Меню

Для макроэкономических расчетов страны с рыночной экономикой используют систему национальных счетов

Макроэкономика: конспект лекций.

Тема 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Система национальных счетов. Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (полное название: система счетов национального продукта и дохода). Система национальных счетов была разработана в конце 1920-х гг. группой американских ученых, сотрудников Национального бюро экономических исследований, под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца.

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики, предпринимались в разных странах еще в годы Первой мировой войны; тогда это делалось с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие эти стремления получили в середине 1920-х гг. в период бурного подъема экономики развитых стран (так называемый период процветания). Их целью было прогнозирование тенденций экономического развития. Причем исследования проводились не только в специально созданной в начале 1920-х гг. в США частной организации – Национальном бюро экономических исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла (что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей). Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во всероссийском (а впоследствии всесоюзном) Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции.

В октябре 1929 г. разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому краху, или Великой депрессии 1929–1933 гг. В связи с этим уже в начале 1930 г. конгресс США принял постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана.

После Второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в системе национальных счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987 г.

Система национальных счетов (СНС) – это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.

СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства) – валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода – национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

До конца 1980-х гг. основным показателем, характеризующим совокупный объем производства, был показатель ВНП. В современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета ВНП из-за того, что национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал ВВП.

Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны с помощью как национальных (принадлежащих гражданам страны), так и иностранных (принадлежащих иностранцам) факторов производства в течение одного года. Разберем данное определение подробно, концентрируя внимание отдельно на каждом его слове.

1. Совокупная: ВВП – это агрегированный показатель, характеризующий весь объем производства, совокупный выпуск.

2. Рыночная: в стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т. е. те, которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВВП не включаются: а) труд на себя (когда человек сам себе строит дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру; мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль; парикмахер делает себе прическу и т. п.); б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу в починке забора, приятелю в производстве ремонта, знакомому, чтобы довезти его до аэропорта, и др.); в) стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой.

Что касается последней, то, хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых, однако, укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх необходимого для обеспечения официального производства и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

Читайте также:  Основные демографические проблемы развивающихся стран

3. Стоимость: ВВП измеряет национальный объем производства в денежном выражении, т. е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно «сложить» яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, СD-плейерами, пепси-колой и т. д. Деньги служат всеобщим эквивалентом стоимости всех товаров, единым измерителем, позволяющим оценить ценность всех разнообразных видов товаров и услуг.

4. Конечных: вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечной называется продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное и вложенное в чизбургер, – промежуточным, так как будет подвергнуто переработке в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом.

В ВВП включается только стоимость конечной продукции, с тем чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Подсчет стоимости конечной продукции поэтому ведется по добавленной стоимости. Рассмотрим это на примере (табл. 1).

Предположим, что фермер вырастил зерно и продал его за 5 долл. мельнику, который смолол зерно в муку. Мельник за 8 долл. продал муку пекарю, который сделал из нее тесто и испек хлеб. Выпечку пекарь за 17 долл. продал булочнику, а тот продал хлеб покупателю за 25 долл. Зерно для мельника, мука для пекаря, выпечка для булочника являются промежуточной продукцией, а хлеб, который булочник продал покупателю, – конечной продукцией.

Источник

Макроэкономика,основные макроэкономические показатели и система национальных счетов.

Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру обществен-ного продукта , эффективность экономики в целом.

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наиболее широко применяются в экономическом анализе два важнейших показателя: валовой продукт и национальный доход. Центральным показателем Системы национальных счетов являетя ВВП (валовой внутренний продукт). В статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель -валовой национальный продукт (ВНП). Оба они отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства-материального производства и услуг; оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал,месяц ). Подсчитываются эти показатели как в текущих (действующих) ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базового года). Разница между ВНП и ВВП в следующем:

-ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку.Это совокупная стои- мость сферы материального производства и сферы услуг,независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны ;

-ВНП-это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).Т.о. ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов (доход наемных рабочих,рентный доход,ссудный %,прибыль корпораций) от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, зарплата граждан,работающих за рубежем ) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД- это вновь созданная за год стоимость, характеризующая ,что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете,в отличие от ВВП , в него не включаются суммы амортизации , косвенных налогов, государственных субсидий .Это — чистый «заработанный доход » общества,этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применения при сопоставительном анализе. В практике различают произведенный и использованный НД. Произведенный НД — это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД-это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий ,ущерба при хранении и тд.) и внешнеторгового сальдо. В рос-

сийской практике до сих пор применяется разбивка на два фонда:

-фонд потребления — это часть НД ,обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование ,оборону и тд. )

-фонд накопления — это часть НД , обеспечивающая производство .

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Для анализа экономических событий, сложныхх озяйственных взаимосвязей необходима система надежных, взаимодополняющих показателей. От степени достоверности и оперативности инфор-

мационных потоков зависит качество управления. Между тем поставляющая информацию ста-

Читайте также:  Валютные курсы стран снг

тистика не всегда способна успешно решить возлагаемые на нее задачи , оправдать запросы и

надежды экономистов, политиков и бизнесменов.

СНС-это система статистических данных о состоянии и динамике экономики (количественная ха-

рактеристика роста или сокращения показателей экономики). СНС, на которую перешла и оте-

чественная статистика, дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том чис-

ле информацию по стандартному набору счетов для всех секторов. Сектора экономики ( предп-

риятия, финансовые учреждения, органы госуд.управления и тд) — совокупность экономических

агентов, занятых одним и тем же видом основной деятельности. Основные виды счетов группи-

руются по конкретным операциям. Каждый счет отражает одну из сторон этой деятельности. В

практике национального счетоводства обычно выделяют следующие основные счета:

СЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА отражает результаты производственной деятельности — затраты, промежу-

точное потребление, производство новой (добавленной) стоимости. Его итог-добавленная стои-

мость в рыночных ценах.

СЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ характеризует процесс образования прибыли, зарплаты, дохо-

дов от собственности , социальных выплат, других доходов.

СЧЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ показывает как доходы распределяются между основными получателями-домашними хозяйствами фирмами,учреждениями,административными структура-

СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ отражает соответсвующий процесс;из располагаемого вало-

вого дохода образуются конечное потребление и валовое накопление.

СЧЕТ КАПИТАЛА содержит показатели сбережения,изменения запасов , амортизация основного капитала, перечисление капитала .

ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образо-

вание сальдо долговых требований и обязательств.

Внедрение в российскую практику СНС потребовало проведения серьезной работы по изменению

состава показателей и методологии их подсчета. Показатели, характеризующие развитие народного

хозяйства России, могут сопоставляться с показателями других стран.

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие и его формирование.

Важнейшим методом исследования экономической теории является метод равновесного анализа. Этот принцип выступает как постулат о равенстве спроса и предложения на товарном рынке. В масштабе всей экономики на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Т.о. в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом важнейшим вопросом является выяснение обстоятельства: обладает ли рыночный механизм , предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости. Существуют классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия, отвечающие на этот вопрос.

Спрос- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором устанавливается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Совокупный спрос— это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются: 1)потребительские расходы, 2) инвестиционные расходы, 3) государственные расходы, 4) чистый экспорт.

Совокупное предложение — отражает объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.

Классическая теория

Представители классического направления — Д.Рикардо, А. Смит, А. Маршалл, А. Пигу и др. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос, т.е.произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, следовательно , достаточен для ее полной реализации. Далее разработалась теория макроэкономического равновесия, объясняющая автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости.Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные в представлении классиков являются гибкими величинами и обеспечивают равновесие на рынке товаров, труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают «расчищение» рынка, так что длительное перепроизводство ( или недопроизводство) оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальные ВВП, заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Т.о., рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным.

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Классическая теория оказалась неспособной дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам. Дать такое объяснение стремился Дж. М Кейнс.

Читайте также:  Флаги стран мира синий желтый синий

Кейнсианская модель

Теория построена на допущении о фиксированных ценах. Она рассматривает экономику в краткосрочном периоде. На этом временном отрезке цены и заработная плата негибки, в частности из-за трудовых коллективных договоров о зарплате, которые не пересматриваются каждый месяц. А зарплата — важнейший элемент издержек производства. Следовательно, при жесткости зарплаты и цен на продукцию фирм общий уровень цен остается неизменным.

Согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии, с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения цен в стране.

1)Кейнс, в отличии от классиков, выдвинул предположение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т.е. максимально возможный уровень выпуска продукции и, соответственно, занятости. 2) Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. 3)Процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений. 4)Полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких категорий как функции потребления и сбережения. И потребление и сбережение являются по кейнсу функцией дохода. Кейнс выдвинул предположение : психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства.

19.Основные цели и формы воздействия государства на рыночный механизм.Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории.Дело в том ,что исходный пункт становления рыночной экономики – её освобождение от удушающих пут государства.Однако с 30 –х гг.20 в.(со времени Великой депрессии)рыночная экономика(из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия социальной эффективности.Основной механизм экономического вмешательства государства – налоги, правительственные закупки,трансферные платежи (перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы.Поэтому рыночная экономика более,чем любая иная ,нуждается в регулировании.Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт,представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели: — минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; — создание правовых,финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; — обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Для достижения названных целей государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. 1) Правовое регулирование(антимонопольное законодательство и дефляционная политика(стабилизация уровня цен)) 2)Финансовое регулирование (налоги, инвестиции,дотации,кредиты,ставки учетного процента,льготы, регулирование цен,

финансирование науки) 3) Государственное предпренимательство (аренда принадлежащих государству природных и производственных ресурсов,коммерциализация деятельности государственных предприятий) 4) Социальное регулирование(гарантия минимума заработной платы,обеспечение занятости,индексация фиксированных доходов)

20. Государственное регулирование макроэкономических процессов. Дерегулирование, сущность, необходимость, основные формы.Гос. регулирование производства материальных благ, состоит в воздействии государства на целесообразное развитие тех или иных отраслей экономики, в выделении инвестиции в инфраструктуру на поддержку предпринимательства, на создание гарантированного рынка сбыта.

Эти меры государства вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция государства и регулирование макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.

1. Чёткое разграничение макро и микро уровней в экономическом процессе.

2. Сосредоточение регулирования на глобальные проблемы, научно-технические, социальное развитие страны.

3. Выработка установок на приоритетность развития отдельных отраслей, звеньев и т.д.

Важное место в системе гос. регулирования занимает социальный блок. В связи с этим государство выступает как гарант соц. защиты

населения, ибо конечный результат развития производства, его соц. итог — богатство и полнота человеческой жизни.

Дерегулирование: государственная собственность, её рост, гос. предпринимательство и активное программирование экономики стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.

В этих условиях началось постепенное свёртывание гос. вмешательства в экономику, т.е. ослабление гос. программирования, предпринимательской деятельности и этот процесс получил название дерегулирование.

Оно имеет множество направлений:

1. Либерализация цен.

2. Либерализация условий вступления в рынок новых конкурентов, активизация условий и продаж.

Источник

Adblock
detector