Меню

Экономические основы конституционного строя зарубежных стран

Конституционные основы экономики в зарубежных странах.

Этот вопрос является актуальным в связи с мировым экономическим кризисом.

Конституции зарубежных государств в сфере экономики регулируют следующие вопросы:

1. Конституционные основы собственности.

3. Принятие и исполнение бюджета.

4. Статус центрального или национального банка.

5. Валютная политика.

6. В федеративных государствах разграничения компетенции между федерацией и субъектами в сфере экономики.

Эти аспекты обычно регулируются Конституцией – где-то детально, где-то поверхностно…

Многие конституции демократических правовых государств (имеются в виду несоциалистические государства) предусматривают действие рыночных механизмов развития экономики:

1) Свобода предпринимательства.

2) Поддержка конкуренции.

3) Ограничение монополистической деятельности.

4) Установление налогов в форме законов.

5) Равная защита всех форм собственности.

В странах социалистической ориентации – КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика) и другие – они, в отличие от этих принципов, устанавливают другие:

1. Устанавливается плановая экономика вместо свободы предпринимательства.

2. Ограничение частной собственности.

3. Отсутствие конкуренции.

4. Отсутствие свободы предпринимательства.

Китай соединяет построение социализма с рыночной экономикой.

Подробнее об основных интитутах, которые закрепляются в Конституциях.

Что касается собственности. В конституциях обычно закрепляются (предусматриваются) виды собственности, которые есть в государстве (частная, государственная, муниципальная, общественная и иные, равную форму их защиты или наоборот предусматривают государственную и защищают в большей мере государственную, чем иные формы собственности).

Конституции предусматривают возможности изъятия имущества у собственника для государственных нужд с равноценным возмещением. Например, в Сочи на Красной поляне для строительства олимпийских объектов изымаются земельные участки. Или если прокладываются дороги, железные дороги…

Вопрос налогообложения по-разному регулируется в Конституциях: от общего упоминания налогообложения или установления налогов в компетенции какого-либо органа до закрепления перечня налогов в Конституции.

Примеры этих двух крайних позиций:

В Конституции США указывается, что только Конгресс имеет право устанавливать налоги, они должны быть едиными на всей территории. Субъекты федерации (штаты) не вправе устанавливать налоги. Это – пример того, когда просто упоминаются налоги в конституции.

В Основном Законе Германии указывается перечень налогов – федеральных, земельных и механизм их распределения между бюджетами. Регулируется это главой X «Финансы».

Для зарубежных стран и России характерны следующие основные конституционные положения, регулирующие (характеризующие) налоги:

1) Налоги устанавливаются законом. Это либо закон федеральный, либо – субъектов федерации. Не каким-либо вообще нормативным правовым актом.

2) Действие налогов распространяется на всю территорию государства. Хотя могут быть исключения, если создаются «свободные экономические зоны», там налоги снижаются.

3) Конституции не допускают чрезмерных и обременительных налогов. Например, Испанская Конституция говорит, что налоги не должны устанавливаться с конфискации. И в Швейцарии говорится, что должен быть баланс, прогрессивный налог.

Конституция регулирует особый порядок принятия и исполнения бюджета.

Разрабатывает бюджет всегда только правительством. Бюджет утверждается законом, обязательно. В принятии этого закона о бюджете должны участвовать обе палаты парламента.

Исполнение бюджета осуществляет правительство и в конце года отчитывается об исполнении бюджета.

Контроль за правительством в части исполнения бюджета осуществляют специальные органы – счётные, или контрольные, или контрольно-счётные палаты (у нас Счётная Палата РФ, возглавляет её Степашин). На основе результатов проверки (аудиторами) счётными палатами могут проводиться парламентские расследования, разбираются с теми должностными лицами, которые потратили деньги не по целевому назначению.

Центральные или национальные банки.

Обычно в конституциях регулируется то, что есть такие Центральные Банки и что органы власти участвуют в формировании управления Центрального Банка.

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Источник

Конституционные основы экономики в зарубежных странах

Этот вопрос является актуальным в связи с мировым экономическим кризисом.

Читайте также:  Самые нищие капиталистические страны

Конституции зарубежных государств в сфере экономики регулируют следующие вопросы:

1. Конституционные основы собственности.

3. Принятие и исполнение бюджета.

4. Статус центрального или национального банка.

5. Валютная политика.

6. В федеративных государствах разграничения компетенции между федерацией и субъектами в сфере экономики.

Эти аспекты обычно регулируются Конституцией – где-то детально, где-то поверхностно…

Многие конституции демократических правовых государств (имеются в виду несоциалистические государства) предусматривают действие рыночных механизмов развития экономики:

1) Свобода предпринимательства.

2) Поддержка конкуренции.

3) Ограничение монополистической деятельности.

4) Установление налогов в форме законов.

5) Равная защита всех форм собственности.

В странах социалистической ориентации – КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика) и другие – они, в отличие от этих принципов, устанавливают другие:

1. Устанавливается плановая экономика вместо свободы предпринимательства.

2. Ограничение частной собственности.

3. Отсутствие конкуренции.

4. Отсутствие свободы предпринимательства.

Китай соединяет построение социализма с рыночной экономикой.

Подробнее об основных интитутах, которые закрепляются в Конституциях.

Что касается собственности. В конституциях обычно закрепляются (предусматриваются) виды собственности, которые есть в государстве (частная, государственная, муниципальная, общественная и иные, равную форму их защиты или наоборот предусматривают государственную и защищают в большей мере государственную, чем иные формы собственности).

Конституции предусматривают возможности изъятия имущества у собственника для государственных нужд с равноценным возмещением. Например, в Сочи на Красной поляне для строительства олимпийских объектов изымаются земельные участки. Или если прокладываются дороги, железные дороги…

Вопрос налогообложения по-разному регулируется в Конституциях: от общего упоминания налогообложения или установления налогов в компетенции какого-либо органа до закрепления перечня налогов в Конституции.

Примеры этих двух крайних позиций:

В Конституции США указывается, что только Конгресс имеет право устанавливать налоги, они должны быть едиными на всей территории. Субъекты федерации (штаты) не вправе устанавливать налоги. Это – пример того, когда просто упоминаются налоги в конституции.

В Основном Законе Германии указывается перечень налогов – федеральных, земельных и механизм их распределения между бюджетами. Регулируется это главой X «Финансы».

Для зарубежных стран и России характерны следующие основные конституционные положения, регулирующие (характеризующие) налоги:

1) Налоги устанавливаются законом. Это либо закон федеральный, либо – субъектов федерации. Не каким-либо вообще нормативным правовым актом.

2) Действие налогов распространяется на всю территорию государства. Хотя могут быть исключения, если создаются «свободные экономические зоны», там налоги снижаются.

3) Конституции не допускают чрезмерных и обременительных налогов. Например, Испанская Конституция говорит, что налоги не должны устанавливаться с конфискации. И в Швейцарии говорится, что должен быть баланс, прогрессивный налог.

Конституция регулирует особый порядок принятия и исполнения бюджета.

Разрабатывает бюджет всегда только правительством. Бюджет утверждается законом, обязательно. В принятии этого закона о бюджете должны участвовать обе палаты парламента.

Исполнение бюджета осуществляет правительство и в конце года отчитывается об исполнении бюджета.

Контроль за правительством в части исполнения бюджета осуществляют специальные органы – счётные, или контрольные, или контрольно-счётные палаты (у нас Счётная Палата РФ, возглавляет её Степашин). На основе результатов проверки (аудиторами) счётными палатами могут проводиться парламентские расследования, разбираются с теми должностными лицами, которые потратили деньги не по целевому назначению.

Центральные или национальные банки.

Обычно в конституциях регулируется то, что есть такие Центральные Банки и что органы власти участвуют в формировании управления Центрального Банка.

Источник

Конституционное закрепление основ экономики в зарубежных странах. Отношения между трудом и капиталом в современных конституциях

Конституционно-правовое регулирование экономических отношений включает вопросы собственности, труда, обмена, распределения, потребления материальных и духовных благ. При этом общественные отношения, связанные с распределением и потреблением благ это сфера не только экономических, но и преимущественно социальных отношений.\

Читайте также:  Какие страны проще дают шенген русским

Важнейшим конституционно-правовым институтом, относящимся к экономическим отношениям, является собственность.

В первых конституциях право собственности гарантировалось без конкретизации ее видов и субъектов права на нее. Так, ст.17 французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случаях установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого предварительного возмещения».

Конституции, принятые в XX веке отходят от идеи абсолютной неприкосновенности частной собственности, устанавливают концепцию социальной функции частной собственности.

Конституции стран с рыночной экономикой устанавливают равноправие всех видов собственности, в том числе равную ее защиту конституцией. Конституционно закрепляется свобода конкуренции и антимонопольная политика, для реализации которой принимаются специальные законы, позволяющие судам разделять монополии на несколько предприятий

Большинство стран мира осуществляют в той или иной степени государственное регулирование экономики.

Принятые после II Мировой войны конституции развитых зарубежных стран придают большое значение роли труда, объявляя его основой общества.

В некоторых зарубежных конституциях говорится и о вопросах распределения. Например, ст.40 Конституции Испании обязывает публичные власти создавать условия для справедливого распределения доходов. На практике же общественный продукт распределяется в основном не по количеству и качеству труда, а в зависимости от размера частной собственности (количества акций, банковских вкладов, размеров недвижимости и т.д.).

Вопросы труда. В некоторых конституциях труд поднят на уровень основных конституционных принципов. Например, конституция Италии определяет свою демократическую республику, основывающейся на труде (ст. 1), труд охраняется республикой (ст. 35); признается право трудящихся на участие в управлении предприятиями в целях экономического и социального возвышения труда (ст. 46).

В числе основных обязанностей органов власти, по конституции Испании им предписывается проводить политику, направленную на достижение полной занятости, заботится о безопасности и гигиене труда, обеспечивать получение профессиональной подготовке и переподготовки (статья 40).

Конституция Португалии предписывает государству через реализацию планов экономического и социального развития, гарантировать право на труд, обеспечивая: проведения политики полной занятости; равенства возможностей в выборе профессии; культурную, техническую и профессиональную подготовку трудящихся. (статья 58). Однако конкретное закрепление такого права устанавливается в текущем законодательстве.

Источник

22. Конституционные основы экономической системы в зарубежных странах.

Экономические отношения (система) – это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

В мире существуют две основные модели экономики: рыночная(либеральная) ипланово-регулируемая (огосударствленная). Хотя различия между ними постепенно нивелируются, в конституциях иногда упоминаются составные компоненты той или иной модели. В рыночной экономике это свобода и равноправие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности (частной инициативы), свобода договора, состязательность и конкуренция, в огосударствленной модели действуют противоположные положения. На современном этапе данные модели «сближаются», свидетельством чему могут служить поправки к Китайской конституции.

Конституционные принципы правового регулирования экономики:

1. В рыночной модели экономики:

– равноправие всех форм собственности, их равная зашита;

– неприкосновенность собственности (но не абсолютная);

– свобода предпринимательской деятельности;

– возможность ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.);

– социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом);

Читайте также:  Оценка состояния экономики страны

– прогнозирование экономических процессов;

– забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха;

– свобода труда и т.д.

2. В планово-регулируемой модели экономики:

– преимущество общественной собственности и ее особая правовая защита;

– невозможность или ограничение частной собственности;

– нахождение важнейших объектов исключительно в государственной собственности;

– равная оплата труда и т.д.

Конституционные институты экономической системы.

1. Под собственностью можно пониматьформу присвоения благ, отношения между людьми по его поводу. В этом смысле право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. Другое значение термина «собственность» – имущество.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная отличается своей неделимостью, частная, напротив, – делима.

Субъектом права публичной собственностиможет быть государство, субъект федерации (штат, провинция), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Публичная собственность всегда коллективная.

Субъектом права частной собственностиможет выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.

Перевод имущества из публичной собственности в частную составляет процесс приватизации,а из частной в публичную –национализацию,если собственником становится государство, илисоциализацию– в остальных случаях.

2. Трудявляется источником существования. Без труда не может обойтись даже самое передовое общество. Причем без труда не только творческого, но и монотонного, не требующего высокой квалификации, не приносящего эмоционального удовлетворения. С целью обеспечения свободы труда право различных стран предусматривает соответствующие нормы. В конституции иногда включаются положения о труде как о праве и обязанности граждан (ст. 27 Конституции Магадаскара 1992 г.), об участии трудящихся в определении условий труда (ст. 18 Конституции Гвинеи 1990 г.), о запрещении эксплуатации (Индия, Бангладеш и др.).

Во многих странах действуют законы о занятости, государственной поддержке в виде пособий по безработице.

Экономическая система в литературе по экономике рассматривается как особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг, включающая такие элементы, как ресурсы, процесс производства, производимые блага и их потребление. Таким образом, экономическая система охватывает всю систему экономических институтов и отношений в обществе. Экономическая система в каждой стране имеет свою специфику, вследствие чего экономическая карта мира не менее разнообразна, чем политическая.

Экономические показатели могут служить критериями классификации государств. Страны мира классифицируют по темпам экономического роста, по уровню доходов, по среднедушевому валовому внутреннему продукту (ВВП) и т.п. Так, по уровню экономического развития выделяют высокоразвитые страны, страны со средним уровнем развития и слаборазвитые, или развивающиеся.

Ведущую группу образуют страны, объединяемые в Организацию экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). В рамках этой группы выделяется “Большая семерка Севера” (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада). Весомое экономическое положение этих стран предопределило и их политическое влияние. Согласованная политика данных государств стала в последние десятилетия решающим фактором мирового развития, как экономического, так и политического. С недавнего времени почти полноправным членом “семерки” стала Россия, в результате чего “семерка” превратилась в “восьмерку” ведущих стран мира, хотя это относится скорее к политической стороне дела.

Совсем недавно обозначилась еще одна экономически значимая группа стран, которая притягивает все большее внимание. Это страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Наконец, есть еще одна группа стран, вызывающая беспокойство у всего мирового сообщества, – бедные и беднейшие государства.

Источник

Adblock
detector