Меню

Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используют показатели

3.3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов

Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал,представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических, квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.

Трудовые ресурсы регионаэто часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.

Фактически к трудовым ресурсам относятся:

население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины – от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны IиIIгрупп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);

население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Трудовые ресурсы как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:

образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним специальным и высшим образованием;

профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;

половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;

социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей – руководители высшего, среднего, низшего звена).

Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:

а) общая численность трудовых ресурсов;

б) среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;

в) уровень занятости населения;

г) состав работающих по полу и возрасту;

д) отраслевая структура занятости населения;

е) уровень образования и профессиональная подготовка кадров.

Государственное регулирование трудового потенциала региона– неотъемлемая составная часть механизма регионального управления. Оно охватывает демографический, социальный и экономический аспекты объекта регулирования, его воспроизводственный цикл – формирование, распределение и использование. Необходимо отметить, что рыночный механизм принципиально не способен решить проблемы занятости (безработицы), поэтому рыночные силы и государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала объективно призваны дополнять друг друга. Система государственного регулирования рынка труда представляет собой совокупность конкретных законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, которые базируются на рыночных отношениях.

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач:

обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в целом по республике, в отдельных областях и районах;

достижение рациональной занятости населения, то есть создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе;

обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;

рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).

Государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала осуществляется по следующим основным направлениям: прогнозирование и планирование демографического развития, трудовых ресурсов и рынка труда; регулирования занятости; социальная защита населения.

Система государственного регулирования трудового потенциала основывается на учете и использовании политических, социальных, экономических и правовых факторов. Она предполагает использование прямых(административных) икосвенных(экономических) методов управления. Кпрямым методам регулированияотносятся такие воздействия на трудовой потенциал регионов, которые непосредственно определяют его состояние через деятельность специальных фондов и разработку программ содействия занятости, создание соответствующих нормативных актов, тарифно-квалификационных систем, систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирования заработной платы.Косвенные(экономические)методыизменяют мотивацию (заинтересованность) хозяйствующих субъектов в развитии трудовых ресурсов региона и реализуются посредством налоговой, кредитной системы, индикативного планирования.

В свою очередь всю совокупность мер государственного воздействия на уровень занятости (безработицы) можно разделить на две группы: активныеипассивные.Активные мерынепосредственно направлены на разрешение проблемы безработицы и повышение уровня занятости (создание рабочих мест, субсидирование, льготное налогообложение, организация общественных работ, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантированный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.п.). Наряду с вышеперечисленными мерами, неправлеными на увеличение спроса на рабочую силу, активные меры государственного регулирования трудового потенциала включают в себя воздействия, нацеленные на сокращение предложения рабочей силы (увеличение продолжительности обучения в школе, отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и т.п.). Кпассивным методамгосударственного регулирования рынка труда относятся ассигнования на выплату пособий по безработице и частичному возмещению, безработным их потерь в доходах.

Читайте также:  Страны обладающие высокими запасами нефти

Источник

Развитие трудовых ресуросов в регионе

Тема 1

1. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов

Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал , представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических, квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.

Трудовые ресурсы регионаэто часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.

Фактически к трудовым ресурсам относятся:

  • население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины – от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны IиIIгрупп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);
  • население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Трудовые ресурсы как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:

  • образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним специальным и высшим образованием;
  • профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;
  • половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;
  • социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей – руководители высшего, среднего, низшего звена).

Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:

а) общая численность трудовых ресурсов;

б) среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;

в) уровень занятости населения;

г) состав работающих по полу и возрасту;

д) отраслевая структура занятости населения;

е) уровень образования и профессиональная подготовка кадров.

Государственное регулирование трудового потенциала региона– неотъемлемая составная часть механизма регионального управления. Оно охватывает демографический, социальный и экономический аспекты объекта регулирования, его воспроизводственный цикл – формирование, распределение и использование. Необходимо отметить, что рыночный механизм принципиально не способен решить проблемы занятости (безработицы), поэтому рыночные силы и государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала объективно призваны дополнять друг друга. Система государственного регулирования рынка труда представляет собой совокупность конкретных законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, которые базируются на рыночных отношениях.

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач:

  • обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в целом по республике, в отдельных областях и районах;
  • достижение рациональной занятости населения, то есть создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе;
  • обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;
  • рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).

Государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала осуществляется по следующим основным направлениям: прогнозирование и планирование демографического развития, трудовых ресурсов и рынка труда; регулирования занятости; социальная защита населения.

Система государственного регулирования трудового потенциала основывается на учете и использовании политических, социальных, экономических и правовых факторов. Она предполагает использование прямых(административных) икосвенных(экономических) методов управления. Кпрямым методам регулированияотносятся такие воздействия на трудовой потенциал регионов, которые непосредственно определяют его состояние через деятельность специальных фондов и разработку программ содействия занятости, создание соответствующих нормативных актов, тарифно-квалификационных систем, систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирования заработной платы.Косвенные(экономические)методыизменяют мотивацию (заинтересованность) хозяйствующих субъектов в развитии трудовых ресурсов региона и реализуются посредством налоговой, кредитной системы, индикативного планирования.

В свою очередь всю совокупность мер государственного воздействия на уровень занятости (безработицы) можно разделить на две группы: активныеипассивные.Активные мерынепосредственно направлены на разрешение проблемы безработицы и повышение уровня занятости (создание рабочих мест, субсидирование, льготное налогообложение, организация общественных работ, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантированный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.п.). Наряду с вышеперечисленными мерами, неправлеными на увеличение спроса на рабочую силу, активные меры государственного регулирования трудового потенциала включают в себя воздействия, нацеленные на сокращение предложения рабочей силы (увеличение продолжительности обучения в школе, отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и т.п.). Кпассивным методамгосударственного регулирования рынка труда относятся ассигнования на выплату пособий по безработице и частичному возмещению, безработным их потерь в доходах.

Читайте также:  План счетов разных стран

Источник

Трудовые ресурсы региона

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 5089 раз

Библиографическое описание:

Шакирова, А. И. Трудовые ресурсы региона / А. И. Шакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 477-479. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7006/ (дата обращения: 27.04.2021).

Статья посвящена управлению трудовыми ресурсами региона с учетом развития и модели управления трудовыми ресурсами в современных условиях.

Трудовые ресурсы — это основной фактор производства. Трудовые ресурсы региона — это часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу. В каждом регионе экономический рост зависит от трудового потенциала, а также от эффективного его использования.

Развитие экономики региона и управление также зависит и от величины применения ресурсного потенциала. Под ресурсным потенциалом региона понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.

Послекризисные явления в экономике привели к неблагополучной демографической ситуации в регионах. Постепенно естественный прирост населения снижается. В рыночной экономике спрос и предложение рабочей силы различных специальностей и квалификации формируются на Региональных рынках труда.

Существует трактовка понятия ресурсного потенциала региона как совокупности реализуемых и нереализуемых возможностей результативного и продуктивного использования ресурсов территории в целях удовлетворения многообразных общественных потребностей. Исходя из этого, следует учитывать не только количество, но и качество трудовых ресурсов.

Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал, представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются обшей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.

Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население — та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться.

Трудоспособное население выступает как часть населения, ограниченная определенными возрастными границами. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физическими особенностями развития человека.

В современных условиях развития регионов Российской Федерации важнейшим инструментом модернизации экономики являются инвестиционные проекты, а также создание новых современных рабочих мест. Затрудняет этот процесс дисбаланс в трудовых ресурсах регионов. Понятие «трудовые ресурсы» появилось в 20-е гг. XX столетия.

Тогда этот термин использовался в планировании экономики. С середины 1993 г. российская статистика перешла на рекомендованную международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, согласно которой население делится на экономически активное и экономически неактивное.

Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающего физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, необходимыми для участия в регионах

Наделение регионов относительной самостоятельностью, собственными источниками финансовых ресурсов позволяет обозначить четкую роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Существуют факторы, оказывающие влияние на управление трудовыми ресурсами:

Читайте также:  Типы интеграции по уровню экономического развития стран

Для управления трудовыми ресурсами имеют важное значение использование и учет в практической деятельности количественных и качественных изменений в структуре общества, таких как демографическая структура населения; поселенческая; образовательная и профессионально-квалификационная структура и др..

Накопившиеся проблемы в трудовой сфере требует нового подхода к управлению трудовыми ресурсами, которые предусматривают реализацию иных принципов, функций, методов и инструментов.

В условиях рыночной экономики важным элементом регионального управления становится стратегия, которая позволяет на основе предвидения изменений принимать гибкие решения, связанные развитием региона.

Роль в региональном управлении трудно переоценить, поскольку в его рамках реализуется главная задача по формированию четкого образа будущего региона.

При движении к образу будущего перед субъектами ставятся конкретные цели, определяются приоритетные направления и разрабатываются пути достижения намеченных целей.

Управление трудовыми ресурсами рассматривается только на уровне предприятий, аккумулируя в себе новые методы и подходы к управлению персоналом. Особой функцией в рамках управления выступает стратегическое планирование.

В рамках такого планирования персонала уделяется особое внимание вопросам определения долгосрочных потребностей в кадрах той или иной квалификации, выбору форм финансирования образования, разработке программ обучения, с тем чтобы цели организации достигнуты в поставленные сроки. Основным направлением стратегического планирования персонала является готовность к крупным, долгосрочным и дорогостоящим мероприятиям в области подготовки и развития трудового потенциала предприятия.

Программы включают в себя кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты. Данные мероприятия направлены на решение оперативных, тактических и стратегических целей.

В региональном стратегическом управлении необходимо выделить четыре основные фазы:

1) неструктурированное реагирование на постоянные изменения во внешней среде;

2) стратегическое планирование будущего развития региона с учетом сильных и слабых сторон;

3) выявление внутреннего потенциала;

4) разработка и реализация различных корректирующих программ.

Развитие экономики и привлечение иностранных инвестиций вызвали увеличение спроса на специалистов самых разных специализаций. Количество создаваемых рабочих мест в рамках инвестиционных проектов растет.

Сопоставимыми темпами создаются рабочие места за счет реализации мелких и средних проектов. Таким образом, общее число рабочих мест, которые возникнут к 2015 г. в экономике будет расти. На первом этапе темпы создания новых рабочих мест за счет крупных инвестиционных проектов планируется на максимальном уровне.

Во многих регионах РФ с середины 1990-х гг. происходит процесс устойчивого сокращения численности населения на фоне его старения. Республика Башкортостан не стала исключением.

В Республике Башкортостан, как и во многих других субъектах Российской Федерации, наблюдается отток населения в Московский регион при отсутствии серьезного миграционного притока.

Выявленный дефицит грозит стать самым серьезным препятствием на пути реализации запланированных инвестиционных проектов в Республике Башкортостан. Уже в ближайшие годы регион вступит в жесткую конкурентную борьбу за трудовые ресурсы.

Необходимо изменять подходы к управлению трудовыми ресурсами на региональном уровне, в первую очередь за счет активного ввода стратегической компоненты в управленческую деятельность. Стратегическое управление представляет собой комплекс различных проектов и программ для достижения долгосрочных результатов в перспективе на 10–15 лет.

В процессе реализации Стратегии управления трудовыми ресурсами ключевым фактором должны стать достижение и сохранение в перспективе баланса между нарастающим спросом и предложением трудовых ресурсов как по количественным, так и качественным их характеристикам.

Базовым условием реализации этой цели является достижение конкурентоспособности региона на рынке труда Российской Федерации.

Конкурентоспособность региона определяется его способностью привлекать бизнес и население. В Республике Башкортостан достаточно успешно происходит привлечение бизнес-инвесторов, однако процесс привлечения населения из других регионов и стран, а главное, сохранение на территории региона проживающего населения нельзя назвать столь успешными.

Многие регионы только вступают на путь модернизационного развития. Рассмотренные проблемы в перспективе приведут к аналогичным последствиям на региональных рынках труда. Пример Республики Башкортостан с этой точки зрения является передовым. Построение именно стратегической модели управления позволит поставить долговременные цели с учетом имеющихся ресурсов и ограничений.

1. Кибанов А. Я. Митрофанова Е. А. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Корнейчук Б. В. Экономика труда: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007.

3. Экономика труда (социально-трудовые отношения): Учеб. / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2009.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector