Меню

Экономические организации соц стран

Экономическое сотрудничество социалистических стран

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Экономическое сотрудничество социалистических стран» в других словарях:

Экономическое сотрудничество социалистических стран — Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. СЭВ создан в 1949 году, но по настоящему… … Википедия

Научно-техническое сотрудничество социалистических стран — одно из важнейших направлений международного социалистического разделения труда (См. Международное социалистическое разделение труда). Выражается в обмене между социалистическими странами научным и производственным опытом, разделении… … Большая советская энциклопедия

Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития многообразных экономических и научно технических связей между отдельными странами, группами стран и между двумя социально экономическими и политическими системами социалистической и капиталистической, на… … Большая советская энциклопедия

Экономическое соревнование двух мировых систем — важнейшая форма классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией во всемирном масштабе, в которой с одной стороны выступает государственно оформленный хозяйствующий рабочий класс, а с другой государственно оформленная империалистическая… … Большая советская энциклопедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… … Энциклопедия Кольера

ТРУДОВОЕ ПРАВО СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ — – В европейских странах народной демократии, в которых в наст, время осуществляется диктатура пролетариата, проведены важнейшие мероприятия по охране, оздоровлению и улучшению условий труда, обеспечению роста реальной заработной платы рабочих и… … Советский юридический словарь

Союз Советских Социалистических республик — Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения Социальный состав населения Миграция населения… … Большая советская энциклопедия

МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА — социально экономич. и политич. общность свободных, равноправных стран, идущих по пути социализма и коммунизма. М. с. с. величайшее ист. завоевание между нар. рабочего класса, гл. революц. сила нашей эпохи, надежная опора народов, борющихся за мир … Советская историческая энциклопедия

Совет экономической взаимопомощи — (СЭВ) межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5 8 января 1949). В феврале 1949 в СЭВ … Большая советская энциклопедия

Источник

Экономика стран социалистической системы. Деятельность СЭВ

В ходе Второй мировой войны возникли предпосылки для раскола единой системы мирового хозяйства. Освобо­див от фашистов Европу, Красная Армия привнесла туда идеи социалистического переустройства экономики. Побе­ды над врагом в России и на Западе свидетельствовали, по мнению народов Восточной Европы (особенно коммунистов этих стран), о преимуществах социалистической системы хозяйствования. Здесь проходят буржуазно-демократичес­кие, затем социалистические революции, и возникают На­родная Республика Болгария (НРБ), Венгерская Народная Республика (ВНР), Германская Демократическая Респуб­лика (ГДР), Чехословацкая Советская Социалистическая Республика (ЧССР), Польская Народная Республика (ПНР), Социалистическая Республика Румыния (СРР). Албания вско­ре вышла из единого социалистического лагеря. Югосла­вия все послевоенные годы занимала промежуточное поло­жение между социалистическим лагерем и капиталисти­ческим миром. Островом свободы стала в конце 50-х гг. Куба.

Разгром милитаристской Японии сыграл благоприятную внешнеполитическую роль в победе революций социалис­тической направленности в ряде стран Азии, образуется Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народ­но-Демократическая Республика (КНДР), Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ).

Окончательное оформление мировой социалистической системы (МСС) произошло к середине 50-х гг. XX в. Вклю­чив в свой состав созданную еще в 20-е гг. Монгольскую Народную Республику, МСС представляла из себя совокуп­ность суверенных государств, в которых руководящая роль принадлежала авангарду рабочего класса в лице марксист­ско-ленинских партий. Главной задачей этих партий было возглавить строительство социализма и коммунизма.

В 1949 г. возник СЭВ — Совет Экономической Взаимо­помощи с центром в Москве. Это была международная меж­правительственная организация многостороннего эконо­мического и научно-технического сотрудничества и ин­теграции социалистических стран. В нее входили все вы­шеперечисленные страны Восточной Европы, кроме СФРЮ, которая принимала участие лишь в работе отдельных ко­миссий. Кроме восточноевропейских государств, СЭВ объе­динял экономические усилия на пути социалистического строительства некоторых других стран — Монгольской На­родной Республики и Республики Куба. В качестве наблю­дателей участвовали на отдельных заседаниях: Финляндия, Ирак, Мексика, Ангола, Мозамбик, Никарагуа, Эфиопия, Йемен, а также КНДР и Лаос. С Китайской Народной Рес­публикой в 60—70-е гг. сохранялись напряженные отноше­ния, поэтому формально она не входила в состав социали­стического лагеря.

Если СЭВ определял экономическую стратегию МСС и направлял сотрудничество стран в экономике, Варшавский договор (1955 г.) призван был защитить эти страны от вне­шних врагов. В условиях холодной войны главным таким врагом были США. Страны Варшавского договора имели общее военное руководство, регулярно проводили совмес­тные военные учения. Устав СЭВ был окончательно сфор­мулирован лишь в I960 г.

Позднее, в 1962 г., договорились об основных принци­пах международного социалистического разделения тру­да, утвердили ряд комплексных программ подъема эконо­мики. Принципы экономического сотрудничества между рес­публиками СССР стали во многом моделью экономических взаимоотношениях внутри СЭВ.

Существовало равное представительство, равные права и обязанности каждой страны — участницы СЭВ, независи­мо от экономического потенциала страны и численности ее населения. Высшим органом СЭВ были сессии, на которых решались важнейшие вопросы. Постоянными руководящи­ми органами были Исполком и Секретариат СЭВ.

Страны СЭВ занимали 30% всей территории Земли, на которой проживало 20% всего населения планеты, а объем производства достигал 38—39%. Не подключившись под вли­янием СССР к плану Маршалла, страны зарождающейся МСС рассчитывали в трудные послевоенные годы на эконо­мическую помощь со стороны СССР. И они ее получили. Н

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Источник

§ 2. Международные организации социалистических стран

Основными международными организациями социалистических стран являются Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора. В настоящем разделе мы кратко осветим лишь некоторые главные стороны этих организаций: цели и принципы, органы и формы их работы, содержание деятельности этих организаций.

Совет Экономической Взаимопомощи

Совет Экономической Взаимопомощи был образован рядом европейских стран мировой социалистической системы в 1949 году. В 1962 году в СЭВ была принята Монгольская Народная Республика. XXVI сессия СЭВ приняла в 1972 году в Совет Республику Куба. На условиях, определенных Советом по соглашению с КНДР и ДРВ (теперь СРВ), в работе его органов принимают участие их представители в качестве наблюдателей, а в работе некоторых органов СЭВ на основе особого соглашения принимают участие также делегаты СФРЮ. Новым шагом в развитии сотрудничества с государствами иной социальной системы явились соглашения о сотрудничестве, заключенные в 1973 году между СЭВ и Финляндией, в 1975 году между СЭВ и Ираком и в том же году с Мексикой.

Совет Экономической Взаимопомощи действует на принципах социалистического интернационализма, полного равноправия, взаимного уважения национальных интересов каждой страны, товарищеской взаимопомощи и невмешательства во внутренние дела друг друга. Рекомендации принимаются Советом Экономической Взаимопомощи лишь при наличии согласия заинтересованных стран. В обязанности СЭВ входит координация народнохозяйственных планов, разработка и содействие в осуществлении мероприятий по специализации и кооперированию производства в социалистических странах, по расширению между ними товарообмена, научно-технического сотрудничества и т. д.

Для осуществления функций и полномочий, указанных в Уставе, Совет Экономической Взаимопомощи имеет следующие основные органы: сессия Совета, Исполнительный комитет с его Бюро, Секретариат, постоянные комиссии. К таким комиссиям относятся: отраслевые комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области черной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, газовой и химической промышленности, машиностроения, геологии, сельского хозяйства; Комиссия по вопросам торговли между социалистическими странами — участницами СЭВ; Комиссия по координации проектирования и поставкам комплексных предприятий для внешнего рынка и др.

Читайте также:  Отношение между россией с бывшими странами ссср

В последнее время главное место в деятельности СЭВ занимает координация планов развития народного хозяйства стран — членов Совета, которая позволяет сочетать национальные интересы каждой социалистической страны с общими интересами всего социалистического содружества. Опираясь на тесное экономическое сотрудничество социалистических стран, каждая социалистическая страна ныне развивает свое хозяйство не изолированно, а в общей экономической системе социализма.

