Экологические экскурсии как форма экологического образования дошкольников

Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
статья на тему

Статья «Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
progulka_i_ekskursiya_kak_forma_vospitaniya_ekologicheskoy_kultury_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 62 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Воспитатель: Ибрагимова Р.Р.

Экологическое воспитание является одним из направлений психолого-педагогической работы с детьми по освоению образовательной области. Целью экологического воспитания становится формирование человека с новым экологическим мышлением, который будет осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Основные экологические понятия ребёнок усваивает через самые разнообразные формы. Прогулка и экскурсия являются одними из основных форм экологического воспитания дошкольников. Они имеют большое воспитательно-образовательное значение: они предоставляют возможность детям напрямую общаться с природой в разные сезоны, проводить активную детскую деятельность. Планирование и проведение разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.

В дошкольном учреждении используются различные виды прогулок:

1. По месту проведения:

  • на территории участка ДОУ;
  • за пределами территории ДОУ.

2. По содержанию:

  • традиционная, которая включает в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д., подвижные и тихие игры и т. д.);
  • тематическая, состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему;
  • целевая, организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
  • экскурсия, должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы.

Последовательность проведения прогулок зависимости от:

  • от предыдущей деятельности детей;
  • от сезона года;
  • от индивидуально-возрастных особенностей детей;
  • от интересов детей.

Наблюдение – это важный компонент прогулки. Во время прогулок ведутся индивидуальные, групповые и коллективные наблюдения. Важно пробуждать самостоятельную мыслительную деятельность детей, научить их замечать новое, использовать имеющийся опыт.

Также важным компонентом прогулки является трудовая деятельность. Организация труда детей проводится в следующих формах:

  • индивидуальные трудовые поручения (используются во всех возрастных группах детского сада);
  • работа в группах;
  • коллективный труд.

Таким образом, прогулка является замечательной формой воспитания, где взрослые могут постепенно приобщать детей к природе, рассказывать о жизни различных растений и животных. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы.

Еще одной важнейшей формой экологического воспитания является экскурсия.

Экскурсия является одним из видов занятий и основных форм организации работы по экологическому воспитанию, одним из трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии обычно проводятся вне дошкольного учреждения.

Образовательной задачей экскурсии является освоение детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

Структура экскурсии включает:

  • вводную беседу;
  • коллективное наблюдение;
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • сбор материала;
  • игры детей;
  • заключительная часть, во время которой подводится итог экскурсии и напоминается необходимость бережного отношения к природе.

Экскурсии за пределами детского сада проводят начиная со средней группой.

Подготовка воспитателя к экскурсии заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, определения места экскурсии. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Сначала детям сообщается цель экскурсии. Дети должны знать, куда они пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

Работа после экскурсии. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы. Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Список используемой литературы

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» — 2006 г.
  2. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005 г. – 116 с.
  3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 г. – 336с.

Источник

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Наталья Пришвина
Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли,которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница…

Рыжова Н. А в своей книге «Наш дом – природа»пишет: «В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которая проявляется в разных формах. Быстрый рост городов привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышать выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак». «Еще одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели, дошкольникивсе чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение».

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. С первых лет жизни ребенок приучается беречь растения, усваивает правила – не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки. Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника, заготавливая корм для зимующих птиц.В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу. Дошкольники во время экскурсий трудятся вместе с взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа с взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благопри-ятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела. Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка».

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество. Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности).

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. «Природа, есть один из могущественных агентов в воспитании человека, — утверждал К. Д. Ушинский. Самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «. ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений».

Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Воспитатели учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность – все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях,существенные изменения претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошкольника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам.

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В данной статье представлен опыт работы педагога по экологическому воспитанию.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников. Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка.

Консультация на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании ребенка» В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». Бэкон.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Роль дополнительного образования в художественно-эстетическом воспитании дошкольников в детском саду Роль кружка творчества в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Слайд № 1 и слайд №2 Здравствуйте дорогие коллеги! Мы рады.

Роль мордовского фольклора в экологическом развитии дошкольников Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение.

Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик,.

С любовью к природе, или Об экологическом воспитании дошкольников Статья «С любовью к природе». Воспитатель МБДОУ «Соболенок» Морокова Татьяна Константиновна. Какая притягательная сила заключена в том,.

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет.

Источник

Читайте также:  Достопримечательности рядом с хургадой
Оцените статью