных инвестиций и финансовой поддержки со стороны мирового сообщества. Плохо развитый агропромышленный комплекс не может обеспечить население продовольствием, а из-за низкого уровня здравоохранения, различных эпидемий, внутриполитических, межэтнических и религиозных вооруженных конфликтов отмечается высокая смертность.

Поскольку показатели экономического роста наименее развитых стран практически не отличаются друг от друга, выделить общие модели экономического развития довольно сложно. Однако с географической точки зрения можно выделить три группы наименее развитых стран: малые островные государства (Гаити, Вануату и др.). Малые островные государства (Вануату, Гаити и др.) являются наиболее успешными в своем экономическом развитии. Например, 20 декабря 2007 года Кабо-Верде было переведено из категории наименее развитых стран в категорию развивающихся стран, а 1 января 2011 года оно было переведено из категории наименее развитых стран в категорию развивающихся стран. — Мальдивские Острова. Экономика этих стран направлена на привлечение иностранных инвестиций, а также на развитие туристического потенциала. Наиболее важными секторами национальной экономики являются рыболовство, туризм и сфера услуг. Однако следует сказать, что экономическое развитие стран, вышедших из категории наименее развитых стран, является нестабильным и очень чувствительным к различным колебаниям.

Континентальные страны, имеющие выход к морю (Йемен, Бангладеш и др.). В эту группу входят страны с относительно большим ресурсным потенциалом. Для этих стран характерно небольшое отрицательное сальдо экспорта и импорта, эти страны сильно зависят от иностранных инвестиций, основной сферой промышленности является добывающая промышленность (как правило, добывается и экспортируется только один ресурс). Таким образом, экономическое состояние Йемена зависит от добычи и экспорта нефти (70% доходной части государственного бюджета), запасы которой сокращаются. В то же время в Йемене также имеются неразработанные месторождения природного газа, которые находятся только на начальной стадии добычи. Как я уже сказал, экономика этих стран основана на добыче и экспорте полезных ископаемых (около 45% ВВП), при этом большая часть населения (около 70%) занята в сельском хозяйстве. Поэтому страны этой группы проводят политику привлечения иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор.

Богатые полезными ископаемыми и не имеющие выхода к морю государства (Афганистан, Сенегал, Бенин и др.). Для этих стран характерна аграрная экономика, основанная на экспорте сельскохозяйственной продукции и финансовой помощи развитых стран. Около 78 процентов населения трудоспособного возраста занято в сельском хозяйстве и в среднем 69 процентов населения находится за чертой бедности.

Первая Конференция Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам была проведена в Париже 1-14 сентября 1981 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи. Сосредоточив внимание на необходимости принятия специальных мер в интересах этих стран, Ассамблея постановила провести вторую Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Ее итоги нашли отражение в Парижской декларации и Программе действий для наименее развитых стран на 1990-е годы. Однако, несмотря на все усилия, прилагаемые наименее развитыми странами для осуществления социально-экономических реформ, изложенных в Программе действий, число наименее развитых стран, которые в совокупности не достигли ни одной из целей, поставленных в Программе действий, увеличилось с 42 в 1990 году до 48 в 1997 году.

Поэтому в соответствии с резолюциями 52/187 и 53/182 Генеральной Ассамблеи третья Конференция Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам была проведена в Брюсселе 14-20 мая 2001 года. Ее итоги были отражены в Брюссельском заявлении и Программе действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001-2010 годов.

Программа действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001-2010 годов, одобренная Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 55/279, представляет собой глобальную стратегию сокращения масштабов нищеты, ориентированную на достижение конкретных результатов, учитывающую особые потребности наименее развитых стран и призванную обеспечить этим странам основу для налаживания партнерских отношений с их партнерами по процессу развития в семи взаимосвязанных областях:

  • укрепление рамок политики, ориентированной на интересы людей;
  • благое управление на национальном и международном уровнях;
  • укрепление человеческого и институционального потенциала;
  • укрепление производственного потенциала в целях содействия использованию преимуществ глобализации в наименее развитых странах;
  • повышение роли торговли в процессе развития;
  • уменьшение уязвимости и охрана окружающей среды;
  • мобилизация финансовых ресурсов.