В этих условиях почти для каждой страны социалистического содружества отпала необходимость развивать все отрасли производства, как это приходилось в силу известных причин делать Советскому Союзу. В связи с этим в экономике стран мировой социалистической системы стал развиваться процесс специализации, позволяющий избежать параллелизма в производстве, а следовательно, и ненужного расходования сил и средств, дающий возможность обеспечить более быстрый рост производства.

Одновременно со специализацией происходит и процесс кооперирования, который составляет вторую сторону развития производства стран мировой социалистической системы. Кооперирование охватывает как производственные усилия этих стран, так и проведение экспериментальных, конструкторских, геологоразведочных и других работ. «В процессе экономического и научно-технического сотрудничества стран социализма, координации их народнохозяйственных планов, специализации и кооперирования производства, — отмечается в Программе КПСС,— складывается новый тип международного разделения труда».

Совет Экономической Взаимопомощи, Исполнительный комитет СЭВ и постоянные комиссии работают в сессионном порядке. Особое значение в работе СЭВ имеют совещания руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран — участниц Совета Экономической Взаимопомощи. Совещание заслушивает итоги проделанной работы и принимает решения о дальнейшей работе и ее содержании. Итоги работы совещания обычно излагаются в коммюнике, принимаемом самим совещанием и публикуемом в печати. Совещание, в случае необходимости, может принимать решения об учреждении новых международных многосторонних организаций в рамках деятельности СЭВ; разрабатывать и намечать основные направления развития многосторонних экономических взаимоотношений стран СЭВ; определять принципы и направления развития международного социалистического разделения труда.

Важное значение в развитии международных экономических отношений социалистических стран имело Совещание стран —участниц СЭВ в 1962 году. На нем были выработаны принципы международного социалистического разделения труда. К этим принципам относятся:

правильный учет объективно необходимых пропорций экономического развития каждой страны и мировой социалистической системы в целом. Этот учет содействует достижению сбалансированности экономики каждой страны;

обеспечение высокой экономической эффективности международного социалистического разделения труда. Осуществление этого принципа выражается в быстрых темпах роста производства и наиболее полном удовлетворении потребностей населения в каждой стране при минимальных затратах общественного труда;

сочетание международной специализации и комплексного (многостороннего) развития экономики отдельных социалистических стран в интересах наиболее полного и целесообразного использования во всех странах природных и экономических предпосылок производства, включая трудовые ресурсы;

постепенное преодоление исторически сложившихся различий в уровнях экономического развития отдельных стран и полного выравнивания их экономического развития. Осуществление этого принципа происходит прежде всего путем индустриализации стран с относительно невысоким уровнем экономического развития и на основе максимального использования внутренних возможностей каждой страны, а также преимуществ всей социалистической системы в целом.

В последние годы социалистические страны вступили в такой период развития, когда созрели благоприятные условия для того, чтобы поднять их экономическое и политическое сотрудничество на новую, более высокую ступень. На этой ступени особое значение приобретают координация народнохозяйственных планов, международное социалистическое разделение труда, кооперация и специализация производства, обеспечивающие успешное развитие социалистических стран в их органической связи.

Важным этапом в дальнейшем развитии СЭВ явилось Совещание первых секретарей Центральных Комитетов коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран — членов СЭВ, состоявшееся 24—26 июля 1963 г. в Москве. Совещание приняло ряд решений и учредило новые международные организации — Международный банк экономического сотрудничества и Международный институт по стандартизации.

Среди других вопросов совещание рассмотрело состояние намеченной в июне 1962 года долгосрочной программы расширения и укрепления экономического и научно-технического сотрудничества стран-—членов СЭВ; предварительные расчеты топливно-энергетического баланса европейских социалистических стран на период по 1980 год, которые позволили выявить проблемы, требующие дальнейших совместных усилий для своего решения. Основное внимание было уделено узловым вопросам и направлениям международной специализации и кооперирования производства, полному удовлетворению растущих потребностей стран СЭВ в топливе, электроэнергии, сырье, развитию химической промышленности, машиностроения, электроники и других наиболее прогрессивных отраслей народного хозяйства. Совещание указало на необходимость расширения многостороннего сотрудничества в обеспечении сельскохозяйственного производства материально-техническими средствами (химическими удобрениями и машинами) и усиления обмена передовым производственным опытом.

