Меню

Экономическая помощь ссср странам европы после войны

Экономическая помощь СССР странам Центральной и Юго-Восточной Европы в конце второй мировой

Патриотические силы освобожденных стран Центральной и Юго-Восточной Европы видели в СССР своего классового союзника в утверждении новой жизни. Исторический опыт Страны Советов служил для них неиссякаемым источником вдохновения, верным компасом в победоносном завершении революций. Творчески применяя этот опыт с учетом конкретных исторических условий и особенностей своих стран, они решали первоочередные задачи борьбы за утверждение народной власти.

Советский Союз оказывал освобожденным странам большую помощь в укреплении их международных позиций. Это было особенно важно, поскольку империалистические круги Англии и США строили в отношении их коварные планы. Несмотря на некоторые расхождения во взглядах правящих кругов США и Англии относительно путей осуществления этих планов, они были едины в главном: в стремлении сохранить страны Центральной и Юго-Восточной Европы под своим влиянием и по-прежнему использовать их в антисоветских целях в качестве “санитарного кордона”.

Однако проискам империалистических кругов не суждено было сбыться. Эти страны прочно становились на путь демократического развития. Советский Союз признал и решительно поддержал их новые, революционные органы власти, являвшиеся подлинными выразителями интересов своих народов. В Люблине был аккредитован представитель Советского правительства при ПКНО, а в Москве — представитель ПКНО при Советском правительстве. В начале декабря 1944 г. в Москву прибыл представитель болгарского правительства Отечественного фронта. При Национальном комитете освобождения Югославии продолжала официально действовать советская военная миссия, выполнявшая не только военные, но и политические функции, а в Москве с апреля 1944 г. находилась миссия НКОЮ и Верховного штаба НОАЮ.

Укреплению внешнеполитических позиций народной Полыни в значительной мере способствовало подписание 26 июля 1944 г. соглашения между Советским правительством и ПКНО об отношениях между Советским Главнокомандующим и местной администрацией после вступления советских войск на польскую территорию. В соответствии с Постановлением ГКО от 29 июля 1944 г. в каждом освобожденном крупном населенном пункте, а также на железнодорожных станциях, шоссейных и водных путях сообщения создавались советские военные комендатуры. К 20 октября на территории Польши уже работало 225 таких комендатур . Они действовали до налаживания нормальной работы органов польской администрации. Как только какая-либо часть освобожденной территории переставала быть зоной непосредственных военных действий, ПКНО полностью брал на себя руководство всеми делами гражданского управления, а советские военные комендатуры упразднялись, за исключением комендатур на путях сообщения.

Командование советских войск и военные комендатуры тесно сотрудничали с органами власти, созданными Польским комитетом национального освобождения. Советскому представителю при ПКНО было предписано [428] следить за точным и неукоснительным соблюдением советскими военными органами соглашения от 26 июля 1944 г.

Установлению дружественных отношений с народной Польшей способствовали также соглашения между ПКНО и правительствами Украинской, Белорусской и Литовской ССР, подписанные в сентябре 1944 г., об эвакуации украинского, белорусского и литовского населения с территории Польши и польских граждан с территории Украины, Белоруссии и Литвы.

Проявляя уважение к суверенитету новой Югославии, советское командование в сентябре 1944 г. согласовало с НКОЮ и верховным командованием НОАЮ вопросы, связанные с вступлением советских войск в Югославию. При этом стороны договорились, что на югославской территории в районах временного расположения советских войск будет действовать гражданская администрация Национального комитета освобождения Югославии .

Этими актами Советское правительство недвусмысленно продемонстрировало, что осуществление суверенных прав Польши и Югославии находится исключительно в руках их революционных органов государственной власти.

Акции СССР подкрепляли усилия новых, народных властей Польши, Югославии в их борьбе за упрочение внешнеполитического положения своих стран.

Для укрепления международных позиций Болгарии и Румынии важное значение имело подписание благодаря Советскому Союзу действительно справедливых соглашений о перемирии, которые позволяли этим странам занять достойное место в борьбе с фашизмом, а также в послевоенном мире.

Большую роль в становлении и укреплении народного строя в странах Центральной и Юго-Восточной Европы играла экономическая помощь СССР. ЦК ВКП(б) и Советское правительство, несмотря на значительные трудности военного времени, сочли возможным выделить для них продовольствие, медикаменты, товары широкого потребления, промышленное оборудование и сырье. Так, во второй половине 1944 г. Советский Союз предоставил населению польских городов 25 тыс. тонн муки. Для детей погибших патриотов выделялись крупа, сахар, сгущенное молоко из расчета на годовую потребность. Восемь советских военных госпиталей оказывали жителям Варшавы бесплатную медицинскую помощь. Для сельского населения из СССР доставлялись товары первой необходимости: керосин, соль, чай, мыло и т. и. В Польшу поступали машины, оборудование и другая техника, а также уголь, нефтепродукты, хлопок, шерсть, кожа. В конце 1944 г. ей был предоставлен советский беспроцентный кредит на сумму 10 млн. рублей.

В ходе боевых действий советские войска стремились по возможности сохранять от разрушения населенные пункты и промышленные предприятия. Удалось, в частности, уберечь Борские рудники в Югославии. В связи с этим уполномоченный НКОЮ по торговле и индустрии 22 ноября 1944 г. писал Маршалу Советского Союза Ф. И. Толбухину: “. пользуясь случаем по поводу приема Борских рудников и плавильных печей от командования 3-го Украинского фронта, хочу выразить теплую благодарность братской Советской Армии за то, что она при занятии этих рудников, имеющих для нас жизненно важное значение, как и всюду в Югославии, отнеслась с особым вниманием и предприняла все меры, обеспечивающие охрану оборудования и всего имущества этого предприятия. Советская Армия не жалела ни трудов, ни жизни лучших сынов своей Родины для освобождения нас от ненавистных оккупантов, защищая при этом подчас ценой тяжелых потерь даже хозяйственные интересы нашей исстрадавшейся страны” .

Читайте также:  Название самой далекой стране

Большую помощь народным властям освобожденных стран оказывали советские военные комендатуры. Они поддерживали твердый порядок в населенных пунктах, содействовали местной администрации в обеспечении нормального функционирования промышленных и торговых предприятий, почты, телеграфа, школ, культурно-просветительных учреждений.

Доблесть и самоотверженность советских воинов в боях против общего врага вызывали у населения освобожденных стран искреннее уважение и любовь к советскому народу, восхищение его победами в строительстве новой жизни, в воспитании нового человека. Годами распространяемая буржуазной пропагандой ложь и дезинформация о Стране Советов постепенно развеивались. Перед освобожденными народами предстал советский воин — воин армии нового типа, патриот и интернационалист, бесстрашный и мужественный, скромный и бескорыстный.

Советское правительство всемерно помогало освобожденным народам и в создании, укреплении и оснащении новых армий, включавшихся в боевые действия против немецко-фашистских захватчиков (таблица 16). Кроме вооружения, показанного в таблице, народным армиям были выделены крупные денежные суммы, транспортные средства, снаряжение и продовольствие. Значительная помощь, главным образом боеприпасами: и горючим, оказывалась болгарской Народной армии и войскам Румынии.

Большую роль в снабжении войск НОАЮ сыграли специальные базы, созданные советским командованием в 1944 г.: в мае — в Калиновке Винницкой области, в июле — в Бари (Италия), в сентябре — в Крайове (Румыния). Здесь сосредоточивались грузы для транспортировки в Югославию по воздуху, а после овладения Белградом — и по железной дороге (с базы Крайова). Отсюда в период с 15 мая по 15 ноября 1944 г. был” произведено 1799 самолето-вылетов, доставлено для НОАЮ 1275,8 тонны грузов и 1173 человека, вывезено с территории Югославии 1760 человек .

Советский Союз передал в оперативное подчинение верховному командованию НОАЮ авиационную группу под командованием генерала А. Н. Витрука в составе 10-й гвардейской штурмовой, 236-й истребительной авиационных дивизий и 9-го района авиационного базирования со всей материальной частью и вооружением, средствами технического и хозяйственного обеспечения. Кроме того, было принято решение о направлении в войска НОАЮ вооружения и снаряжения для оснащения 12 пехотных дивизий .

На территории СССР продолжалось формирование югославских воинских частей — пехотных, танковых и авиационных. Денежные средства и материальные ценности, отпущенные Советским правительством на содержание югославских формирований, на 1 января 1945 г. составили свыше 52 млн. рублей .

Удовлетворяя просьбу главнокомандующего Войском Польским генерала Роля-Жимерского, ГКО 25 июля 1944 г. принял решение о реорганизации Польского штаба партизанского движения в Отдел материально-технического снабжения верховного командования Войска Польского. На этот отдел возлагалась задача снабжения польских партизан. Для него [431] были выделены самолеты, средства связи и автотранспорт. Этим же решением ГКО всем советским партизанским формированиям на территории Польши предписывалось перейти в подчинение верховного командования Войска Польского и оставаться на местах до подхода советских войск.

Таблица 16. Советское вооружение, переданное войскам Польши, Югославии, Чехословакии и Румынии в 1944 г.

Источник

Легендарный СЭВ: как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха

До 1949 года помощь странам Восточной Европы была односторонней: со стороны СССР. Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет. Ущерб от неурожая 1947 года исчисляется 13 млрд ч/с крон. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса.

Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. т пшеницы и 150 тыс. т кукурузы в рамках кредита, который необходимо было вернуть в 1946–1947 годах. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит.

Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. т зерна. В 1947 году Бухарест вновь обратился к Москве с просьбой о помощи, и СССР поставил в Румынию еще 80 тыс. т зерна.

Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. вагонов зерна с доставкой на дом, не требуя взамен никаких гарантий, не требуя золота, а мы не смогли отдать этот долг. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».

Читайте также:  Конституция свободное перемещение товаров по стране

Но не только продовольствием в трудные годы СССР помогал странам Восточной Европы. В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Кроме того, Советский Союз передал Румынии большую часть германского имущества, подлежащего вывозу в СССР в счет репараций.

Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.

Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Через пять лет после смерти Сталина СЭВ стал оформляться в мощную организацию типа ЕЭС, что стоило СССР больших материальных затрат. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства.

Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. При сравнении СЭВ и ЕЭС надо учитывать, что страны Западной Европы не лежали в 1945 году в руинах, как страны Восточной Европы, а также изначально, еще в довоенное время, имели более высокое промышленное развитие, а США имели по сравнению с СССР более широкие возможности для кредитования региона.

Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Промышленное производство Чехословакии после войны составляло около 50% от предвоенного уровня.

Реформы в отношениях со странами – участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше.

В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года.

СССР передавал странам СЭВ не сборку, как это делают западные страны, а полное производство. Даже запасные части на вертолет Ми-2 СССР покупал у Польши. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах.

Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2.

Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Но, главное, указанные факты говорят об огромном вкладе СССР в развитие промышленности и сельского хозяйства стран – членов СЭВ. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей.

К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных (включая пищевые отрасли), транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом.

Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран – членов СЭВ.

По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года) осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959 года) была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем (Прага).

В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран – членов СЭВ еще более углубилось.

Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран – членов СЭВ. Указанная программа развития СЭВ на 20 лет была принята в июле 1971 года на 25-м заседании Сессии СЭВ.

Читайте также:  Описание стран африки флаги

Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975–1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран – членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.

Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением. Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972–1974 годах страны – члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

На долю стран СЭВ приходилось 18,5% территории и 9,4% населения земного шара. Эти 9,4% населения земного шара в 1974 году произвели продукцию, которая составляла одну третью часть (более 33%) мирового производства промышленной продукции. В 1950 году страны СЭВ производили 18% мирового промышленного производства.

Китай и Северная Корея не входили в число стран – членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции.

Только за пять лет, с 1971 по 1975 год, национальный доход стран – членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции – на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства – на 14%.

За 1971–80 годах объем производственного национального дохода увеличился в целом по странам СЭВ на 66%, в Болгарии – на 96%, в Венгрии – на 62%, в ГДР – на 59%, в Монголии – на 81%, в Польше – на 73%, в СССР – на 62%, в ЧССР – на 57%.

В период с 1971 по 1980 год произошло увеличение объема капиталовложений в экономики стран – членов СЭВ на 73%. За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. К примеру, за период с 1971 по 1980 год фонды возросли в Болгарии в 2,2 раза, в Венгрии – в 1,9 раза, в ГДР – в 1,7 раза, в Монголии – в 2,4 раза, в Польше – в 2,2 раза, в Румынии – в 2,9 раза, в СССР – в 2,2 раза, в ЧССР – в 1,8 раза.

В 1980 году доля стран – членов СЭВ в мировом производстве электроэнергии составила 20,8%, в добыче угля – 27,3%, в производстве стали – 29,2%, цемента – 24,5%.

С 1971 года и до середины 1980-х годов, то есть до прихода к власти в СССР Михаила Горбачева, в братских странах СЭВ быстрыми темпами развивалась промышленность. Общий объем изготовленной промышленной продукции повысился более чем на 80%. Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной – в 1,7 раза и химической – в 2,2 раза. Валовая продукция сельского хозяйства в странах СЭВ в целом повысилась в 1980 году на 22% по сравнению с 1970 годом. Доходы рабочих увеличились, в том числе в СССР – на 36%, в Болгарии – на 20%, в Венгрии – на 22%, в Чехословакии – на 23%, и это было реальное их увеличение, так как инфляция практически отсутствовала.

За 1971–1980 годы было возведено более 30 млн квартир, и таким образом более 130 млн человек улучшили свои жилищные условия. Квартиры предоставлялись бесплатно, за исключением сравнительно небольшого количества кооперативного строительства. В Болгарии за этот период было построено 603 тыс. квартир, в ГДР – 1422 тыс., на Кубе – 162 тыс., в Монголии – 32 тыс., в ЧССР – 1 262 тыс. квартир.

Данные факты однозначно указывают на то, что страны СЭВ в темпах экономического развития опережали страны Запада и СЭВ прекратил свое существование не по экономическим причинам. Мнение о том, что СССР и СЭВ развалились по экономическим причинам, навязано нашему обществу Западом.

Протокол о расформировании организации страны – члены СЭВ подписали в Будапеште 28 июня 1991 года на 46-м заседании Сессии СЭВ. И если СССР всячески способствовал производству разнообразных промышленных товаров в странах СЭВ, то Евросоюз с первого дня начал ограничивать количество промышленных товаров, производимых в странах Восточной Европы. Фактически Запад снова превращает восточноевропейскую экономику в аграрно-сырьевую, какой она в основном была до начала Второй мировой войны.

Мнение, выраженное в публикации Леонида Масловского, является его личной позицией и может не совпадать с мнением редакции сайта телеканала «Звезда».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector