Меню

Эффективность таможенной службы страны

Оценка эффективности деятельности таможенных органов

Интеграция России в международные сообщества содействует развитию государственных служб, в частности, таможенных органов. Новые тенденции во внешнеэкономической деятельности указывают путь и стратегию модернизации.

Международные требования к уровню развития таможенных органов:

— наличие развитой инфраструктуры таможенного поста;

— использование информационных технологий в сфере таможенного дела;

— высокое качество правовой базы в соответствии с нормами международного права;

Управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий сотрудников происходит по критериям того, как были соблюдены существующие инструкции, что не позволяет определить эффективность деятельности органов.

Основным показателем деятельности таможенных органов является выполнение плана по сборам обязательных пошлин и платежей в федеральный бюджет, что является в настоящее время недостаточным для оценки деятельности таможенных органов.

Под показателем эффективности в широком смысле понимают количественный коэффициент, характеризующий результат деятельности или успешность движения к поставленной цели.

Под результатом должна пониматься степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат. Государственные контрольные органы в своей оценке опираются на показатель расходов выделенных средств, игнорируя мониторинг результатов.

Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти.

Для всего этого используются всевозможные показатели эффективности. Показатели эффективности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности сотрудников.

Основное направление совершенствования систем показателей эффективности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между показателями для органов власти и для гражданских служащих с установлением тесной взаимосвязи между ними.

В настоящее время наиболее распространённым является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели эффективности, отражающие основные политические или экономические параметры их деятельности.

Одна из самых больших трудностей при построении комплексной системы показателей эффективности деятельности состоит в сложности определения вклада отдельно взятого сотрудника в достигнутый результат. Поэтому для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более чёткие параметры.

Стоит отметить, что показатели эффективности деятельности во многом зависят от внешних факторов, на которые конкретный сотрудник не может оказать значительного влияния, что сказывается на практике оценки конечных результатов.

Исходя из вышесказанного, необходимо сформулировать такие показатели эффективности, которые максимально отражали бы степень вклада сотрудника по отношению к определённому фактору.

Другой проблемой при оценке эффективности деятельности является выбор оптимального количества критериев. В том случае, если их будет слишком много, издержки на мониторинг, включающие сложность оценки, могут превысить общий результат, или, наоборот, при отсутствии достаточного количества показателей может появиться результат «искажающего поведения», когда сотрудники переносят всё внимание на виды деятельности, которые будут подлежать оценке, при этом забывая об остальных должностных обязанностях.

Современное требование — простота таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов, как для таможен, так и для обслуживаемых ею клиентов.

Время оказания таможенных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных органов.

Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов. Например, время оформления грузовой таможенной декларации в конкретной таможне можно сопоставить со средним или лучшим по системе показателем, с фондовооруженностью труда. В целом по системе таможенных органов сокращение неэффективных технологий должно быть следствием уменьшения времени таможенного оформления.

Существуют различные подходы к оценке деятельности таможенных органов, выраженные в количественных показателях. Один из подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как на производственную деятельность по оказанию услуг. В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов (платежей, перечисленных в федеральный бюджет) к общим фондам.

Недостатком такого метода является то, что его можно применять только при прямой зависимости результатов и затрат. Объёмы перечислений зависят от макроэкономических факторов, лежащих за пределами прямого влияния таможни. Например, в условиях кризиса 2008-2010 гг. таможенные платежи упали почти на 30%, но это не означает, что таможенники стали работать хуже.

Аналитические расчеты показывают, что зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава таможенных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей нет.

На самом деле такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенций таможенных органов, так как они не устанавливают и не регулируют эту часть централизованных финансовых ресурсов государства. Тем более такой показатель не может служить оценкой работы отдельной таможни или таможенного поста.

Читайте также:  Ежедневное планирование по теме животные жарких стран

Единое видение таможенной политики, разработка рекомендаций по ее совершенствованию, вопросы планирования и распределения ресурсов, информации и технической поддержки решаются на высших уровнях таможенной системы.

В наиболее приемлемом варианте используется метод сопоставления результата и затрат при оценке внедрения работы инспекционно — досмотровых комплексов на таможенных постах. Результат работы – выявление контрабанды (выражение в денежном эквиваленте — сумме таможенных платежей по виду контрабандного товара). Эффективность работы комплексов можно оценить, соотнеся результаты их работы с затратами на закупку, установку и эксплуатацию. Так же можно определить сроки окупаемости.

Другим подходом является рассмотрение таможенного дела как совокупности государственных функций. В этом случае оценивается эффективность достижения целей и результативность. Этот подход применим, только когда цели и задачи чётко определены.

Одним из показателей эффективности работы таможенного органа (таможенного пункта, таможенного поста, регионального таможенного управления) является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени.

Условием применения такого критерия должно быть совершенствование регионального планирования таможенных платежей, установление обоснованного задания каждому таможенному органу с учетом показателей экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов. Эта задача может решаться разными методами, в том числе и с помощью корреляционно-регрессионных расчетов и составляет предмет деятельности ФТС РФ и РТУ.

Замедляют время оформления необходимых документов, увеличивают таможенные риски и тем самым снижают эффективность деятельности таможенных органов следующие факты:

— ошибки при подаче деклараций;

— ошибки в электронных копиях документов;

— несвоевременное уведомление о направлении товаров;

— несвоевременное подтверждение доставки товаров;

— недосылка копий документов при непоступлении подтверждения о доставке товаров в установленный срок;

— неподтверждение получения документов;

— отсутствие ответов на запросы таможен.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов, как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства, может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущее содержание эффективных средств сбора информации. В некоторых странах, например в Великобритании, полагают, что потребности самих таможенных служб в данных должны согласовываться на уровне международных конвенций.

Приоритет функций таможенной службы меняется в зависимости от уровня экономического развития государства, его стратегии во внешнеэкономической деятельности. По мере продвижения по пути экономических преобразований возрастает роль таможенной службы в выполнении функций регулирования и обеспечения реализации экономических интересов России и ее граждан.

Можно выделить основные элементы, подлежащие оценке эффективности:

— эффективность таможенной политики;

— эффективность таможенного администрирования;

— эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;

— эффективность использования информационных ресурсов;

— эффективность использования материально-технической базы;

— эффективность кадрового состава.

Эффективность таможенной политики позволяет осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства.

Показатель эффективности таможенного администрирования отражает, правильно ли выбраны цели администрирования, пути достижения и качество осуществления таможенной процедуры.

Оценка эффективности использования информационных ресурсовпозволяет сделать вывод о качестве документооборота, его оптимизации при принятии управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.

Оценка эффективности материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от вложений в таможенную систему из средств федерального бюджета.

Оценка эффективности использования кадрового состава должна исходить из сопоставления потребностей и возможности таможенного персонала.

В общую оценку должны войти профессиональные знания, умение организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции.

Пока сохраняется «количественный» подход к оценке эффективности таможенной системы. Если говорить о стратегии развития экономики России, необходимо использование «качественных» критериев оценки таможенной системы и её эффективности. С этой точки зрения, вся система таможенно-тарифного регулирования нуждается в новой методологии, которую настоятельно требует членство России во Всемирной торговой организации.

Источник

Критерии и показатели оценки эффективности таможенного дела

Критерии и показатели оценки эффективности таможенного дела

Ограниченные экономические ресурсы в каждый данный момент развития общества в сочетании с ростом общественных потребностей в таможенных услугах, рост требований к качеству таможенного администрирования требуют повышения экономической эффективности функционирования таможенной системы.

Читайте также:  Apple принимающие страны тнк

Эффективность таможенного дела – вопрос проблемный как в научном, так и в практическом аспектах. Ученые и специалисты формулируют критерии эффективности работы таможенных органов, обосновывают свои позиции, ищут показатели для выражения экономического или социального эффекта. Таможенные органы выполняют несколько функций, таким образом, мы можем говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.

При оценке деятельности органов государственной исполнительной власти шире стали использоваться такие методы, как анализ затраты-выгоды, анализ затрат, с которыми сопряжено получение государственных услуг, изучение сопряженных рисков. В соответствии с законом № 311 – ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» основными критериями оценки деятельности таможенных органов

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Правительство Российской Федерации, исходя из этих основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок, согласно которому оценку эффективности применения мер таможенного администрирования могут давать лица, осуществляющие ввоз (вывоз) товаров в Российскую Федерацию, осуществляющие деятельность в области таможенного дела в целях согласования общественно значимых интересов этих лиц.

Экономическая наука рассматривает эффект деятельности как некий ее результат в сравнении с затратами ресурсов. Критерии оценки деятельности таможенных органовдолжны отвечать следующим требованиям:

— соответствовать функциям (задачами) органа;

— определяться на основе постоянной отчетности;

— показывать, насколько государственные услуги удовлетворяют потребности клиентов, а исполнение функций отвечает установленным регламентам.

Показатели (параметры) оценки эффективности представляют собой количественные и (или) качественные характеристики выполнения функций, соотношения результатов и затрат.

Параметры оценки должны различаться в зависимости от уровня, на котором реализуются цели системы (ФТС РФ, РТУ, таможни и таможенные посты). Нормативными актами ФТС России установлены показатели оценки деятельности для таможенных органов и их структурных подразделений. Некоторые из показателей эффективности деятельности ФТС России приведены в приложении к разделу.

Показатель суммы собираемых таможенных платежей сам по себе нельзя рассматривать в качестве показателя эффективности деятельности таможенной службы в целом и отдельных таможенных органов, зависящего от затрат определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава таможенных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей нет. Объемы взимаемых платежей

не зависят напрямую от работы таможенных органов, а обусловлены внешними факторами.

На самом деле такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов. Тем более приведенные показатели не могут служить оценкой работы отдельной таможни или поста.

Следовательно, одним из показателей эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) является степень исполнения установленного ему планового задания

по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета. Эффективность применения такого критерия во многом зависит от совершенствования регионального планирования таможенных платежей, установления обоснованного расчетного задания каждому таможенному органу с учетом показателей экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов.

Тенденция в мировой торговле к снижению средних ставок таможенного тарифа не уменьшает ответственности таможенных служб за наполнение доходов бюджета в соответствии с национальными особенностями экономик. Это остается важной функцией таможенных служб всех стран.

При оценке эффективности

исполнения фискальной функции необходимо анализировать такие качественные характеристики работы таможенных органов, как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, время оформления необходимых документов.

О качестве работы таможен (постов) можно судить также по тому, как ими соблюдаются таможенные технологии. Так, региональные таможенные управления представляют в ФТС России с разбивкой по таможням сведения о таких видах нарушений технологии контроля, как ошибки в оформлении электронных таможенных документов, несвоевременное уведомление о направлении товаров, несвоевременное подтверждение доставки товаров, неподтверждение получения документов, отсутствие ответов на запросы.

Подобные нарушения в работе по оформлению необходимых документов увеличивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.

Читайте также:  Страны с безвизовым режимом для иностранных граждан

Поскольку задания таможням по перечислению таможенных платежей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием

. Показатель в определенной степени отражает качество планирования и оперативного управления.

В связи с возникновением новых рынков, ростом международной торговли, значительно опережающим рост мирового производства, особенно проявляется международная заинтересованность в упрощении таможенных требований и процедур, а также координации усилий в этих направлениях. Таможня XXI века будет функционировать в компьютеризированной окружающей среде.

Коренные изменения в сфере международной торговли, интеграция государств в экономических и таможенных союзах, развитие торговли с помощью средств электронной техники, использование современных скоростных средств транспорта, увеличение объема торговых операций между транснациональными компаниями привели к изменению взглядов общества на оценочные показатели эффективности (полезности) деятельности таможенной службы. Большее внимание стало обращаться на издержки, связанные с осуществлением таможенного оформления и контроля. Они существенно увеличивают расходы самой таможенной службы и участников ВЭД. Так как государство финансирует таможенную службу из своих доходов, то эти издержки ложатся в основном на налогоплательщиков.

Современное требование – упрощение таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для таможен, так и для обслуживаемых ею участников ВЭД. Время оказания таможенных услуг

является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.

В ходе разработки проектов развития гармонизированной таможни будущего в некоторых развитых странах выдвигаются идеи о возможности передачи частному сектору некоторых функций, которые могут, по их мнению, выполняться более эффективно и с меньшими издержками (лабораторный анализ, проведение платежей и налогов в банках).

Таможенная служба формирует информационный ресурс для правительства и деловых кругов. Совершенствование структуры информационного обеспечения, поиск лучших источников информации могут оптимизировать направления таможенного контроля и используемых с этой целью ресурсы. Полнота информации, ее состав, время поступления – все это важные факторы принятия рациональных решений в области таможенной политики.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства, может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора информации. При этом некоторые страны, например, Великобритания, полагают, что потребности самих таможенных служб в информации должны согласовываться на уровне международных конвенций.

Уменьшение таможенных тарифов как тенденция в мировой торговле не снижает, а усиливает значимость поступления информации таможенным органам в необходимом объеме для эффективного контроля за контрабандой и движением финансов на границе государств, систематизации данных по международной торговле.

Либерализация мировой торговли обострила для таможенных служб проблему предотвращения и борьбы с торговым мошенничеством, контрабандой наркотиков, оружия и других товаров, запрещенных или ограниченных для ввоза (вывоза). В связи с этим при реформировании таможенных служб предусматривается усиление и расширение их правоохранительных функций, увеличение доли ресурсов для их реализации. Выполнение таможнями этих функций является важной составляющей оценки эффективности (общественной полезности) их деятельности. Эффективная борьба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения – цели таможенного контроля.

Эффект противодействия преступлениям выражается в показателях о количестве фактов пресечения контрабанды оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств, изъятых предметов контрабанды, сильнодействующих лекарственных веществ, наркотических средств, сумме предотвращенного ущерба государства от возможных противоправных действий, количестве возбужденных и выигранных дел по фактам нарушения таможенного законодательства.

Таможенная служба должна быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной экономики. Правительства разных стран оценивают эффективность работы таможенной службы не только с точки зрения сокращения расходов на ее деятельность, но и с позиции вклада в экономику государства. Одним из аспектов этого вопроса и является оценка издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций, так как эти издержки, включенные предпринимателем в издержки производства и реализации товаров, услуг снижают конкурентоспособность национальной продукции. Неэффективное таможенное администрирование может способствовать нерациональному товародвижению и использованию транспорта, размещению объектов складской инфраструктуры. В этом случае правомерно, на наш взгляд, говорить о косвенном влиянии таможенного дела на экономическое развитие и качество жизни населения.

Источник

Adblock
detector