Совещание одобрило разработанные в СЭВ предложения о переходе к многосторонним расчетам в торговле между странами — членами СЭВ и организации в этих целях Международного банка экономического сотрудничества. Впоследствии, на XXIV сессии СЭВ, было принято решение о создании еще одного объединенного финансового учреждения — Международного инвестиционного банка, который призван содействовать ускорению процесса экономического сближения стран — участниц СЭВ. Уже первые годы деятельности этого банка, обладающего капиталом в 2 млрд. переводных рублей, показали его большую ценность для ускорения экономического развития государств — членов СЭВ.

В Коммюнике совещания указывается, что «участники Совещания считают своим интернациональным долгом, максимально используя внутренние ресурсы и возможности каждой страны, всемерно содействовать дальнейшему развитию экономических связей, укреплению единства и сплоченности социалистических стран на основе принципа пролетарского интернационализма.

Дальнейшее углубление международного социалистического разделения труда, расширение специализации и кооперирования производства, товарооборота, научно-технического сотрудничества являются жизненно важными для каждой социалистической страны и всего социалистического содружества в целом»8.

Благодаря преимуществам социализма и тесному братскому сотрудничеству между странами Совета Экономической Взаимопомощи социалистические страны прочно удерживают первенство в темпах роста экономики. За период 1971 —1975 годов промышленное производство в странах СЭВ росло в 4 раза быстрее, чем промышленность развитых капиталистических стран. Доля стран СЭВ в мировом промышленном производстве, которая в 1950 году составила 17,8%, к 1975 году достигла 37% мирового объема промышленного производства, то есть увеличилась вдвое. В 1975 году страны СЭВ выпустили промышленной продукции в два с лишним раза больше, чем страны — члены «Общего рынка», и приблизились к потенциалу США9.

Большую работу проделывают все органы СЭВ — Исполнительный комитет, Бюро Исполкома, Секретариат и постоянные комиссии. На постоянные комиссии ложится основная профессиональная работа по разработке соответствующих рекомендаций.

Специализации неизбежно предшествует типизация и унификация изделий, которые должны ограничить число типов до рациональной степени.

Особенно высока степень специализации в ряде отраслей машиностроения по некоторым странам — членам СЭВ. Так, например, благодаря успешно проведенной специализации в ГДР объем крупносерийного производства железнодорожных вагонов и вагонов-рефрижераторов, судов, некоторых сельскохозяйственных машин, станков и других видов продукции — как для внутренних потребностей, так и для экспорта в страны СЭВ — не имеет себе равных в мире10.

Важную роль в производственном сотрудничестве стран социалистического содружества играет кооперирование производства — совместное строительство предприятий, создание межгосударственных энергетических систем, транспортных, гидротехнических сооружений и т. д. Крупнейшими такими стройками в топливно-сырьевой и энергетической областях являются нефтепровод «Дружба» и энергосистема «Мир». Нефтепровод «Дружба» протяженностью свыше 4,5 тыс. км, как и газопровод, поставляющий газ из СССР в НРБ, ВНР, ГДР и ЧССР, являются крупнейшими совместными предприятиями стран — членов СЭВ. Подобные же совместные хозяйственные мероприятия охватывают страны СЭВ в таких важных областях экономики, как энергосистема семи стран — членов СЭВ с центральным диспетчерским управлением этой системы, как создание общего парка грузовых вагонов европейской колеи и внедрение единой контейнерной системы погрузки, как развитие атомной энергетики в НРБ, ВНР, ГДР и ЧССР при содействии СССР и др.

Важнейшее значение имеет кооперирование усилий социалистических стран для освоения и использования сырьевых и топливных ресурсов. В этом смысле соглашение стран — членов СЭВ о совместном строительстве таких гигантских предприятий, как Усть-Илимский бумажный комбинат, Киембаевский асбестовый комбинат и линия электропередачи напряжением в 750 кет, является выдающимся примером преимуществ экономической социалистической интеграции.

Странами мировой социалистической системы в широких масштабах проводятся совместные геологоразведочные и другие изыскательские работы. Имеются также самые различные формы сотрудничества в области сельскохозяйственного производства.

Успешно развиваются и торговые отношения между социалистическими странами. Внешнеторговый оборот социалистических государств непрерывно растет. В то же время торговля стран — членов СЭВ с капиталистическими странами также выросла и составила в 1975 году более 25% всего внешнеторгового оборота стран СЭВ. В пятилетии (1971—1975 гг.) объем товарооборота между странами— участницами СЭВ и странами—участницами ЕЭС увеличился в текущих ценах примерно в три раза «.

Читайте также:  Средневековые цивилизации стран востока

В рамках СЭВ происходит и многосторонняя координация научно-технической деятельности стран — участниц СЭВ, обеспечивающая быстрое и успешное научно-техническое сотрудничество этих стран.

Международное экономическое сотрудничество стран социалистического содружества не знает конкурентной борьбы и подчинения экономически менее развитых стран более могущественным государствам. Напротив, экономически наиболее развитые страны бескорыстно помогают менее развитым странам, содействуют преодолению ими отсталости. Все это сказывается на быстром росте промышленности в социалистических странах. Особенно быстро росло производство отраслей промышленности в странах —участницах СЭВ в связи с происходящим процессом международного социалистического разделения труда, специализации и кооперирования. Быстро росли профилирующие, специализированные отрасли промышленного производства во всех странах — участницах СЭВ.

Крупным шагом вперед в использовании преимуществ планового социалистического хозяйства и совместного применения экономических законов социалистической системы явилась разработка и принятие на XXV сессии Совета Экономической Взаимопомощи в июле 1971 года в Бухаресте совместного документа — Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Эта программа, содержащая несколько сот мероприятий, намеченных к изучению, разработке и реализации, охватывает все отрасли промышленности и сельского хозяйства, предполагает взаимную увязку и комплексное решение ряда крупных народнохозяйственных задач. Она имеет в виду ускорение количественного и качественного развития производительных сил, научно-технический прогресс и совершенствование всей структуры производства. Забота о максимальном росте производительности общественного труда выдвинута в программе на первый план. Успешная реализация Комплексной программы в последние годы способствовала дальнейшему повышению жизненного уровня населения стран — членов СЭВ.

Вся деятельность СЭВ строится на основе принципов равноправия стран — членов СЭВ, заинтересованности и взаимной выгоды, принципа товарищеской взаимопомощи, который является краеугольным камнем экономического и научно-технического сотрудничества социалистических государств.

Последовательное соблюдение этих принципов — характерная черта экономических отношений, установившихся между странами социализма в рамках СЭВ, что положительно отличает эту экономическую организацию социалистической системы от блоковых организаций стран капитализма.

Вся Комплексная программа исходит из ленинских положений об основных тенденциях в развитии будущего мирового хозяйства, сделанных в «Первоначальном наброске тезисов по национальному и колониальному вопросам», где В. И. Ленин подчеркивал «тенденцию к созданию единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого, каковая тенденция вполне явственно обнаружена уже при капитализме и безусловно подлежит дальнейшему развитию и полному завершению при социализме».

Состоявшаяся в июле 1976 года в Берлине XXX сессия Совета Экономической Взаимопомощи с участием глав правительств стран — членов СЭВ, а также делегации СФРЮ и в качестве наблюдателей—делегаций Народной Республики Ангола, Социалистической Республики Вьетнам, КНДР, Лаосской Народно-Демократической Республики подвела итоги экономического и научно-технического сотрудничества и реализации Комплексной программы за 1971 —1975 годы. Сессия с удовлетворением отметила успешное выполнение пятилетних народнохозяйственных планов стран — членов СЭВ, высокие темпы развития производительных сил, эффективность общественного производства и неуклонный подъем благосостояния трудящихся.

