Меню

Экономические функции правительства страны

Экономические функции правительства

Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе — чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?

Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так: «Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли — могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались». (Беседа с Ф. Бурлацким. «ЛГ» — февраль 1990 г.).

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы — это системы «смешанные»; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:
1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?
3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.
2. Защита конкуренции.
3. Перераспределение доходов и богатства.
4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.

Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.

Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.

Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.

Читайте также:  Рейтинг стран для развития бизнеса

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства. Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой «третьей стороной» выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны — сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

Читайте также:  Германия список разрешенных стран

Источник

Экономические функции правительства

Государство в рыночной (смешанной) экономике

Смешанная экономика

Все реально функционирующие экономические системы — это системы «смешанные»: повсюду правительство и рыночная система взаимодействуют с целью нахождения эффективного ответа на фундаментальные вопросы. Тем не менее развитые экономические системы мира резко отличаются друг от друга по степени участия правительства в экономике.

Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма распространенным показателем является доля правительства в национальном продукте. Помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что в развитых капиталистических странах общий объем правительственных расходов — на покупку товаров и услуг и на социальные программы — колеблется от 1/3 до 1/2 национального дохода. Наконец, множество трудноподдающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекают правительство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма экономику развитых стран лучше характеризовать как смешанный капитализм.

Экономические функции правительства

Экономических функций правительства много, и они разнообразны. Здесь рассмотрим основные формы экономической деятельности правительства, учитывая при этом неизбежность их частичного совмещения:

обеспечение правовой инфраструктуры, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

перераспределение дохода и богатства;

производство общественных благ и услуг;

стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Кратко рассмотрим перечисленные функции.

Правовая инфраструктура. Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, являющейся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов.

Правительство устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг.

Правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний.

Правительство обеспечивает поддержание общественного порядка, создание денежной системы, введение стандартов измерения веса и количества продуктов, облегчающих обмен товаров и услуг.

Правительство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и лекарств, требует обозначения на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые надо обязательно указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложные сведения на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в совершенство рыночной системы. Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, к отношениям между самими фирмами.

Такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов — все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Защита конкуренции. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции покупатель — это хозяин, рынок — его агент, а предприятия — его слуги.

Читайте также:  Топ стран россии коронавирус

Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле — это ситуация, при которой каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно таково: монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, она может воздействовать на рынок или манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом.

В странах с развитой рыночной экономикой правительство пытается установить контроль над монополиями преимущественно в двух случаях. В первом случае в отношении «естественных монополий», или производственной инфраструктуры, т.е. тех отраслей, технологические и экономические условия которых исключают возможность существования конкурентных рынков. Правительство образовало государственные комиссии для регулирования цен и установило стандарты на предоставляемые услуги. Это транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования. На уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятяи электроэнергетики и водоснабжения. Во втором случае на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено только при высокой степени развития конкуренции.

Правительства принимают ряд антимонополистических, или антитрестовских, законов с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.

Рыночной системе, в ее оптимальном варианте, все же присущи недостатки, вынуждающие правительство стимулировать и модифицировать ее функционирование, в частности перераспределение дохода и ресурсов.

Перераспределение дохода и ресурсов. Несмотря на эффективность рыночной системы, тем не менее она влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами.

Бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой в странах с развитой рыночной экономикой.

Правительство берет на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Эта задача решается следующим образом. Во-первых, правительство через трансфертные платежи обеспечивает пособия нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Во-вторых, правительство изменяет распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы — наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения. В-третьих, немаловажно, чтобы налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у богатых, чем у бедных. Правда, считается, что в действительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на распределение доходов.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, в которых конкурентная рыночная система либо 1) производила «не те» количества определенных товаров и услуг, либо 2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, второй — с государственными, или социальными, благами.

Перелив возникает тогда, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемещаются» к третьим сторонам, т.е. к сторонам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. В этом случае вызываются побочные эффекты, поскольку они представляют собой выгоды и издержки, выпадающие на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки. Когда производство или потребление товара порождает не компенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с инфраструктурой, например с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие отправляет свои промышленные стоки в озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки, не говоря уж о городах, изыскивающих источники нормального водоснабжения, — все они несут издержки перелива.

Какие меры может правительство принять для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками перелива? Еще точнее, как может правительство издержки перелива «трансформировать во внутренние издержки производства»? Обычно применяются два типа мер: законодательные меры и особые налоги.

Третий вариант решения возникает в условиях, когда выгоды перелива чрезвычайно велики. Правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить их в собственность государства и непосредственно ими управлять.

Источник

Adblock
detector