Меню

Экономическая система для большинства современных развитых стран

ЕГЭ. Экономика. Тема 4. Экономические системы

Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни в стране, упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

Факторы, влияющие на развитие экономических систем

  • Хозяйственные — взаимодействие элементов хозяйственной деятельности по поводу использования ограниченных ресурсов, форма собственности.
  • Административно-организационные– система мер по принятию хозяйственных решений, юридическая основа хозяйственной деятельности, механизмы побуждений людей к труду, постановки пред ними целей.
  • Информационные– механизмы обеспечения информацией по поводу деятельности и координации ею.

Критерии экономических систем

Критерии — это те главные признаки, основные характеристики, которые позволяют относить ту или иную экономическую систему к определённому типу.

  • Преобладающая форма хозяйствования (натуральная или товарная)
  • Форма собственности на средства производства (кто ими владеет)
  • Способ управления хозяйственной деятельностью (кто принимает решения)
  • Ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить
  • Роль государства в экономике
  • Включённость экономики в международные связи, то есть степень открытости для международных отношений (открытая или закрытая)

Типы экономических систем по господствующей форме хозяйствования

  • Натуральнаяформа хозяйствования (производство имеет целью удовлетворение собственных потребностей, не для продажи)
  • Товарная форма хозяйствования (товары производят для обмена, для торговли).

Типы экономических систем по форме собственности

  • Общинная
  • Частнособственническая
  • Кооперативно — общественная
  • Смешанная

Типы экономических систем по уровню государственного вмешательства в экономику

  • Свободная, либеральная
  • Командно-административная
  • Экономически регулируемая
  • Смешанная

Наиболее распространённое деление экономических систем на следующие 4 типа.

Существует 4типа экономических систем

  • Традиционная
  • Командно-административная (государственная, плановая)
  • Рыночная
  • Смешанная

Особенности традиционной экономической системы

Свойственна экономически малоразвитым странам, самая примитивная.

  • Вопрос «что, как и для кого производить» решается на основе традиций и обычаев, опыте предшествующих поколений.
  • Ценится преемственность, поэтому система устойчивая.
  • Натуральное хозяйство, то есть обслуживание себя за счёт собственных ресурсов.
  • В основе — ручной труд, примитивные орудия труда.
  • Отсталая технология производства, инновации вводятся очень медленно.
  • Слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура.
  • Замкнутый характер
  • Многоукладность экономики, то есть разные формы хозяйствования: натурально — общинная, то есть общинно-коллективная, мелкотоварная — ремесленные и крестьянские хозяйства.
  • Активная роль государства, его помощь беднейшим слоям населения.

Достоинства.

  • Сохранение культуры.
  • Стабильность.
  • Высокое качество производимой продукции

Недостатки.

  • Неспособность к прогрессу.
  • Незащищенность перед любыми внешними изменениями.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • Слабый технический потенциал для увеличения объёма продукции.
  • Неразвитая промышленная и социальная инфраструктура.
  • Высока зависимость от климатических условий.

Примеры стран: Афганистан, Бангладеш, Пакистан и др.

Особенности государственной (командно-административной) экономической системы

  • Господство общественной собственности
  • Товарно-денежные отношения имеют формальный характер, так как всё управление экономикой находится в руках государства
  • Государственная монополизация и бюрократизация экономики
  • Централизованное планирование и установление цен.
  • Отсутствие у производителей свободы выбора
  • Отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.

Особенности рыночной экономической системы

  • Основа — частная собственность
  • Регулирование экономической деятельности происходит на основе действия рыночного механизма, основных его законов — спроса и предложения.
  • Личная свобода и выгода всех участников деятельности.
  • Свободная конкуренция
  • Не решает социальные проблемы, ей чужды идеалы гуманизма, ради прибыли, денег предприниматели идут на всё.
  • Минимальное вмешательство государства в экономику

Особенности смешанной экономической системы

  • Наличие частного и государственного сектора экономики
  • Сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования
  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задами в экономике, то есть непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.
  • Развитая инфраструктура.
  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономки, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки,культуры и другие.

Виды смешанной экономики:

  • Экономика развитых стран
  • Экономика развивающихся стран

Достоинства и недостатки типов экономических систем

Достоинства Недостатки
Рыночная экономическая система
· Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде· Отторжение ненужного и неэффективного производства· Наличие больших прав у производителей и потребителей.· Не требуется большой аппарат управленцев

· Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения — «невидимой руки рынка».

· Наличие конкуренции приводит к повышению качества продукции и услуг.

· Появление новых продуктов на рынке

· Широкое использование новых технологий производства

Примеры стран: в чистом виде нет примеров. · Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.· Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.· Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства.· Безжалостное, потребительское отношение к природе.

· Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента

· Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.

· Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции

Командно-административная экономическая система · Устойчивость· Социальная стабильность. уверенность людей в завтрашнем дне· Примерно одинаковый уровень жизни людей· Минимальный уровень жизненных благ обеспечен всем членам общества

· Отсутствие проблем с трудоустройством, а значит, что нет безработицы

· Сосредоточение средств и иных ресурсов в наиболее приоритетных на данный момент направлениях

Примеры стран: Северная Корея, Куба. Вьетнам ( до 90-х годов- СССР и все страны Восточной Европы) · Отсутствие самостоятельности производителей· Отсутствие заинтересованности в результатах труда, так как господствует уравнительный способ оплаты.· Дефицит товаров, ограниченный их выбор.· Застои в экономике.

· Огромный бюрократический аппарат Смешанная экономическая система · Экономическая, а отсюда и политическая стабильность· Защита государством конкуренции и борьба с монополизмом в экономике.· Гарантии социальной защиты населению· Поощрение инноваций

· Инвестирование социальной сферы.

Примеры стран: Россия, Китай, Швеция, Япония, Великобритания, Франция США и другие. · Отсутствие универсальных моделей смешанной экономики· Необходимость разработки модели с учётом национальных особенностей государства.

Период перехода от одного типа экономической системы к другому называю переходной экономикой.

Основные черты переходной (постсоциалистической) экономики

  • Сочетание форм командной экономики с формами, свойственными рыночному хозяйству.
  • Создание частного сектора, создание условий для частного предпринимательства.
  • Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственной собственности.
  • Формирование рыночной инфраструктуры.
  • Реформирование систем ценообразования на основе рыночных механизмов.

Инфраструктура

Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, которые обеспечивают условия для производства и жизнедеятельности людей.

Производственная инфраструктура – это отрасли, обеспечивающие эффективное развитие производства: транспорт, связь, электроэнергия, водоснабжение, предприятия общественного питания, мосты, дороги, складские помещения и др.

Социальная инфраструктура – это отрасли, обслуживающие социальную сферу: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, бытовое обслуживание, культурные и торговые центры и т.д.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Экономическая система для большинства современных развитых стран

Чтобы лучше понять как сложилась современная экономика , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм). Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства, когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в ХIХ в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса. Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.

Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония, господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее. Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Вернуться к командной системе было бы гибелью: уже первую попытку создания такой системы на протяжении 1917—1991 гг. страна пережила с трудом. Спасли лишь огромные природные богатства, терпеливость народа и некоторый потенциал, который существовал в сельском хозяйстве (после столыпинских реформ), а также в сфере науки и культуры. Вторую аналогичную попытку страна уже не выдержит: запаса прочности больше нет.

Значит, России в ближайшем будущем неизбежно придется воссоздавать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную экономическую систему. Другое дело, что нашей стране надо выбрать для себя конкретную национальную модель такой системы. Именно вокруг этого и идут сейчас споры ученых и политиков.

Возможные варианты развития очень условно описывают стрелки А и Б.

Стрелка А соответствует варианту развития страны, который отстаивают сторонники минимального вмешательства государства в экономическую жизнь.

Стрелка Б соответствует варианту развития страны, предполагающему сохранение достаточно большого вмешательства государства в экономическую жизнь.

Источник

Читайте также:  План описания страны уругвай география
Adblock
detector