Было отмечено, что национальный доход стран — членов СЭВ в целом вырос в 1971—1975 годах на 36%, в то время как в развитых капиталистических странах — на 14%, а в странах ЕЭС — на 12%. Около 80% всего прироста промышленной продукции, которая выросла с 1970 года в 1,5 раза, было обеспечено за счет роста производительности труда. Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства стран — членов СЗВ за 1971—1975 годы превысил уровень предыдущего пятилетия на 14%.

Взаимный товарооборот стран—членов СЭВ за 1971— 1975 годы увеличился почти вдвое и составил в 1975 году более 70 млрд. рублей. При этом среднегодовые темпы роста составили 14,4% против 8,2% в 1966—1970 годах.

Сессия подчеркнула, что «углубление многостороннего сотрудничества, постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития стран — членов СЭВ представляют собой объективно необходимый и закономерный исторический процесс в их продвижении по пути строительства социализма и коммунизма».

Было признано также, что сейчас созрели условия для еще более полного использования возможностей, заложенных в Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования социалистической экономической интеграции. Этим целям будет отвечать намеченная разработка совместных целевых программ сотрудничества в важнейших отраслях материального производства на 10—15-летний период.

Успехи экономического развития свидетельствуют о том, что мировая социалистическая система, как отмечается в Программе КПСС, уверенно идет к решающей победе в экономическом соревновании с капитализмом, продвигаясь быстрыми темпами к обеспечению своего преобладания над мировой капиталистической системой по общему объему промышленного и сельскохозяйственного производства. Все в большей степени возрастает и воздействие мировой социалистической системы на ход общественного развития.

Организация Варшавского Договора

Организация Варшавского Договора была учреждена 14 мая 1955 г. европейскими социалистическими государствами подписанием Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи Название Договора, учредившего эту Организацию, дано по месту его подписания — в Варшаве. Создание Организации Варшавского Договора было вызвано военной опасностью, исходившей от агрессивных действий стран — участниц Североатлантического блока, особенно в связи с начавшейся ремилитаризацией ФРГ и включением ее путем так называемых парижских соглашений 1954 года в систему НАТО. Вместе с тем западные державы отказались от предложенной Советским Союзом системы общеевропейской коллективной безопасности. Все это, как отмечается в преамбуле Варшавского Договора, усилило опасность новой войны и создало «угрозу национальной безопасности миролюбивых государств». В этих условиях миролюбивые государства Европы должны были принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе.

По своим целям и принципам Организация Варшавского Договора полностью отвечает требованиям Устава Организации Объединенных Наций и носит исключительно оборонительный характер. Заключение таких соглашений о коллективной обороне предусмотрено ст. 51 Устава ООН, в которой, в частности, говорится: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации. » Хотя в самом тексте Договора нет ссылки на ст. 52 Устава, тем не менее и с точки зрения требований этой статьи Организация Варшавского Договора находится в полном соответствии с Уставом ООН. В ст. 52 говорится, что «Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с Целями и Принципами Организации». В том, что Организация Варшавского Договора полностью соответствует целям и принципам Устава ООН, нетрудно убедиться при анализе целей, принципов, органов и деятельности этой Организации.

В преамбуле Варшавского Договора прямо говорится, что его участники, заключая Договор, руководствовались «целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций». Каковы же эти цели и принципы? В ст. 1 Устава в качестве главной цели ООН указывается поддержание международного мира и безопасности; в ст. 2 дается перечисление основных принципов Устава ООН: суверенное равенство государств; мирное разрешение спорных вопросов; отказ от применения силы или угрозы силой против политической независимости и территориальной целостности других государств; участие во всех мерах, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности; невмешательство во внутренние дела других государств. Все эти цели и принципы являются вместе с тем целями и принципами Организации Варшавского Договора. В преамбуле Варшавского Договора указывается, что его участники, заключая Договор, рассматривают его как необходимую меру для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе (см. абз. 3 преамбулы).

К основным принципам Организации Варшавского Договора относятся следующие:

обязательство в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения (см. ст. 1 Договора, ср. ст. 1, п. 4, Устава ООН);

разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность (см. ст. 1 Договора, ср. ст. 2, п. 3, Устава ООН);

готовность участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и направление всех своих сил на осуществление этих целей (см. ст. 2 Договора, ср. ст. 2, п. 5 и 6, Устава, а также преамбулу Устава ООН, абз. 7);

учреждение Организации Варшавского Договора на основе принципов уважения независимости и суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела (см. преамбулу, абз. 5, ст. 8 Договора, ср. ст. 2, п. 1, 4 и 7, Устава ООН).

Статья 4 Договора, кроме того, в полном соответствии с рядом статей Устава ООН раскрывает исключительно оборонительный характер Организации Варшавского Договора и ни в коей мере не подменяет функции Совета Безопасности ООН. «В случае вооруженного нападения в Европе, — говорится в этой статье, — на одно или несколько государств — участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство — участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально или по соглашению с другими государствами — участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства — участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо принять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности». В этой же статье Договора также подчеркивается, что о мерах, принятых на основании указанной статьи, будет сообщено Совету Безопасности ООН в соответствии с положениями Устава ООН. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Читайте также:  Какие интеграции стран вы можете назвать

Миролюбивый характер Организации Варшавского Договора вытекает также из положений о том, что Договор открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов (см. ст. 9 Договора), поскольку стремление к миру и безопасности не является каким-то узкогрупповым и эгоистическим желанием отдельной группы государств. Только эгоистические и агрессивные цели могут толкать государства на создание узких и замкнутых военно-политических группировок, как НАТО, СЕАТО, СЕНТО и др., в которые империалистические державы не желают допускать миролюбивые государства.

Итак, Организация Варшавского Договора по своим целям и принципам возникла и построена как подлинно миролюбивая международная организация. И это, конечно, не случайно, так как ее подлинно миролюбивый характер вытекает из самой социальной природы ее участников — социалистических государств.

Варшавский Договор вступил в силу 4 июня 1955 г., то есть в день передачи последней ратификационной грамоты на хранение Правительству Польской Народной Республики. Такой порядок вступления в силу предусмотрен ст. 10 Договора. Как говорил министр иностранных дел СССР А. А. Громыко в связи с 20-й годовщиной Организации ^Варшавского Договора, «каждый объективно мыслящий человек мог убедиться: цели союза социалистических государств — это мирные цели. За 20 лет существования Договора государства — его участники ни вместе, ни в отдельности не развязали ни одного военного конфликта, их политика не вызвала напряженности ни в одном районе мира»15. В самом Договоре записано, что в случае создания общеевропейской системы коллективной безопасности Варшавский Договор утратит свою силу со дня вступления в действие общеевропейского договора.

Главным политическим органом Организации Варшавского Договора является Политический Консультативный Комитет (ПКК). Этот орган создан на основе ст. 6 Договора. Каждое государство — участник Договора представлено в Политическом Консультативном Комитете членом правительства или другим особо назначенным представителем. Комитет учрежден и действует на принципах полного суверенного равенства всех членов. В функции Комитета входит проведение консультаций между государствами — участниками Договора по следующим группам вопросов: рассмотрение вопросов, возникающих в связи с осуществлением Договора; консультации по всем важным международным вопросам, затрагивающим общие интересы государств — участников Договора; безотлагательные консультации между участниками в случае, если, по мнению любого из участников, возникает угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств-участников, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.

Политический Консультативный Комитет работает сессионно; он созывается по мере надобности. На заседаниях в течение календарного года поочередно председательствуют представители каждого государства, представленного в Комитете.

В соответствии со ст. 6 Договора, в которой говорится, что Комитет может создать вспомогательные органы, Бухарестское заседание Комитета (25—26 декабря 1976 г.) приняло решение о создании следующих двух органов Политического Консультативного Комитета:

комитета министров иностранных дел; объединенного секретариата, в который входят представители всех государств — участников Договора. Местопребыванием этих органов была установлена Москва. Решения, принятые Комитетом, обычно публикуются в форме постановлений.

Вся деятельность Политического Консультативного Комитета свидетельствует о миролюбивой направленности Организации и о больших усилиях социалистических стран — участниц Договора в целях сохранения и упрочения мира, осуществления политики разрядки и перестройки международных отношений на основе принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Уже в первой Декларации ПКК, принятой на первом Пражском заседании (1956 г.), был ясно выражен призыв ко всем европейским государствам принять меры к ослаблению международной напряженности, к укреплению мира и безопасности в Европе. На последующих заседаниях ПКК (24 мая 1958 г. и 4 февраля 1960 г.) были обсуждены вопросы о всеобщем и полном разоружении, о германском мирном договоре, выдвинуты предложения о заключении пакта о ненападении между государствами—участниками Варшавского Договора и государствами — участниками НАТО, а также о заключении Договора о прекращении испытаний ядерного оружия, который впоследствии, через несколько лет, был, наконец, подписан большинством государств мира.

В Бухарестской декларации, принятой на совещании ПКК 4—6 июля 1966 г., была выдвинута широкая программа обеспечения мира в Европе и создания общеевропейской системы безопасности, которая явилась исходным документом для созыва в последующем совещания всех европейских стран, а также США и Канады по вопросам мира и безопасности в Европе, явившегося крупнейшим мероприятием перестройки международных отношений на миролюбивой основе.

Вместе с тем участники совещания решительно осудили агрессию США во Вьетнаме и заявили о своей постоянной и полной поддержке справедливой борьбы вьетнамского народа за свободу и независимость. Эта линия борьбы против империалистической агрессии во Вьетнаме была вновь подтверждена на совещании ПКК в Софии 6—7 марта 1968 г.

В Обращении Будапештского совещания ПКК в марте 1969 года была выдвинута программа созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а Пражское совещание ПКК 25—26 января 1972 г. уже рассмотрело конкретные предложения по превращению европейского континента в район постоянного прочного мира и равноправного мирного сотрудничества между суверенными государствами, высказавшись за созыв общеевропейского совещания в 1972 году.

На многих совещаниях ПКК и специально на Берлинском совещании 2 декабря 1970 г., а также на упомянутом совещании 1972 года в Праге страны — участницы Варшавского Договора выступали против агрессивных действий в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и подтвердили свою твердую решимость оказывать неизменную поддержку жертвам агрессии и проявлять интернациональную солидарность с народами, борющимися за свободу и независимость.

Миролюбивый курс в развитии международных отношений, линия на разрядку напряженности и перестройку отношений между государствами на основе мирного сосуществования и в то же время твердый отпор всем империалистическим агрессивным акциям — такова неизменная политика стран — участниц Варшавского Договора, последовательно осуществляемая ПКК на его совещаниях.

Вторым важным органом Организации Варшавского Договора является Объединенное командование вооруженными силами. Решение о его создании было принято на основе Договора и подписано одновременно с Договором— 14 мая 1955 г. В соответствии с этим решением были учреждены следующие военные органы Объединенного командования: главнокомандующий Объединенными вооруженными силами, заместители главнокомандующего Объединенными вооруженными силами; штаб Объединенных вооруженных сил при главнокомандующем.

На пост заместителей главнокомандующего назначаются министры обороны или другие военные руководители государств — участников Договора, на которых возлагается командование силами каждого государства — участника Договора, выделенными в состав Объединенных вооруженных сил. В состав штаба Объединенных вооруженных сил входят постоянные представители генеральных штабов государств-участников. Местопребыванием штаба установлена Москва.

Положение об Объединенном командовании было утверждено на Пражском заседании ПКК 27—28 января 1956 г. На этом заседании были решены и другие организационные вопросы, связанные с деятельностью Объединенных вооруженных сил. На совещании ПКК в Будапеште в 1969 году был создан Комитет министров обороны и утверждены новые положения об Объединенных вооруженных силах, их командовании, о военном совете и штабе Объединенных вооруженных сил.

На основе положения о создании Объединенного командования вооруженными силами были заключены специальные соглашения о размещении Объединенных вооруженных сил. Такие соглашения были заключены СССР с Польшей 17 декабря 1956 г., с ГДР — 12 марта 1957 г., с Румынией—15 апреля 1957 г., с Венгрией —27 мая 1957 г.

В 60-х и 70-х годах были заключены договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между братскими социалистическими странами — участницами Варшавского Договора, которые способствовали дальнейшему сплочению и укреплению единства социалистического содружества на основе принципов социалистического интернационализма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector