Меню

Древнейшие государства территории нашей страны

Древнейшие государства территории нашей страны

СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

РАЗДЕЛ 1 . ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

1.1. Народы и древнейшие государства на территории России

История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя, ремесла и производства. О племенах и народах, обитавших на Восточно-Европейской равнине в древности, мы можем судить по археологическим памятникам, по этнографическим исследованиям, по топонимике (по дошедшим до нас географическим названиям), по сохранившимся письменным источникам.

1. Первые обитатели периода бронзового века – киммерийцы. О них известно из сочинений древнегреческих историков, клинописных текстов Древнего Востока и Библии. По свидетельству Геродота это был сильный союз племен, заселявших степи северного Причерноморья и Крым. Принадлежали, скорее всего, к адыго-абхазской языковой группе.

2. С VII в. до н.э. началась греческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья. Древние греки основывали свои города и колонии в устьях рек, на побережье, в бухтах. Греческие города в Крыму – Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагрия – это центры торговли. Около 480 г. до н.э. греческие колонии на Керченском и Таманском полуострове объединяются в Боспорское царство со столицей Пантикапей (Керчь). Царство стало важнейшим экспортером в Грецию и Малую Азию хлеба, рыбы, скота, рабов. Период расцвета греческих городов приходится на IV – III вв. до н.э. Многочисленные остатки их материальной культуры, сохранились в Эрмитаже.

3. Среди народов, населявших Причерноморские степи, особое место историки отводят скифам. Они пришли из Азии, расселились на берегах Черного моря, позднее заняли Среднее и Южное Приднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. У них было развито скотоводство, земледелие и ремесло. Торговали с греками. От них до нас дошли погребальные памятники – скифские курганы. По антропологическому типу принадлежали не к азиатскому типу (как долго считали), а к европейской группе. А. Блок в поэме «Скифы» ошибочно называл их: «азиаты с раскосыми и жадными очами».

4. К началу новой эры в Южной Руси появляются сарматы – непримиримые соперники скифов. О них известно очень мало, кроме того, что в войне со скифами победили и заняли их земли. По языку принадлежали к иранской группе. Позднее уступили место другим пришлым племенам. Их потомками этнографы считают современных осетин.

5. Примерно в одно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов. В IV в. н.э. вождь готов образовывает первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его состав входили и некоторые народы Восточной Европы – эсты, мери, мордва, венеды (так в начале нашей эры называли славян). Государство просуществовало недолго и пало под ударами гуннов.

6. Массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. н.э. дало толчок так называемому Великому переселению народов. Они кочевали между Волгой и Дунаем. Образовали обширное, но непрочное государство. Наибольшее могущество достигли при Аттиле. Ворвались в Европу. После его смерти из-за междоусобиц и восстаний подчиненных народов государство распалось, а сами гунны были отброшены за Днепр. В памяти европейских народов остались «племенем, превосходящим всякую меру дикости».

7. В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары. Они заняли южные области восточных славян. Совершали набеги на Византию, на германские племена. В начале Х в. были покорены венграми и исчезли с исторической сцены. По-другому их называли «обры». Русский летописец с удовлетворением записал, что вскоре авары «погибоша вся», а на Руси стали говорить «погибоша яка обре».

8. Хазары. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Только это и знаем о них? Они приходят в VII в. также из Азии. Кочевые племена. Образуют самое крупное государство того времени в Восточной Европе – Хазарский каганат (включавший Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область). Одна из могущественнейших держав. На несколько столетий – опасный сосед восточных славян. В Х в. каганат разгромлен русской ратью. С его падением движение народов с Востока усиливается. В южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы, а позднее татары.

Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники держались черноморских степей, не заходя на север, в лесные пространства. Восточные славяне в течение многих веков вели с кочевниками постоянные войны.

Источник

История. 6 класс

Конспект урока

История, 6 класс

Урок 16. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению народов и государств, проживавших на территории нашей страны в древности.

Каменный век – древнейший период в истории человечества (приблизительно свыше 2 млн – 6 тыс. лет назад), когда орудия и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

Присваивающее хозяйство – это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества.

Государство – это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Народ (народность) – это большая группа людей, живущая на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой и традициями.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др.; под редакцией Академика РАН А.В. Торкунова – М.: Просвещение.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории. Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История многочисленных народов, населяющих территорию нашей страны, является составной частью истории России. Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации. Восстановить ход минувших событий помогают исторические источники: летописи, археологические находки.

Летописи содержат сведения о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, об их отношении между собой и с другими народами. В ткань повествования вплетались различные предания, тексты договоров и законов и прочие документы, многие из которых дошли до нас только в летописном изложении. Но летописи не могут дать полной картины была, нравов, обычаев.

Археологи изучают прошлое по памятникам материальной культуры: орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребения и т. д. На помощь учёным приходят лингвистика – наука о языке, фольклористика – наука, изучающая народное творчество.

Древнейшие люди начали заселять террарию нашей страны с незапамятных времён. Ещё недавно считалось, что они появились примерно 700 тыс. лет назад на Северном Кавказе, где был тёплый, мягкий климат, богатый растительный и животный мир. Однако археологические открытия последних десятилетий заставили уточнить эту датировку. Не так давно в центральном Дагестане и на Таманском полуострове были обнаружены следы пребывания древнего человека, возраст которых от 500 тыс. до 1 млн лет.

Читайте также:  Налоги ндфл по странам

Как же первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России? Какие орудия труда они использовали? Как было организовано их общество? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Первые люди, заселившие территорию современной России, занимались собирательством и охотой. Такой тип хозяйства древних людей называют «присваивающим». Люди умели поддерживать огонь, но не умели его добывать. Их орудия труда были примитивными и изготавливались из дерева, кости и камня. Этот исторический период называют «каменным веком». Он включает в себя три периода: палеолит, мезолит и неолит.

Изучение древнейших стоянок (в Денисовой пещере (Алтай); в районе деревни Костёнки, Сунгирь под Владимиром) позволяет реконструировать внешность людей и условия быта того времени.

Постепенно изменялись отношения между людьми. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.

Изменения климата (ледниковый период) значительно повлияли на жизнь и занятия людей. Человек был вынужден приспосабливаться, чтобы выжить. Собирательство сменилось земледелием, зародилось скотоводство. Этот переход человека от присваивающего к производящему хозяйству носит название «неолитическая революция».

Менялся и облик человека. Современный облик человека сформировался около 40 тыс. лет назад.

С течением времени происходили большие перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди, которые управляли своими соплеменниками, хранили у себя значительные запасы продуктов и товаров для обмена. Возникло социальное неравенство.

Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племён. За ними закреплялись определённые территории. Во главе союза становились правители, которые устанавливали свои законы. Невыполнение законов строго каралось.

Все эти изменения приводили к постепенному переходу от первобытнообщинного строя к новой формы организации жизни людей – государству. В процессе отмирания родоплеменных отношений люди, жившие на значительных территориях, перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Происходило становление народности.

Первые государства на территории нашей страны возникли на берегах Чёрного моря. На его северно-восточном побережье греки основали множество городов, которым принадлежала и окрестная территория (города-государства). Самыми крупными были Ольвия, Антикапей, Херсонес. В V в. до н. э. Пантикапей стал столицей Боспорского царства, которое включало в себя Керченский и Таманский полуостров и побережье Азовского моря.

Ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье были скифы. Земля скифов привлекала многих завоевателей. Для того чтобы противостоять захватчикам, скифские племена объединились под руководством вождя самого сильного племени, который стал называться царём. Так образовалось Скифское царство, занимавшее с IV в. до н. э. территорию от Дуная до степной части Крыма.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите виды хозяйственной деятельности человека по соответствующим группам.

Источник

Народы и древнейшие государства на территории России

Восточные славяне в древности

Расселение. Первые упоминания о предках современных славянских народов – венедах – относятся к I веку нашей эры, когда они проживали в Прикарпатье. К V в. славяне оттесняют германские племена за р. Эльбу, выходят к среднему Днепру и начинают колонизацию Балкан. В VII–VIII вв. происходит разделение славян на три группы – западные, южные и восточные. Восточные славяне расселяются по Днепру, до р. Невы и Ладожского озера на севере, на востоке доходили до Дона. Известны славянские поселения и в Крыму.

Занятия восточных славян. Восточные славяне занимались земледелием: в лесных районах – подсечно-огневым, в лесостепной зоне – пашенным. Выращивали рожь, ячмень, просо, пшеницу, овёс. При усадьбах разбивали сады и огороды. Важными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Происходит выделение ремесла. Развивается торговля, чему способствовало возрастание в IX–X вв. роли нового торгового пути из Византии в Северную Европу по Днепру «из варяг в греки», заменившего Волжский торговый путь «из варяг в арабы».

Общественный строй. С середины I тысячелетия н.э. у восточных славян начинается процесс разрушения родовых связей, вызванный развитием хозяйства. Усовершенствование орудий труда и техники обработки земли (появление плужного земледелия), переход к стойловому содержанию скота позволили отдельным семьям самостоятельно вести хозяйство. Родовая община заменяется соседской. К VIII в. складываются военно-политические союзы племён с «военной демократией» как формой общественных отношений. Разрушение родовой общины сопровождалось имущественным и социальным расслоением населения. Формируется родовая знать.

Мировоззрение. Мировоззрение восточных славян было мифологичным. Жизнь человека и всей окружающей природы подчинялись законам, установленным предками по воле богов. Славяне были язычниками. Существовало два основных культа – культ видимой природы и культ предков. Весь окружающий мир был населён богами:
Хорс – бог солнца;
Дажьбог – бог плодородия, солнечного света и живительной силы, дед славян, сын Сварога;
Сварог – бог-кузнец, одна из сторон Рода, владевший светом, огнём и эфиром, бог-творец и законодатель, отец Дажьбога;
Перун – бог грозы, грома и молний;
Стрибог – бог ветра;
Макошь (Мокошь) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем;
Велес (Волос) – бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна, принимал обличье медведя и считался покровителем хорошей охоты;
Лада – богиня любви и брака;
Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие;
Леший – хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц;
Водяной – хозяин водных пространств.
О благополучии человека заботился его предок – Чур (Щур, Пращур). Род воплощал единство рода, а его дочери Рожаницы – Небесные Хозяйки Мира. Едва ребёнок появляется на свет, в небе загорается его звезда – она и есть рожаница.

Создание древнерусского государства

Образование государства – процесс длительный и закономерный. Государство создаётся в результате разложения родоплеменного строя.

Существуют две наиболее распространённые концепции происхождения государства – классовая и договорная.
Согласно классовой концепции государство возникает в период распада родовых отношений в результате появления частной собственности и имущественного и социального неравенства. Государство в этом случае призвано прежде всего защитить частную собственность и привилегии небольшой части населения (знати).
Согласно договорной концепции государство возникает вследствие договора между людьми, когда общество отказывается от части своих прав (самоуправление, организация обороны и т. д.) и передаёт их государственным органам.

Призвание варягов. В VIII–IX вв. у восточных славян сложились племенные союзы, которые возникли прежде всего как военные союзы:
на юге — поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты;
в центральной и северо-восточной части — радимичи, дреговичи, вятичи;
на севере — словене (ильменские), кривичи, полочане.

Образование государства у восточных славян проходило одновременно с процессом обретения независимости – освобождения от власти соседних народов: варягов и хазар. В 862 г. варяги были изгнаны из Новгорода, но не смогли выбрать себе князя. Тогда новгородцы обратились к варягам, к руси: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Княжить в Новгород пришли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора власть полностью перешла к Рюрику.
В 879 г. Рюрик умер, и ввиду малолетства сына Рюрика Игоря новгородским князем стал Олег Вещий, родственник Рюрика.
В 882 г. Олег совершает поход на Киев, убивает княживших там Аскольда и Дира и становится киевским князем, объединив таким образом южный и северный центры восточных славян.
В тот же период в Западной Европе после распада империи Карла Великого (843 г.) создаются Западное (будущая Франция), Среднее (будущая Италия) и Восточное (будущая Германия) королевства, а также Моравское (830 г.), Венгерское (896) и Польское (960 г.) государства.

Читайте также:  Какую страну летописец назвал полуночная земля

Внимание! В исторической литературе нет единства мнений о дате образования Древнерусского государства. Одни историки называют 862-й год, то есть год призвания Рюрика в Новгород, другие – 882-й год, то есть год объединения Новгорода и Киева под властью одного князя – Олега.

Причины создания государства у восточных славян:
общественно-политические – разложение родовых структур, объединение отдельных родов в племена, а племён – в племенные союзы;
социально-экономические – появление частной собственности и имущественного и социального расслоения населения, необходимость для облегчения внешней торговли объединения под властью одного правителя племён, живущих вдоль торгового пути «из варяг в греки»;
внешне-политические – необходимость освобождения от власти соседних народов и государств.

Теории возникновения Древнерусского государства
Краткость изложения в исторических документах событий, связанных с созданием государства у восточных славян, стала причиной многолетних споров и появления различных теорий.
Опираясь на текст «Повести временных лет», Г. З. Байер, А. Л. Шлецер и Г. Ф. Миллер (немецкие учёные, приглашённые на работу в Россию) выдвинули норманнскую теорию, согласно которой Древнерусское государство было создано варягами (норманнами, то есть скандинавами), которых пригласили княжить в Новгород два славянских (словене и кривичи) и два финских (чудь и весь) племени. Название народа и государства Русь – неславянского происхождения. Управляла новым государством династия неславянского происхождения. Одним из доказательств норманнской теории служит преобладание скандинавских имен среди купцов и дружинников, подписавших вместе с князем Олегом договор с греками в 911 г.
Против норманнистов выступил М.В. Ломоносов, теория которого получила название антинорманнской (славянской). Антинорманнисты считают, что восточные славяне в IX в. стояли на более высокой ступени общественного развития, чем «разбойные» скандинавы, и не нуждались в их услугах. Уже в VI–VIII вв. у славян появились крупные суперсоюзы племён: Держава волынян, Куяба (вокруг Киева), Славия (в районе Новгорода), Артания (район современных Рязани и Чернигова) с чертами ранней государственности. Племя русь, из которого приглашён на княжение в Новгород Рюрик, было не скандинавского, а славянского происхождения и проживало в Восточной Пруссии.
Большинство современных историков (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.) придерживаются центристской теории, согласно которой древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов, представители которых в том числе могли занять высокое положение в системе управления нового государства.

Укрепление государства. Политический строй Древней Руси
В IX–X вв. происходит постепенное расширение границ и укрепление княжеской власти в Древней Руси. В 883–885 гг. Олег подчиняет своей власти древлян, северян и радимичей, воюет с уличами и тиверцами. К концу X в. власть киевского князя распространяется на все восточно-славянские племена-княжения. Но фактически она сводится только к уплате дани. Постепенно происходит замена родовых князей на наместников киевского князя, в том числе членов его семьи.
В 945 г. при попытке повторного сбора дани происходит восстание древлян во главе с князем Малом. Князь Игорь был убит. Жена Игоря Ольга после подавления восстания изменяет систему сбора дани: полюдье было заменено повозом, установлены уроки и погосты.
В 972 г. после гибели кн. Святослава происходит первая усобица. Сыновья князя, перед походом посаженные им наместниками в разные города (Ярополк – в Киеве, Олег – у древлян, Владимир – в Новгороде), начинают борьбу за киевский престол. Причина усобиц – сохранение пережитков общинных отношений. Их разложение привело к появлению частной собственности и представлений о наследовании не только имущества, но и политической власти («княжеского стола»). Но в IX – первой половине XI в. отсутствовало представление о старшинстве, то есть о приоритете кого-либо из сыновей при наследовании власти. Все братья имели равные права на «княжеский стол», что приводило к борьбе между ними. Первая усобица длилась 8 лет и закончилась утверждением на киевском престоле Владимира I Святославича.
К моменту смерти в 1015 г. Владимира I в живых было 11 его сыновей. Каждый из братьев и в Киеве, и в княжествах, где они были наместниками, имели свои дружины и сторонников, готовых поддержать их в борьбе за престол. Сидевший в Новгороде Ярослав Мудрый ещё при жизни отца отказался платить Киеву налоги и подчиняться Владимиру. Владимир I собирался в поход на Новгород, но неожиданно умер. Началась новая усобица.
Первыми жертвами борьбы за власть стали кн. Борис и Глеб, убитые Святополком, прозванным за это Окаянным (братоубийца, подобный библейскому Каину). В 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Мудрый. Его борьба с Мстиславом Тмутараканским продолжалась до 1026 г., когда братья подписали соглашение о разделе русских земель по Днепру: Киев и правобережная часть оставались за Ярославом, левобережная часть – за Мстиславом Тмутараканским. Смерть в 1036 г. бездетного тмутараканского князя позволила Ярославу Мудрому восстановить власть Киева над всеми русскими землями.
При Ярославе Мудром был принят древнейший из известных нам закон – «Русская Правда». Стремясь предотвратить усобицы после своей смерти, Ярослав разделил города между сыновьями, передав киевский престол старшему Изяславу, и завещал братьям «жить в любви между собой… запретив им преступать пределы других братьев и сгонять их со стола». Так складывается лествичная система наследования власти: власть в стольном граде Киеве передавалась старшему в роду. Но мир между братьями сохранялся недолго. Вскоре началась новая волна усобиц.
Государство, сложившееся у восточных славян в IX–XI вв., было раннефеодальной монархией. Её основные черты:
– во главе стоял киевский старший князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин;
– управление на местах осуществляли первоначально родовые князь, затем наместники киевского князя, в том числе члены его семьи;
– важную государственную и политическую роль продолжает играть вече;
– взаимоотношения старшего киевского князя с племенными князьями и всем подвластным населением строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.

Внешняя политика. Древнерусское государство находилось в постоянных контактах с соседними государствами и народами. Устанавливались торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения. Войны с соседями и мирная колонизация приводили к расширению границ Древней Руси. Подписание меж- дународных договоров с Византией (907, 911, 941, 944 гг.) поднимало её международный авторитет. Большое значение в укреплении авторитета Древней Руси имело принятие христианства, поставившее Русь в один ряд с большинством европейских государств.
На северном направлении мы наблюдаем преимущественно мирную колонизацию и освоение новых земель, ассимиляцию местных племён.
На восточном направлении русские князья развивают дипломатические и торгово-экономические связи с Волжской Булгарией. Походы кн. Святослава в 964–965 гг. привели к разгрому Хазарского Каганата. Дружиной князя были взяты столица хазар Итиль, крепость Саркел на Дону, ставшая русской крепостью Белая Вежа (Белая Башня), и город Таматарха на Тамани, ставший столицей русского Тмутараканского княжества.
Разгром Хазарского Каганата открыл путь для вторжения в степи Приазовья и Причерноморья номадов-кочевников из Азии. К границам Руси подходят печенеги, а после их разгрома Ярославом Мудрым – половцы. Начинается длительный период борьбы и взаимодействия русских княжеств со степью.
На западном направлении развиваются дипломатические и торгово-экономические связи со странами Западной Европы. Через русские земли осуществляла торговые связи с Северной Европой Византия. Большое значение для экономики Древней Руси имели торговый путь «из варяг в греки» и установление контроля над волжским торговым путём. Заключались династические браки: сын убитого Владимиром I Ярополка кн. Святополк был женат на дочери польского короля, дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала женой французского короля.
На южном направлении развиваются экономические, политические и культурные связи с Византией. Успешные походы Олега Вещего в 907 и 911 гг. позволили киевскому князю заключить выгодные договоры,
определявшие:
– порядок выкупа пленных;
– наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии;
– правила ведения судебного процесса и наследования;
дававшие:
– наиболее благоприятные условия торговли для русских и греков: русские купцы получили право свободной и беспошлинной торговли в Византии;
изменявшие:
– береговое право: вместо захвата владельцем прибрежной земли выброшенного на берег судна и его имущества местные жители обязывались оказывать помощь в спасении терпящего бедствие судна и товаров.

Читайте также:  Вооружении странах центральной восточной европы

Внимание! Среди исследователей нет единства мнений о количестве договоров, заключённых Олегом с Византией. Часть историков считает, что договор был заключён только в 911 г. Помещённый в летописи текст договора 907 г. является лишь пересказом договора 911 г., а не самостоятельным соглашением Олега с греками.

Договор 944 г., заключённый после неудачного похода дружины кн. Игоря,
– обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты;
– вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза ценных тканей, месте и продолжительности пребывания в столице Византии Константинополе, порядке посещения её торговых районов и т. д.
Кроме того, Русь и Византия согласились помогать друг другу военными силами. Византийские императоры неоднократно обращались к киевским князьям за военной помощью.
Договор 971 г., заключённый с имп. Иоанном Цимисхием после неудачного похода кн. Святослава Игоревича в Болгарию, содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию.
Святослав Игоревич остался в истории как князь-воин. «…Легко ходил в походах, как пардус (т.е. гепард), и много воевал, – писал о нём летописец. – В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов… Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вы идти»». Много времени Святослав проводил в походах, надолго покидая Киев. Во время нападения печенегов на Киев в 968 г. современник укорял Святослава: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул… Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»
Расширяя территорию своего государства, Святослав хотел также перенести столицу в Переяславль на Дунае. Но добиться этого во время похода 971 г. кн. Святославу не удалось. Весной 972 г. во время возвращения в Киев княжеская дружина была перехвачена печенегами у днепровских порогов. Кн. Святослав погиб.
Киевские князья, стремясь укрепить авторитет Руси, заключали династические браки с византийскими императорскими домами. Сестра императоров Василия и Константина Анна стала женой Владимира I. Мирный договор 1046–47 гг. был скреплён браком Марии, родственницы Константина IX Мономаха, с сыном Ярослава Мудрого Всеволодом.

Культура Древней Руси

Культура каждого исторического этапа складывается:
– из культурных достижений предшествующих поколений;
– вклада живущих поколений;
– заимствований из культур других народов и стран.

Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой, рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением различных изделий из дерева. О большом количестве городов свидетельствует скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное народное творчество было связано с языческой религией и бытом славян. Зарождается письменность – четы и резы.


Крещение Руси. Стремясь обеспечить духовное единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов, главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата. Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная легенда рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский католицизм и византийское православие. Выбор князя остановился на православии. В 988 г., по одним данным, в Корсуни (Херсонесе), в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
Причины принятия христианства:
– наиболее тесные экономические, политические и культурные связи у древнерусского государства были с Византией;
– принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых операций с Византией и христианскими государствами Европы;
– восточные славяне и киевские князья давно были знакомы с христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение кн. Ольга. Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также были христианами.
Крещение восточных славян привело к значительным изменениям в их культуре.
Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг и светских сочинений. Древнейшая из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие». По указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая на Руси библиотека.
Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты, поучения и послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие и погублении. Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора, «Палея Толковая», в которой впервые формулировались идеологические постулаты русичей, и др.
В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном, Нестором и Сильвестром создаются первые русские летописи.
Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты, написанные представителями разных социальных слоёв.
Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания. Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула» и др.
С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове (1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.).
Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика), станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской Софии сохранилась фреска с изображением музыкантов.

В целом для русской средневековой культуры IX–XII вв. характерен традиционализм, основными чертами которого являются:
– господство религиозного мировоззрения;
– накопление знаний;
– общая замедленность темпов культурного развития;
– влияние европейской культуры.

Источник

Adblock
detector