Программа охватывает все области развития: экономическую, социальную и экологическую, и в ней определены 10 сквозных приоритетных вопросов: искоренение нищеты, гендерное равенство, занятость, управление на национальном и международном уровнях, укрепление потенциала, устойчивое развитие, особые проблемы не имеющих выхода к морю и малых островных развивающихся государств, а также проблемы, с которыми сталкиваются наименее развитые страны, затронутые конфликтами.

В резолюции 63/227 от 19 декабря 2008 года Генеральная Ассамблея ООН постановила созвать четвертую Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Конференция была проведена в Стамбуле и продолжалась пять дней (9-13 мая 2011 года). Конференция рассмотрела итоги 10-летней Программы действий для наименее развитых стран, принятой на третьей Конференции ООН по наименее развитым странам в Бельгии в 2001 году, и приняла новые меры и стратегии по обеспечению устойчивого развития наименее развитых стран в следующем десятилетии. Основной целью программы развития является сокращение числа наименее развитых стран к 2021 году. Основные элементы Стамбульской программы касаются мер по повышению производительности труда в наименее развитых странах и увеличению международных инвестиций в этой области. Это отличается от Брюссельской программы, которая была направлена на поддержку социальных программ этой категории стран и обеспечение их доступа к международным рынкам.

Заключение: Таким образом, для наименее развитых стран, или «стран четвертого мира», характерны очень высокие уровни нищеты и безработицы, слабая экономика и уязвимость перед различными видами бедствий. Список наименее развитых стран обновляется каждые три года. Международные организации разрабатывают программы поддержки этих стран. К сожалению, даже несмотря на эти программы, общая социально-экономическая ситуация в наименее развитых странах остается тревожной.

Анализ экономического развития наименее развитых стран

В 2000 году в совокупности наименее развитые страны имели самые высокие темпы роста за самый длительный период с 1970-х годов благодаря устойчивому глобальному росту, повышению цен на сырьевые товары и динамичному притоку капитала. В период 2000-2008 годов среднегодовые темпы роста реального валового внутреннего продукта (ВВП) для этой группы стран превысили 7 процентов, что дает надежду на то, что некоторые наименее развитые страны, скорее всего, выйдут из этой категории в текущем десятилетии. Однако после глобального финансового кризиса 2008 года внешние условия воспроизводства резко изменились, и в наименее развитых странах наблюдалось замедление экономической активности. В результате этого их экономический рост за последние пять лет был почти ничтожно малым и значительно ниже 7-процентного годового целевого показателя. Этот показатель был установлен в Стамбульской программе действий (СПД) и считался необходимым для достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ).

Читайте также:  Индекс гамбургера по странам 2020

В «Докладе о наименее развитых странах за 2014 год» описываются связи между структурными преобразованиями, экономическим ростом и развитием человеческого потенциала. В нем говорится, что наименее развитые страны не могут и не должны сосредоточивать внимание только на совокупном росте; им также необходимо уделять внимание характеру модели роста и ее основным движущим факторам.

В условиях, когда мировая экономика все еще восстанавливается очень слабо и неравномерно, наименее развитые страны столкнулись в 2013 году с трудными внешнеэкономическими условиями. Вялый глобальный экономический рост, который привел к слабому международному спросу на сырье и, как следствие, к снижению цен на сырьевые товары, негативно сказался на экономическом росте и динамике экспорта в небольшом числе наименее развитых стран. В течение этого периода приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) был рекордно высоким, а приток денежных переводов продолжал оставаться на высоком уровне, в то время как официальная помощь в целях развития (ОПР) начала демонстрировать признаки стагнации.

Следует также добавить, что в 2013 году внешнеэкономическая ситуация существенно отличалась от весьма успешной ситуации 2002-2008 годов, когда наименее развитые страны демонстрировали значительную экономическую динамику.

Несмотря на менее благоприятную внешнюю конъюнктуру, в 2013 году наименее развитые страны достигли среднегодовых темпов роста ВВП в 5,6 процента. Это выше, чем средние темпы роста развитых стран (1,2 процента) и всех развивающихся стран (4,6 процента), но ниже, чем скорректированные на перспективу темпы роста в 2012 году (7,5 процента) и средние темпы роста более чем на 7 процентов, достигнутые в период экономического бума 2002-2008 годов. Однако этот опережающий рост их ВВП был компенсирован еще более быстрым демографическим ростом в наименее развитых странах. Так, реальный ВВП на душу населения в этих странах как группе в 2013 году вырос на 2,8 процента, а это означает, что во многих наименее развитых странах рост подушевого дохода превысил прирост их населения лишь на небольшую долю и поэтому окажет лишь ограниченное воздействие на уровень жизни в условиях массовой нищеты.

В 2013 году состояние счета текущих операций и состояние товарной торговли наименее развитых стран как группы ухудшились. Их дефицит по текущим счетам и дефицит товарной торговли продолжал расти, достигнув пика в 40 млрд. долл. в 2013 году, в то время как их дефицит товарной торговли также увеличился на 29 процентов и составил 21,1 млрд. долл.

США. Резкое сокращение активов товарной торговли произошло в наименее развитых странах Африки и на Гаити, что стало одной из причин роста отрицательного сальдо. Дефицит товарной торговли в островных наименее развитых странах увеличился на 22 процента, достигнув в 2013 году высокого уровня в 1,6 млрд. долл. С другой стороны, в азиатских наименее развитых странах дефицит товарной торговли сократился на 3,2 процента до 23,4 млрд. долл. США, в основном за счет увеличения экспорта трудоемких готовых изделий из Бангладеш и Камбоджи.

Рост ВВП и ВНП на душу населения считаются основными показателями экономического развития страны. Эти показатели свидетельствуют о росте эффективности использования производственных ресурсов страны и росте среднего благосостояния ее граждан. Паритет покупательной способности — это формулировка единого ценового закона для международных рынков. Покупательская способность определенного количества на одном рынке должна быть равна покупательской способности того же количества на рынке другой страны, если эта сумма конвертируется по текущему курсу в иностранную валюту. Соответственно, ВВП, рассчитанный по ППС, используется в макроэкономическом анализе для более точных международных сравнений.

Таким образом, для того, чтобы мы могли определить рост или снижение производственной эффективности страны и рост или снижение благосостояния ее населения, необходимо будет определить динамику ВВП (ППС) и ВНП (ППС) на душу населения за данный период. Для этого необходимы следующие показатели: данные о ВВП (ППС) за данный период времени, численности населения государства в данный период времени, внешнеторговом балансе государства. Давайте рассмотрим динамику роста ВНП и ВВП в Танзании.

Полученные данные показывают, что по сравнению с 2010 годом ВВП (ППС) e/n в 2014 году вырос на 22%. Это указывает на то, что экономика Танзании в целом позитивно развивалась в этот период, повышая эффективность использования национального экономического потенциала и ресурсов страны. Тем не менее, давайте посмотрим на динамику роста населения и ВНП (ППС) н/п: население росло в течение всего периода, в то время как ВНП (ППС) н/п был неравномерным. Тем не менее, валовой национальный продукт на душу населения в 2014 году увеличился на 12,5% по сравнению с 2010 годом. Это свидетельствует, как указывалось выше, о повышении благосостояния населения.

Таким образом, если экономика Танзании не будет затронута последствиями глобального экономического кризиса и государство сможет сохранить эту повышательную тенденцию, Объединенная Республика Танзания имеет все возможности для выхода из категории наименее развитых стран в будущем.

Профессионалы, возможно, заметили увеличение притока капитала в НРС в 2012 году, однако следует добавить, что в этот период их нехватка внешних ресурсов продолжала расти. Рост притока капитала был связан с увеличением притока частного капитала в виде как денежных переводов, так и прямых иностранных инвестиций, в то время как приток ОПР, являющейся крупнейшим источником внешнего финансирования для наименее развитых стран, демонстрировал признаки стагнации. Два года подряд (2011-2012 годы) среднегодовой прирост притока ОПР составлял всего 1 процент, что отчасти объясняется более широким комплексом мер жесткой бюджетной экономии, принятых донорами из числа развитых стран в последние годы. Кроме того, снижение нормы сбережений в наименее развитых странах привело к увеличению дефицита.

Хотя ожидается, что в среднесрочной перспективе общемировой объем производства будет демонстрировать средний рост, неопределенность в отношении темпов и масштабов восстановления сохранится. Уя з ви м о ст ь и неопределенность оживления мировой экономики могут сдерживать экономическую динамику в наименее развитых странах из-за слабого международного спроса и падения цен на сырьевые товары. Необходимость адаптации к нестабильным внешним условиям всегда была серьезной проблемой для этих стран, однако в настоящее время она усугубляется низкой глобальной экономической конъюнктурой и преобладающей неопределенностью.

Менее благоприятная внешняя конъюнктура в сочетании со снижающейся динамикой роста в наименее развитых странах указывает на то, что достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, — или ЦРТ, — которые они планируют заменить, по всей вероятности, будет крайне затруднительным. Таким образом, для проведения необходимых структурных преобразований в интересах устойчивого и инклюзивного экономического роста потребуются более сложные план и подход.

Заключение: Развитие стран является важным экономическим явлением. К сожалению, проблемы нестабильности экономического развития в наименее развитых странах в настоящее время стоят на первом месте. Поэтому по случаю восстановления экономического развития, которое было в начале тысячелетия, проводится ряд совещаний, сессий и конференций.

Экономическое сотрудничество Республики Беларусь с наименее развитыми странами

Республика Беларусь является страной с небольшой открытой экономикой и поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 180 странами. В этой связи развитие внешнеэкономической деятельности для страны является одним из ключевых факторов экономического роста, который способствует повышению эффективности производства и на этой основе обеспечивает благосостояние населения. Более половины продукции Беларуси экспортируется. Национальная экспортная политика страны базируется не только на физическом росте экспорта в структуре производства товаров и услуг, но и, прежде всего, на увеличении доходов от экспортных операций. Основой экспортной стратегии и специализации является учет формирования спроса на новых перспективных рынках, прежде всего в динамично развивающихся странах, при освоении новой конкурентоспособной продукции. Географическая диверсификация торгово-экономических связей является важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси. Соглашения на высшем уровне с перспективными внешнеторговыми партнерами открывают новые возможности для диверсификации белорусского экспорта и закупок стратегически важных для страны товаров.

Основными и приоритетными торговыми партнерами страны являются Российская Федерация (36,5% белорусского экспорта и 59,9% импорта) и страны ЕС (43,8% экспорта и 21,8% импорта). Доступ к растущим рынкам Латинской Америки, Азии и Африки также следует рассматривать как важную область для расширения экспортного потенциала, несмотря на потерю некоторой прибыли в связи с более высокими транспортными расходами.

С 2008 г. наблюдается положительная динамика торгово-экономического сотрудничества Беларуси с азиатскими, африканскими, ближневосточными и южноамериканскими странами. С каждым годом расширяется география поставок белорусской продукции. Так, наша страна установила дипломатические отношения с 48 из 54 стран Африканского континента и всеми странами ближневосточного региона (в том числе в 2012 г. — с Республикой Нигер и Центральноафриканской Республикой, в 2013 г. — с Республикой Южный Судан и Республикой Джибути). В результате постоянных усилий по расширению дипломатического присутствия Республики Беларусь в Африке в 2011-2013 годах были открыты новые посольства в Нигерии и Эфиопии. Все шире используется практика работы в разных странах через институт почетных консулов. Почетные консулы нашей страны в Гане, Израиле, Ираке, Иордании, Ливане, Нигерии, Саудовской Аравии, Сирии, Судане защищают интересы Республики Беларусь. В 2014 году в ряде ключевых стран Африки и Ближнего Востока сохранялась очень сложная политическая и экономическая ситуация, что затрудняло торговлю Беларуси с этим регионом. Тем не менее, целенаправленная координация работы государственных органов и организаций со стороны Министерства иностранных дел способствовала тому, что по итогам 2014 г. общий товарооборот Республики Беларусь со странами Африки и Ближнего Востока составил 916,2 млн долларов (120,6% по сравнению с 2013 г.), при этом белорусский экспорт составил 521,9 млн долларов (131,5%), импорт — 394,3 млн долларов (108,6%), сальдо сложилось положительным в размере 127,6 млн долларов (рост на 3,7%).

В качестве примера можно привести такие страны, как Камбоджа, Лаос и Мьянма. В Камбодже в 2013-2014 годах динамика политического и экономического диалога оставалась на высоком уровне. В марте 2014 года Камбоджу посетил Министр иностранных дел Беларуси В.В. Макей. — визит Премьер-министра Камбоджи Х.Сена в Беларусь.

Основная позиция экспорта — тракторы. Помимо прямых поставок, в 2013 году определенное количество тракторов в Камбоджу было поставлено через Литву, Вьетнам и третьи страны. Белорусские калийные удобрения и другая продукция также поставляется в Камбоджу через третьи страны (в основном Вьетнам и Таиланд).

В январе-августе 2014 года товарооборот между Беларусью и Камбоджей составил 7280,1 тыс. долларов США (143,6% по сравнению с январем-августом 2014 года), в том числе экспорт — 5914,7 тыс. долларов США (135,9%), импорт — 1365,4 тыс. долларов США (190,3%), положительное сальдо — 4,5 млн долларов США.

В марте 2014 года во время визита министра иностранных дел Беларуси В.В. Макея в Камбоджу был открыт сборочный завод белорусских тракторов. Камбоджу также посетила деловая делегация во главе с заместителем Министра промышленности Республики Беларусь Г.Б. Свидерским. В апреле 2014 года были подписаны соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о сотрудничестве в сельском хозяйстве.

В первом квартале 2016 года планируется проведение 1-го заседания Межправительственной белорусско-камбоджийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и Дней белорусской культуры в Камбодже.

В 2013 году значительно активизировалось сотрудничество между Республикой Беларусь и Республикой Мьянма. 12-16 августа 2013 года в Нейпьидо состоялось 6-е заседание совместной белорусско-мянамской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. 1 ноября 2013 года в Нейпьидо состоялось 1-е заседание Белорусско-Мьянманской совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Читайте также:  Преступные страны мира по рейтингу

Были определены конкретные перспективные направления сотрудничества: поставки шинной продукции, грузовой техники, калийных удобрений, а также сотрудничество в области механизации сельского хозяйства, банковской и медицинской сферах, в выставочной деятельности и продовольственной безопасности.

В ходе заседания Объединенного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области здравоохранения между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Мьянма.

С докладами выступили Белорусская калийная компания и Минский автомобильный завод. Особый интерес мьянманская сторона проявила к продукции БКК. Правительство Мьянмы придает большое значение росту сельскохозяйственного производства в стране, поэтому призывает производителей поставлять фермерам качественные удобрения по доступным ценам. Актуальным вопросом является повышение осведомленности фермеров о преимуществах комплексных удобрений.

В январе-августе 2014 года товарооборот между Беларусью и Мьянмой составил 1 295,8 тыс. долларов США, из них экспорт — 1 048,6 тыс. долларов США (за аналогичный период 2013 года экспорт составил 448,5 тыс. долларов США — темп роста 233,8%), импорт — 247,2 тыс. долларов США. Сальдо положительное — 801,4 тыс. долларов США.

Калийные удобрения и специальное оборудование — основные составляющие белорусского экспорта в Мьянму.

В 2014 году сотрудничество между Беларусью и Лаосом продолжало развиваться, состоялся обмен делегациями на всех уровнях. В феврале 2014 года состоялся рабочий визит министра экономики Беларуси Н.Г. Снопкова в Лаос во главе с бизнес-делегацией. В феврале 2014 года в Лаосе состоялось первое заседание белорусско-лаосской Совместной комиссии по двустороннему сотрудничеству, первый раунд консультаций между министерствами иностранных дел Беларуси и Лаоса на уровне заместителей министров, а также торжественные мероприятия, посвященные 20-летию установления дипломатических отношений. В марте 2014 года. Министр иностранных дел Беларуси В. Макей посетил Лаос. В апреле 2014 года Беларусь посетил председатель Национального собрания Лаоса П. Ятота. В 2013 году Национальное собрание Беларуси сформировало рабочую группу по сотрудничеству с Лаосским парламентом.

В январе-августе 2014 года товарооборот между Беларусью и Лаосом составил 5,7 млн долларов США (в 29 раз больше, чем за аналогичный период 2013 года). Белорусский экспорт — 5,6 млн долларов США (рост в 30 раз). Импорт из Лаоса — 116 тыс. долларов США (рост в 11 раз). Сальдо по Беларуси положительное в сумме 5,5 млн долларов США.

В августе 2014 года Беларусь посетила делегация Внешнеторгового банка Лаоса с целью согласования условий финансовой поддержки экспорта белорусского оборудования в Лаос, что создаст предпосылки для дополнительного увеличения поставок из Беларуси.

Активный обмен визитами между Беларусью и Лаосом в 2013-2014 годах придал дополнительный импульс торгово-экономическому сотрудничеству, что позволило значительно увеличить объем двусторонней торговли.

Рынки Азии и Африки привлекательны для Беларуси в связи с сохраняющейся конкурентоспособностью белорусской продукции на этих рынках, а также перспективами наращивания белорусского экспорта. Интерес Беларуси и стран Азии к расширению двустороннего торгово-экономического сотрудничества во многом обусловлен взаимодополняемостью наших экономик. В частности, быстрый рост населения вынуждает правительства азиатских стран принимать все меры для решения продовольственной проблемы и повышения урожайности сельского хозяйства. При этом большое значение придается использованию калийных удобрений, в то время как Беларусь является одним из ведущих мировых экспортеров этого сырья. Многие азиатские страны также заинтересованы в импорте нашей техники, сельскохозяйственной техники, электроники, товаров народного потребления, научно-технических разработок и т.д., которые по международным стандартам качества выгодно отличаются от западных аналогов более низкими ценами. Не стоит забывать и о том, что многие африканские и азиатские страны являются источником ряда критических импортных поставок, без которых нормальное функционирование промышленных предприятий невозможно. И здесь речь идет не только о простом сырье (каучук, изделия органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронном оборудовании и его деталях, промышленном оборудовании и машинах, двигателях и насосах, научных и медицинских приборах. Часть импорта из стран региона напрямую связана с потребительскими товарами. Это витамины и антибиотики, другие лекарства, бытовая и офисная электроника, оборудование связи, свежие фрукты и овощи, соки, орехи, рис, чай.

Еще одной важной тенденцией последних лет стало расширение ассортимента поставляемых товаров. Наряду с традиционными поставками (калийные удобрения, продукция Белорусского металлургического завода) все чаще в экспорте в ту или иную страну появляются новые наименования — стекловолокно, изделия деревообработки, приборы и инструменты, насосы, моторы, лекарства, часы, холодильники. Анализ структуры белорусского экспорта в страны Азии и Африки показывает, что, несмотря на общую положительную тенденцию расширения номенклатуры поставок, необходимый переломный момент в процессе диверсификации экспортной составляющей взаимной торговли пока не достигнут. Основу нашего экспорта по-прежнему составляют калийные удобрения и продукция БМЗ. Хотя их доля неуклонно снижается, она по-прежнему составляет более 50%. В структуре экспорта в ряд африканских и некоторых азиатских стран прослеживается лишь 2-3 позиции, в то время как список поставок в Китай, например, уже несколько лет насчитывает более 50 позиций. Рынки Азии и Африки по-прежнему остаются слаборазвитыми нашими экспортерами в плане продвижения своих основных экспортных товаров — продукции машиностроительной, электронной и нефтехимической промышленности. В то же время, потенциально страны Азии и Африки можно считать едва ли не самыми емкими, вслед за странами СНГ, рынками для наших автомобилей, тракторов, машин, подшипников, химических волокон, электронных и медицинских приборов. Не стоит забывать и о существующих возможностях продажи холодильников и других бытовых товаров, строительных материалов, изделий деревообработки. Исходя из этого, оказание поддержки белорусским экспортерам этой продукции (при сохранении высокого уровня поставок традиционных товаров) в настоящее время является одним из приоритетов торгово-экономической деятельности Министерства иностранных дел и наших зарубежных организаций. Министерство видит свою роль, прежде всего, в оказании информационной, политической и организационной помощи белорусским предприятиям. К сожалению, для многих наших предприятий и фирм азиатский и африканский рынки остаются отдаленными и недоступными, и они не спешат расширять географию поставок. Конечно, здесь сказывается и удаленность этих рынков, и отсутствие полной информации об особенностях работы на них.

Чтобы прочно закрепиться на перспективных рынках Азии и Африки, необходимо активнее работать над созданием совместных предприятий, как это уже делается в Китае (совместное производство колесных тракторов), Вьетнаме (создание сборочных линий для производства мотоциклов), Египте (совместное производство грузовиков МАЗ и тракторов МТЗ), а также расширять дилерскую сеть и сервисную систему. Только в этом случае предприятия могут перейти от случайных, разовых поставок к долгосрочному сотрудничеству.

Выводы: Сотрудничество с приоритетными партнерами сохраняет положительную динамику. Регулярный обмен визитами на высшем и высоком уровне оказывает положительное влияние на развитие двустороннего сотрудничества со странами региона. Для Республики Беларусь с ее экспортоориентированной экономикой «экономическая дипломатия» сохраняет особое значение.

Вывод:

В ходе своей работы я рассмотрел проблему группы государств, составляющих самое слабое, нестабильное звено в мировой экономике — группу наименее развитых стран. Это категория чрезвычайно отсталых государств, которые в силу различных геополитических, социально-экономических и природных причин имеют наихудшие макроэкономические показатели и находятся на периферии мирового сообщества. Довольно часто эти государства называют «Четвертым миром». В силу своей экономической отсталости наименее развитые страны выделяются из группы развивающихся стран в отдельную категорию.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Существование группы наименее развитых стран обусловлено многими факторами. К ним относятся неблагоприятное географическое положение, периодические гражданские войны, постоянная подверженность стихийным бедствиям, исторически сложившаяся послеколониальная аграрная экономика в большинстве из них и неспособность прокормить быстро растущее население. Как следствие, треть населения наименее развитых стран находится за чертой бедности;
  • наименее развитые страны не в состоянии самостоятельно справиться со своей бедственной ситуацией, поскольку они в основном не располагают возможностями для поддержания стабильного и устойчивого экономического роста и в значительной степени зависят от финансовой поддержки со стороны развитых стран-доноров, которая распределяется довольно избирательно;
  • В целом, все наименее развитые страны имеют относительно схожую структуру национальной экономики: преобладающая доля ориентированного на экспорт сельского хозяйства, бедная или слаборазвитая промышленность и зависимость от иностранных доходов;
  • В целях поддержки наименее развитых стран на современном этапе мировое сообщество в лице ООН осуществляет ряд реабилитационных программ, в том числе программу ООН по ликвидации бедности в мире, программу ЮНКТАД по преодолению последствий глобального экономического кризиса и др;
  • НРС участвуют в процессах экономической интеграции как на региональном, так и на глобальном уровнях;
  • Республика Беларусь также поддерживает отношения с наименее развитыми странами, как правило, это выражается в виде гуманитарной помощи в виде учебников в рамках программы по ликвидации неграмотности населения отсталых государств и других программ;.

Хочу сказать, что мировое сообщество не равнодушно к чрезвычайно тяжелому положению наименее развитых стран, которые, помимо своих внутренних экономических проблем, являются тормозным фактором развития мировой экономики.

В целом с 2000 года среднегодовые темпы роста в наименее развитых странах составляют 6 процентов. Однако мощный экономический рост очень мало повлиял на масштабы нищеты в этих странах и даже углубил социальное неравенство в них, особенно между сельскими и городскими районами. Кроме того, сочетание быстрого роста численности населения и быстрой урбанизации привело к тому, что производительность сельского хозяйства снижается, а большое число людей ищут работу вне сельскохозяйственного сектора. Растет нехватка продовольствия, особенно в наименее развитых странах Африки. С 1990-х годов во многих наименее развитых странах наблюдается неуклонное улучшение показателей в области здравоохранения и образования, в то время как ранее достигнутый прогресс в области водоснабжения и санитарии не мог продолжаться, а некоторые из этих стран даже отошли на второй план.

Несмотря на значительное увеличение объема официальной помощи в целях развития, оказываемой наименее развитым странам, ее доля в валовом национальном доходе доноров остается значительно ниже целевого показателя (0, 15-0, 20 процентов), а прямые иностранные инвестиции в основном сосредоточены в небольшом числе наименее развитых стран, богатых природными ресурсами. Предоставление беспошлинного и неквотируемого доступа на рынки не привело к увеличению доли экспорта и импорта наименее развитых стран в мировой торговле, и эта доля остается очень низкой и составляет менее 1 процента. Около 75 процентов экспорта наименее развитых стран по-прежнему приходится на сырьевые товары, что делает их уязвимыми перед многочисленными внешними потрясениями и неустойчивыми ценами на мировом рынке.

Между тем мы видим, что перед малыми островными развивающимися государствами встают новые задачи в области устойчивого развития:

  • высокие цены на продовольствие, обусловленные ростом спроса со стороны растущего населения, высокие мировые цены на нефть, растущий спрос на биотопливо, переход к использованию мяса в рационах питания стран с формирующейся рыночной экономикой и неурожаи в основных странах-производителях;
  • увеличение числа людей трудоспособного возраста, которые не могут найти работу;
  • последствия изменения климата, вызванного глобальным потеплением;
  • процесс массовой эмиграции, в ходе которого квалифицированные специалисты, ученые и рабочие выезжают из страны или региона по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам в развитые и развивающиеся страны;
  • угроза эпидемий и страшных болезней — и многое другое.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Adblock
detector