Меню

Экономическая структура стран древнего востока

Особенности формирования экономических отношений на Древнем Востоке

Древний Восток – совокупность географически далеких областей, разнящихся по хозяйственным условиям и образу жизни населения и существовавших в исторический период, предшествующий эллинизму и расцвету христианства. Данное историографическое понятие включает государства Передней, Средней, Южной и Восточной Азии, а также Северо-восточной Африки.

Страны Древнего Востока

Основная часть древнейших мировых цивилизаций находилась на территории Ближнего Востока. Эта историческая область по праву считается колыбелью цивилизации. Хроники древневосточных государств, возникших в IV тысячелетии до новой эры в Китае, Месопотамии, Египте, позволяют исследовать важнейшие этапы развития человеческого общества: распад родового строя, появление классового расслоения и рабовладельческой системы, образование государств и развитие экономики, как организованной сферы человеческой деятельности.

Именно на территории Древнего Востока впервые начали практиковать круглогодичное земледелие, появились письменность, гончарный круг, а затем колесо и мельничные жернова. Здесь было образовано первое государство, разработано законодательство, наконец, именно здесь возникла первая империя. В древневосточных обществах наблюдалось социальное расслоение, рабство, образование военной структуры, зарождение таких наук, как математика и астрономия.

К государствам Древнего Востока относятся Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Ассирия, Вавилон, Шумер, другими словами, территории от Средиземноморского побережья и Эгейского моря до берегов Тихого океана.

Древние культуры возникали в большинстве своем по берегам крупных полноводных рек (Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Янцзы). Водные артерии не только служили древним людям транспортными путями, но и способствовали развитию земледелия. Теплый благодатный климат вкупе с наносными плодородными почвами создавал условия для успешного хозяйственного развития древних народов. На легкообрабатываемой земле с возможностью ее орошения можно было получать обильные урожаи даже при низком уровне технического оснащения и агрокультурных познаний. Новое общество на Древнем Востоке начало формироваться еще до начала железного века, довольствуясь техникой и орудиями труда эпохи палеолита.

Особенности развития экономики

Пока на территории Европы наблюдались еще признаки Великого обледенения, а первобытные люди жили небольшими стоянками в непроходимых лесных джунглях, на Востоке полным ходом шло развитие скотоводства, земледелия, ремесел. Имели место первые попытки обмена изделиями и продуктами между соседними человеческими общинами.

Стоит отметить, что на благодатных почвах древние крестьяне получали много больший урожай, чем требовался для удовлетворения их потребностей. Прибавочный продукт стал главным условием зарождения цивилизации. Обмен излишками продовольствия послужил началом торговли и способствовал возникновению денег.

Научно доказано, что еще в X-VIII тысячелетиях до новой эры население Малой Азии и Иранского нагорья сеяли злаки, в VI тысячелетии приручили овец, коз, ослов, а чуть позже и крупный рогатый скот, а также свиней. В VIII-VI тысячелетиях в хозяйстве жителей Древнего Востока появились отшлифованные каменные орудия, посуда из глины, плетеные корзины.

Отличительной чертой экономического развития древних государств Востока является ирригационный тип хозяйствования. Режим рек регулировался искусственно с помощью системы каналов и дамб. Обводнение земель (гидромелиорация) не было механизировано и требовало коллективного труда больших масс народа. Чистка каналов, ремонт дамб, соблюдение графика полива полей – все это подразумевало постоянный жесткий контроль и четкое управление из единого государственного центра.

Строительство ирригационных систем ускоряло политическое объединение территорий Древнего Востока, что, в свою очередь, форсировало порабощение пленных и эксплуатацию соседних, более слабых народов. Однако рабы не были главной производительной силой восточного общества. Сельским хозяйством и ремеслами занимались преимущественно свободные люди. Рабский труд использовался в строительстве дамб, возведении плотин, сооружении храмов. Также невольники выполняли работу по домашнему хозяйству.

В странах Древнего Востока наблюдался избыток трудовых ресурсов, по этой причине в сельском хозяйстве рабский труд не применялся. Земледельцев-общинников и свободных ремесленников не нужно было одевать, кормить, содержать.

Земля находилась во владении государства. Оно выступало в роли распорядителя ирригационных работ и водных ресурсов, становясь при этом главным собственником всех орошаемых территорий. Институт частной собственности в странах Древнего Востока развивался слабо и медленно. Номинально земля являлась собственностью общины, однако на деле верховным собственником угодий была именно центральная власть.

Объединив людей, государство не отменило общинную повинность (ведение общего хозяйства). Многочисленная дармовая трудовая армия использовалась централизовано для выполнения общественных (государственных) работ. Для распределения трудовой повинности в древних государствах часто проводилась перепись населения.

Каждый крестьянин был обязан некоторую часть года работать на государство: на угодьях фараона и полях, принадлежащих жрецам бесчисленных храмов. Представители культа играли не последнюю роль в общественной и политической жизни.

Государственным строем стран Древнего Востока была так называемая восточная деспотия. Власть верховного правителя (фараона, царя) была неограниченной, часто эти люди обожествлялись при жизни. Восточное общество имело жесткую иерархию. Собственность и власть слились здесь воедино. Богат был тот, кто имел власть.

Читайте также:  Болгария страны соседи дружественные

Феодализм на Древнем Востоке имел свои особые черты. Собственность на землю была государственной или государственно-общинной. Простой крестьянин находился в зависимости не от отдельно взятого феодала, а от государства и его чиновничьего аппарата. Правящая верхушка безбедно существовала за счет государственных налогов, взимаемых с крестьянства. Эти поборы были сродни феодальной ренте. В восточном обществе не существовало классовых различий, люди не делились по принципу отношения к собственности. Вместо этого были касты – группы граждан, которые различались по своему положению в обществе и государстве.

Сверхцентрализованный принцип развития экономики, государственный характер хозяйства, тотальный контроль над общественной жизнью, чрезмерная бюрократизация – все это важнейшие характерные черты восточного общества в целом. Здесь во всем стремились к стабильности и непоколебимости, будь то экономика, политическая или социально-культурная жизнь. Это стремление в свое время послужило поводом для так называемой восточной стагнации, при которой экономика практически полностью остановилась в развитии, опираясь на многовековую систему общественных отношений, обычаи, законы и религию.

Интересы отдельной личности подавлялись, во главу угла ставились интересы общины, касты и государства. Для мотивации личной предприимчивости граждан не было поводов – этому препятствовала государственная собственность на землю. Проявление инициативы было немыслимым без свободного владения собственностью.

Многие историки отмечают в странах Древнего Востока длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя. Общинные порядки по природе своей имели консервативный характер, где каждый шаг, каждое действие были подчинены устоявшимся традициям и обычаям. Энгельс в своих трудах писал, что древние общины, в местах, где они еще сохранились, были основой самой грубой формы восточного деспотизма. Там же, где они уже разложились, наблюдалось форсированное развитие силами самого народа.

Источник

2.2. Экономическое развитие стран Древнего Востока

Появившиеся в IV–III тысячелетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы с плодородными наносными почвами. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство.

Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда.

Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–IV тысячелетиях до н.э. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовала появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – носил «домашний характер». Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно.

Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами. Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

Восточные общества – это общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Ремесло носило централизованный характер. При этом в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения.

Читайте также:  Список стран для выезда военнослужащих росгвардии 2020

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

Источник

Экономическое развитие стран Древнего Востока

Появившиеся в IV–III тысячелетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность ее орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–IV тысячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел был вытеснен скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–IIIтысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, – все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствующее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – он носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта – в XVI, XII вв. до н.э. – рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений – пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

Читайте также:  Модели рыночной экономики разных стран

Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для распределения трудовой повинности.

Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах – на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для.тиОсобая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила.

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характерна высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

Восточные общества – это общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли. Юг Египта поставлял скот, а север – зерно. Кроме того, стали эксплуатироваться завоеванные территории Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь с Кипра. Разбогатевшее купечество занималось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом – стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинтересованы в консервации отношений с верховной властью. Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector