Меню

Эффект от интеграции стран

Эффекты международной экономической интеграции

Под эффектом международной интеграции понимают конечный результат интеграционного процесса, который оценивается уровнем достижения поставленных целей.

При оценке эффективности интеграционных процессов определяют их влияние на уровень социально-экономического развития стран-участниц либо всего интеграционного объединения с учетом затрат, понесенных на осуществление интеграционных мероприятий, убытков и потерь.

Эффективность интеграционных процессов зависит от:

— уровня интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и т.д.);

— методов осуществления интеграции (интеграция «сверху», основанная на политическом инициировании интеграционного процесса, и интеграция «снизу», основанная на достигнутом значительном уровне реального сотрудничества);

— уровня развития интегрирующихся стран;

— политических предпосылок реального сближения национальных хозяйств и функционирования интеграционного комплекса;

— конъюнктуры мирового и интегрированного рынка группировки и пр.

Оценивать эффективность интеграционных процессов сложно по следующими причинами:

— эффекты интеграции по-разному проявляются во времени, поэтому в определенный момент оценка всегда носит условный характер;

— практически невозможно учесть все выигрыши и потери от интеграции, а также прямо оценить все затраты на интеграционные мероприятия;

— достаточно сложно идентифицировать, формализовать и количественно измерить многие эффекты интеграции;

— многие эффекты имеют разноаспектное значение (например, положительные экономические и негативные экологические последствия);

— эффекты интеграции проявляются в определенной иерархии (первичные, вторичные и т.д.), причем группы эффектов более высокого порядка уже не связаны с интеграцией непосредственно;

— может возникать разнонаправленность эффектов интеграции на макро- и микроуровнях (например, либерализация торговли может быть выгодна государству и невыгодна национальным компаниям);

— эффекты интеграции возникают и проявляются на разных стадиях развития интеграционного процесса, поэтому возможен их двойной учет.

В зависимости от сфер возникновения и объекта влияния выделяют следующие эффекты международной интеграции:

1. «эффект торговли» — в процессе интеграции образуется единый (интегрированный) рынок, функционирование которого основано на унифицированных правилах; предполагает проведение согласованной государственной политики в области торговли (внутренней и внешней), происходит снижение торговых издержек, перераспределение торговых потоков, изменяются объемы и структура международной торговли (внутри группировки и с третьими странами);

2. «инвестиционный эффект» — интеграция ведет к перераспределению капитала в рамках группировки, что связано с активизацией международного инвестирования; согласовывается государственная инвестиционная политика, обеспечивается объединение финансовых рынков; происходит перераспределение инвестиционных потоков, изменяются объемы и структура международных инвестиций;

3. «производственный эффект» — интеграция стимулирует углубление общественного (в том числе международного) разделения труда, обеспечивает структурные изменения в производственном секторе стран (отраслевые, географические), облегчает и инициирует технологические изменения; стимулирует развитие производительных сил, повышение конкурентоспособности промышленности и повышение производительности труда;

4. «ценовой эффект» — интеграция приводит к изменению уровня цен и преобразованию механизмов ценообразования, ценовые изменения связаны с межгосударственной координацией внутреннего рынка группировки и общими механизмами его регулирования;

5. «эффект потребления» — происходит изменение объемов и структуры потребления (производственного и конечного), потребители получают доступ к более широкой номенклатуре товаров и возможность переориентировать свои предпочтения на производителей с менее высокими ценами за счет обострения ценовой конкуренции;

6. «эффект конкуренции» — интеграция ведет к формированию новой конкурентной среды, распространенной на более широкое рыночное пространство с большим числом участников рынка, изменяется государственная политика в области конкуренции, преобразовываются барьеры вхождения на отраслевые рынки, потенциал рынка и барьеры мобильности;

7. «социальный эффект» — интеграция приводит к изменению социальных стандартов и благосостояния населения, в частности к изменению уровня занятости и заработной платы, преобразованию систем образования и здравоохранения;

8. «политический эффект» — интеграция приводит к согласованию и изменению политических курсов, изменению модели и качества государственного регулирования, политической стратегии страны/стран.

Интеграционные процессы могут привести к отрицательным эффектам. Их возникновение связано с тем, что в условиях международной интеграции происходит:

— регулирование определенных видов деятельности, процессов и явлений;

— трансформация экономических, производственных, политических и других систем как следствие развития международного сотрудничества;

— распределение и перераспределение экономических ресурсов за счет их мобильности;

— формирование единого экономического пространства.

В соответствии с теорией канадского ученого Дж. Вайнера, в результате создания таможенного союза в экономике возникают два типа эффектов:

статические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;

динамические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.

Создание торговли (trade creation) — переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Отклонение торговли (trade diversion) — переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Теория «второго лучшего» (theory “of the second best”), предложенная английским экономистом Дж. Мидом в 1955 году, гласит: помимо свободы торговли, безусловно ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.

В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание новых технологий и пр. В результате интеграции страны-участницы начинают использовать преимущества экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

Источник

Причины и преимущества международной экономической интеграции

Цель. Рассмотреть причины, приводящие к участию страны в международной экономической интеграции.

– глобализация хозяйственной жизни;

– углубление международного разделения труда;

– общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

– повышение открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены. Причины интеграционных процессов чрезвычайно многообразны, и различные исследователи выделяют разные их группы. Вот один их возможных комплексов подобных причин, с привязкой к экономико-технологическому развитию общества:

– возрастание масштабов производства;

– распространение новых технологий;

– развитие ТНК, МНК;

– увеличивающаяся роль международных экономических организаций, фондов;

– создание интеграционных группировок;

– либерализация торговли, других рынков;

– достижения в информационных технологиях (управлять можно из другого региона).

Если проанализировать всю теоретическую информацию, обосновывающую экономическую интеграцию, и соотнести ее с имеющимися данными по влиянию на экономику отдельных государств и регионов, то можно выделить следующие черты, характеризующие МЭИ.

1) увеличение размеров рынка — эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия;

Читайте также:  Европейские страны по порядку увеличения

2) возрастает конкуренция между странами;

3) обеспечение лучших условий торговли;

4) расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

5) распространение передовой технологии;

1) для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;

2) олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен;

3) эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации;

– взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

– на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

– необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

1) развитая инфраструктура;

2) наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции – политическая и экономическая база).

– макроэкономический (государственный уровень);

– микроэкономический (межфирменный – ТНК).

Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства – образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США – на американском континенте, Япония и США – в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны – в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона. Продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием НТП (научно-технический прогресс) усиливается предметное, детальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межгосударственном уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.

Фактор, стимулирующий интеграционные процессы – повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:

– глубокая степень взаимопроникновения экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира);

– ослабление или же полная ликвидация ограничений на различные межгосударственные перемещения товаров, капитала, рабочей силы;

– конвертируемость национальных валют

Вывод. Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы. Другая, не менее важная предпосылка – географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу. Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей, и не менее значима в этом отношении может быть общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.

Список использованной литературы:

1. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002

2. Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист, 2006

Источник

Московский государственный университет печати

А. В. Делятицкая

Мировая экономика

Учебное пособие

А. В. Делятицкая
Мировая экономика
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли , в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Другая форма- таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении «третьих стран».

Таможенный союз дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (фирмам) более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новым технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Во-вторых, создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм «третьих стран».

В-третьих, позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание уровней развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения и пр.

Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов связывают с именем канадского ученого Джэкоба Вайнера. В основе анализа лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

статические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;

динамические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.

В результате создания таможенного союза может возникнуть такая ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, производимые за рубежом. Если до создания таможенного союза местные производители находились под защитой импортных пошлин, что делало невыгодным закупку товара за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза зарубежный товар оказался дешевле местного, и потребители стала покупать его из-за рубежа. В результате возник импортный товарный поток, которого раньше не было, и ресурсы стали использоваться более эффективно.

Создание торговли -переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Создание таможенного союза означает предоставление взаимных торговых преференций его членами друг другу, но не другим странам. В результате взаимного устранения таможенных пошлин может возникнуть как эффект создания торговли, так и эффект отклонения торговли, по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции, далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от нее общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно более низким ценам.

Отклонение торговли — переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Помимо рассмотренных эффектов создания торговли и ее отклонения, которые проявляются немедленно после создания интеграционного союза, к числу статических эффектов интеграции можно отнести сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов.

Среди динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товара, стимулирует создание новых технологий. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

Итак, если в результате образования таможенного союза возникает только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают и благосостояние всех стран-как участвующих, так и не участвующих в интеграции — повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих стран однозначно ухудшается, а стран-участниц интеграции либо ухудшается, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой было бы однозначно позитивным.

Предпосылки интеграции следующие:

близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран;

географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран — интеграционному ядру, — ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства;

общность экономических и других проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала;

демонстрационный эффект — в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок;

«эффект домино» — после того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли — НАФТА.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной мировой экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи:

использование преимуществ экономики масштаба;

создание благоприятной внешнеполитической среды;

решение задач торговой политики;

содействие структурной перестройке экономики;

поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

Западноевропейский, наиболее «классический», вариант региональной экономической интеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с 1992 г. — Европейский Союз (ЕС). ЕС образовался из трех интеграционных сообществ — Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50-е годы. Европейский союз, расширив свое членство с 6 до 15 стран, прошел все основные этапы интеграционного процесса. В настоящее время членами ЕС являются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.

Система управления ЕС включает:

Совет министров, или Совет Европейского союза, состоящий из министров государств- членов, обеспечивающий участие входящих в ЕС государств в процессе принятия решений по реализации единой политики ЕС. Голоса различных стран в Совете взвешены по их экономической мощи, и решения принимаются квалифицированным большинством;

Европейский совет (Евросовет) имеет статус форума политического сотрудничества стран — членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств стран — членов ЕС, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС. Он собирается для обсуждения широкого круга политических вопросов; решения принимаются на основе консенсуса;

Комиссия Европейского союза (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету Министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой. Она выполняет финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного). Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм. Комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемых с согласия правительств стран-членов и с одобрения Европейского парламента. Решения принимаются большинством голосов. Срок пребывания в Комиссии — 5 лет. Аппарат Комиссии состоит из нескольких тысяч человек;

Европейский парламент состоит из 626 депутатов, избираемых прямым голосованием граждан в государствах — членах ЕС на 5 лет. Это контролирующий орган, который следит за деятельностью Комиссии и может потребовать отставки сразу всех ее членов путем внесения вотума недоверия. Парламент наделен крупными бюджетными полномочиями; он утверждает бюджет и может отвергнуть его в целом;

Суд ЕС, высший судебный орган, состоит из 15 судей, которым в качестве советников помогают 9 генеральных прокуроров. Суд осуществляет контроль за выполнением договоров в соответствии с правовыми нормами, а также разрешает споры между государствами-членами ЕС, между государствами и органами ЕС, между физическими лицами и фирмами, с одной стороны, и органами ЕС — с другой.

Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения.

ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета определяется Советом и парламентом ЕС и утверждается последним.

Доходная часть бюджета ЕС формируется за счет как собственных финансовых источников (определенная часть отчислений от налога на добавленную стоимость (1,4%), таможенные пошлины, налоги на импорт сельскохозяйственной продукции из «третьих стран» и др.), так и отчислений от ВВП всех входящих в ЕС государств в размере 1,2-1,3% в зависимости от их доли в валовом продукте ЕС.

Что касается расходов бюджета, то они в последнее время распределяются (в %) приблизительно так:

Аграрная политика

Аграрная политика 61
Администрация 4
Региональная политика 14
Погашения и резерв 2
Социальная политика 9
Сотрудничество в целях развития 4
Исследования, энергетика, промышленность 6

Важной составляющей механизма западноевропейской интеграции выступает совместное проведение структурной и региональной политики. Причем наднациональное регулирование применимо в отношении наименее конкурентоспособных отраслей и отсталых регионов.

Наибольших успехов достигли в аграрной политике. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете ЕС. В основе общей аграрной политики лежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратился во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера. Одновременно аграрный рынок ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу товаров с мирового аграрного рынка, который располагает избыточными ресурсами. За счет больших субсидий эта система обеспечила стабилизацию доходов сельскохозяйственных производителей, их соответствие социальным гарантиям работников других сфер экономики.

В 80-е годы были разработаны и стали реализовываться четыре межгосударственные региональные программы по важнейшим отраслевым направлениям: «Стар», предусматривающая создание систем коммуникаций в отсталых районах; «Валорен», направленная на освоение энергетического потенциала этих районов; «Реноваль» и «Резидер», ориентированные на подъем районов с традиционным судостроением и структурную переориентацию районов с развитой черной металлургией (Франция, Италия).

В 1990-1993 гг. вступили в действие еще 10 межгосударственных региональных программ, предусматривающих стимулирование угледобывающих районов, создание сетей электро- и газоснабжения в периферийных регионах, вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах. Срок действия этих программ продлен до 1999 г. с предоставлением дополнительных субсидий структурному фонду.

В настоящее время научно-техническая политика возведена в ранг важнейших приоритетов ЕС. Институты ЕС активно формируют необходимую инфраструктуру и благоприятный инвестиционный климат для компаний, ориентирующихся на совместные действия в области НИОКР, научные и технологические программы, которые отражают общие, а не национальные интересы. Большое значение имеет действующая с 1985 г. независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы «Эврика», открытая и для других стран.

Своеобразно протекает региональный интеграционный процесс между США и Канадой. Прежде всего интеграция в Северной Америке развивается на частно-корпоративной основе, в то время как в Западной Европе это развитие базируется на государственно-корпоративной основе, путем создания наднациональных институтов (отсюда — определение интеграции как институциональной). Основа такой специфики в регионе Северной Америки — высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов двух стран, интегрирующих две национальные экономики Америки и Канады в единый народнохозяйственный комплекс. Здесь давно существует свободный режим движения капиталов между двумя странами, свободная миграция населения — рабочей силы. Поскольку характер и направления интеграции с самого начала определяли мощные американские корпорации и их канадские филиалы, превратившиеся в послевоенные десятилетия в ТНК, они вполне обходились без сложного и громоздкого наднационального механизма, регулирующего интеграционный процесс. Американские корпорации еще с 60-х годов стремились расширить двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, то есть континентальной, за счет «включения» Мексики. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободе торговле было заключено в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде — более 75%, Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.

Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие — асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в разных стартовых условиях. Если Канаде за последние десятилетия удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

Ключевыми моментами соглашения НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются:

ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;

поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

© Центр дистанционного образования МГУП

Источник

Страны мира, путешествия © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector