Пенсионная система в разных странах
Пенсии и пенсионное обеспечение за рубежом
Для объективной характеристики пенсионной системы современной России требуется провести ее сравнительный анализ с системами пенсионного обеспечения стран, превалирующих в мире по следующим критериям экономического развития: качество и уровень жизни населения, конкурентоспособность экономики, встроенность в мировую экономику, оценки и финансово-экономические рейтинги ведущих мировых рейтинговых агентств.
Уровни пенсионных систем различных стран мира
По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию. В России же огромное количество работающих пенсионеров. И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и планирует увеличить пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.
Современные модели пенсионного обеспечения в процессе «эволюции», как правило, включают в себя комбинацию двух структур с точки зрения финансирования. Это распределительная структура (система), где текущие расходы на выплаты пенсий финансируются за счет текущих, зачастую налоговых, поступлений, а выплаты осуществляются из бюджета или внебюджетных фондов, и накопительная — на счете участника в специализированном фонде формируется капитал в виде отчислений от зарплаты, данный капитал инвестируется, а накопленная сумма с инвестиционным доходом выплачивается в виде пенсии.
За рубежом используются различные модели пенсионных систем, которые включают в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Пенсионная система большинства стран состоит из трех уровней (таблица 1)
Таблица 1 — Уровни пенсионной системы различных стран мира
Страна | Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Китай | обязательное пенсионное страхование | государственное пенсионное обеспечение | сельское пенсионное страхование |
Франция | основной пенсионный режим | обязательное дополнительное пенсионное обеспечение | добровольные пенсионные накопления |
Россия | обязательное пенсионное страхование | государственное пенсионное обеспечение | негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение |
Великобритания | государственная пенсия | базовая государственная пенсия | негосударственная пенсионная система профессиональные пенсионные фонды |
Эстония | государственное пенсионное обеспечение | обязательный пенсионный фонд | дополнительный пенсионный фонд |
Швеция | общая государственная (базовая) пенсия | пенсия за выслугу лет | собственные пенсионные сбережения |
Пенсионная система и пенсии в Китае
Пенсионная система Китая почти не отличается от российской. Каждый человек, делавший взносы на протяжении трудовой жизни, имеет право на гарантированные государством выплаты в старости. Даже стаж, необходимый для ее получения, такой же как и в России – 15 лет. Пенсия гражданина Китая состоит из двух частей – накопительной и базовой. Базовую выплачивает государство, а на накопительную идут страховые сборы с зарплаты. В итоге средняя пенсия в Китае в 2018 году достигла 2500 юаней в месяц (около 25 тысяч рублей). До 1997 года, в Китае не было такого понятия как пенсия. Согласно местным традициям, уход за престарелыми гражданами должен осуществляться их детьми, а бездетные китайцы вынуждены были веками влачить полунищенское существование, если конечно не успевали отложить какие-то крупные сбережения на старость. Здесь и заключается ответ на вопрос, почему жителей Китая настолько много – многодетность была тысячелетиями залогом банального физического выживания пожилого человека. По ввиду активно проводимой ранее Китаем политики «одна семья—один ребёнок» в стране начала лавинообразно нарастать проблема «нищих стариков», когда просто один отпрыск не мог, даже при всё желании, обеспечить достойную жизнь и себе и родителям.
В этих условиях госсоветом КНР было принято решение о введении пенсионного обеспечения граждан. После многочисленных дебатов и массовых выступлений, нынешняя пенсионная система КНР выглядит следующим образом: Мужчины перестают заниматься активной трудовой деятельностью в возрасте 60 лет. Женщины — к 50, или 55 годам в зависимости от типа занятости. Пенсионные накопление складываются от 20% отчисления работодателем, и 8% налогам работником в «Единый всекитайский фонд пенсионного обеспечения», который, в отличие к примеру, от российского, никаких долгов за собой не имеет. Китайцы любят свою страну, но в деле пенсионного обеспечения полагаются не только на нее, но и на себя. Копить на образование и на пенсию – там это часть менталитета.
Пенсионная система и пенсии в Японии
Япония занимает первое место в мире по количеству пенсионеров, так как уровень жизни и медицины очень высокий. В Японии нет четко фиксированного пенсионного возраста. Граждане в Японии могут уйти на пенсию и в 60 лет. Однако выплаты по пенсии будут достигать всего лишь 70%. После 65 лет, гражданин может получать пенсию в полном объеме. Если пожилой человек продолжит работать после выхода на пенсию, то его прибавка к пенсии составит 8.4%. К 70 годам процент прибавки достигнет 42%. Японская пенсионная система находится на стадии доработки. Как и все в стране, она сильно страдает от старения населения и ни кто не знает, что будет в будущем, когда население сократится еще больше. При этом правительство в настоящее время заявляется, что пенсионные выплаты гарантированы всем до тех пор, пока они вносят свой вклад в систему. Правительство также обещает, что пенсионные пособия не упадут ниже 50% от средней заработной платы.
Пенсионная система и пенсии в США
В США очень низкий социальный налог. Он составляет 6% для работника и 6,2% для работодателя, против 30% которые составляют страховые взносы в России. Это объясняется тем, что наравне с государственными фондами функционируют частные пенсионные системы. Каждый гражданин США может рассчитывать сразу на три вида пенсии. Государственные, частные и корпоративные, последние идут от предприятия, на которое работал человек, если конечно такие условия были прописаны в договоре. Также у граждан США принято делать инвестиции, для того чтобы на пенсии крепко стоять на ногах, получая процент от вкладов. В США официальный пенсионный возраст – один из самых высоких в мире, а уровень продолжительности жизни в стране, согласно последним данным, составляет для мужчин 76 лет, а для женщин – 81 год. Большинство американцев планируют пенсионные накопления с помощью финансовых консультантов. Это целая арифметика, при которой учитывается планируемый возраст выхода на пенсию, ежегодный доход и стаж. В реалиях данного времени считается, что пенсионная система США является одной из совершенных в мире. Представляется, что это обусловлено функционированием как государственных, так и частных пенсионных фондов. Модель пенсионной системы США базируется на личном пенсионном страховании граждан, т.е. значительная часть пенсионных выплат обеспечивается за счет добровольных накопительных систем. Выплаты пенсионерам финансируются за счет специального налога, выплачиваемого в равных долях работниками и работодателями. Для всех участников государственной программы пенсионного страхования налог взимается с предельной суммы заработков – максимальной налоговой базы. Сумма заработной платы, превышающая потолок налоговой базы, налогом не облагается. Пенсионные выплаты начисляются, исходя из индивидуальных показателей: трудового стажа, выплаченных взносов, наличия у застрахованного лица на иждивении жен (мужей), достигших пенсионного возраста, или в любом возрасте, если они воспитывают детей до 18 лет или детей-инвалидов. Правоведами отмечается, что в США обеспечивается непрерывность процесса накопления. Преимущество состоит в том числе, и в свободном распоряжении накопленными средствами. Так, человеку предоставляется право после выхода на пенсию оставить неизрасходованные суммы своим наследникам. Особенностью пенсионной системы США является установление пенсионного возраста (67 лет) независимо от пола. Однако, стоит отметить, что выйти на пенсию можно и раньше, при этом выплаты сократятся. Также, если гражданин выходит на пенсию позже (в возрасте 70 лет), его ежемесячные выплаты увеличиваются на 24%.
Пенсионная система и пенсии в Англии
В Великобритании существует определенный порог, при котором работник получает льготы. Если его доход меньше 105 фунтов (8900 рублей) в неделю, он автоматически освобождается от пенсионных выплат. Но при этом этот срок все равно засчитывается, как квалификационный для начисления пенсии. Если доход составляет до 800 фунтов, то вы платите всего лишь 12%. Ставка является прогрессивной, чем больше человек зарабатывает, тем больше платит.
Таким образом, в отличии от ряда зарубежных стран, пенсионная система России отличается довольно низким уровнем пенсионных выплат, при этом пенсионный возраст выхода на пенсии в нашей стране, а также уровень налоговых ставок существенно не отличается от других стран, а иногда даже их превышает.
Источник
Пенсионные системы зарубежных стран
С начала ХХ века в развитых странах создание пенсионных систем преследовало две основные цели: компенсацию утраченного заработка или предотвращение массовой бедности среди людей «третьего возраста». Компенсации утраченного заработка больше соответствуют накопительные системы, а борьбе с бедностью среди пожилых людей на национальном уровне – распределительные системы.
Социальные ориентиры современных развитых стран – это результат длительных дискуссий о соотношении перераспределительных принципов и принципа адекватного возмещения индивидуального дохода. Господство распределительных пенсионных схем во многом было обусловлено задачей политической – борьбой за идеологическое превосходство в «соревновании» двух социальных систем – социализма и капитализма» И здесь экономическая приемлемость пенсионного обеспечения ставилась на второй план по сравнению с социальной эффективностью. Уровни возмещения предпенсионного дохода в европейских странах достигали 75-80%. Особенно в европейских странах Средиземноморья, где в течение почти всего ХХ века были сильны социалистические идеи.
Во второй половине прошлого столетия в Западной Европе усилилось государственное влияние на экономические процессы. В конце концов, все мировое сообщество (Программа развития ООН) при оценке социальной эффективности общества начинает исходить не только из принципов роста национального продукта, но и вводит в обиход понятие «индекс человеческого развития», явно перекликающийся по своему содержанию с основным законом социализма. Пенсионное обеспечение – это всегда система перераспределения реального продукта между работниками и нетрудоспособными. При этом независимо от того, основывается ли эта система на текущем финансировании или накоплении, пенсии всегда представляют собой долю товаров и услуг, потребляемых теми, кто их уже не производит. С учетом того, что выплаты пенсий всегда обеспечиваются экономически активным населением, ресурсы пенсионных систем не могут не рассматриваться изолированно от процесса, посредством которого достигается и поддерживается общий экономический рост.
Следовательно, пенсионные сбережения в контексте выбора схемы – накопление или потребление становятся неотъемлемой частью макроэкономического анализа.
Социальное обеспечение в конце ХХ столетия во всем мире характеризуется как «глобальный пенсионный кризис» а именно общие проблемы старения населения, невозможность поддержания на должном уровне покупательной способности пенсий в среднесрочной перспективе и т.д. Выход был найден один и тот же, как для развитых стран, так и развивающихся стран Латинской Америки и бывших стран «социалистического лагеря». Это переход к накопительным пенсионным принципам от распределительных. «Всемирная пенсионная революция», как назвал этот процесс Хосе Пиньера – отец чилийской пенсионной реформы, характеризовалась следующими принципами:
— приватизация пенсионного обеспечения;
— персонализация пенсионных накоплений;
— инвестирование пенсионных активов.
Новая пенсионная система в Чили начала действовать 1 мая 1981г. и обозначила переход от распределительной системы к накопительной.
В Чили в обязательном порядке на накопительную систему переходили все, кто начинал свою трудовую деятельность после 1 января 1983года. Те, кто начинал свою трудовую деятельность до указанной даты, могли сделать выбор как в пользу старой – распределительной, так и новой – накопительной системы. Предоставлялось право возврата к старой системе, если перешедшего не устраивала новая.
Законодательством Российской Федерации выбор между распределительной и накопительной пенсионными системами не предоставляется, а осуществляется переход от распределительной системы не к накопительной, как в Чили, а к распределительно-накопительной, где взносы, уплаченные страхователем – работодателем на финансирование страховой части трудовой пенсии, расходуются на выплаты пенсий действующим пенсионерам, а взносы, уплаченные на финансирование накопительной части трудовой пенсии, инвестируются в соответствии с волеизъявлением застрахованного лица.
Пенсионные взносы чилийских вкладчиков аккумулируются их работодателями и перечисляются в выбранные работниками пенсионные фонды, где средства зачисляются на личный пенсионный счет. Выбор пенсионного фонда можно реализовать два раза в год. Помимо уплаты обязательных взносов каждый вкладчик имеет возможность дополнительного взноса 10% от своей заработной платы в добровольном порядке. Взносы, уплаченные как в обязательном порядке, так и в добровольном порядке, освобождаются от уплаты подоходного налога. Дополнительно предусмотрена возможность добровольной уплаты взносов работодателями.
Согласно законодательства Чили были созданы специальные Управляющие компании, которые получили название Администраторов пенсионных фондов, занимающиеся исключительно управлением средствами пенсионных накоплений. Средства пенсионных накоплений в Чили могут инвестироваться только в законодательно разрешенные инструменты: государственные ценные бумаги, ипотечные бумаги, срочные вклады, векселя, облигации.
Всем вкладчикам чилийских пенсионных фондов гарантируется доходность, ненамного отличающаяся от средней по рынку. В случае низкой доходности разница покрывается из собственных средств управляющей компании. Такая гарантия обеспечивает минимальную пенсию в размере 20-25% от средней заработной платы по стране.
Отличительная особенность пенсионной системы Чили от системы России – разнообразие вариантов выплаты пенсии [46, с.75].
Первый вариант- при котором вкладчик приобретает пожизненный аннуитет в частной страховой компании по своему выбора средства, накопленные на его личном пенсионном счете. Воспользоваться данным вариантом выплаты могут вкладчики, накопившие сумму, позволяющую приобрести аннуитет, обеспечивающий выплаты в размере не меньшем, чем 110% минимальной гарантируемой государством пенсии.
Второй – прогнозируемый возврат пенсионных накоплений, когда средства пенсионных накоплений выплачиваются пенсионеру исходя из рассчитываемого срока дожития.
Третий – отложенный аннуитет, который представляет собой комбинацию двух первых.
Элементы чилийской пенсионной системы реализованы в пенсионной системе России многих других развитых стран.
Пенсионная система Канады включает имеет как общие с Россией, так и свои отличительные черты, состоит из трех основных элементов. Первый – это Программа обеспечения в старости, всеобъемлющая пенсионная схема, финансируемая из общих государственных доходов. В ее рамках выплачиваются пенсии всем канадцам, достигшим определенного возраста и постоянно проживающим в стране в течение определенного времени. Эта схема существует с 1952г.
Второй элемент – Пенсионный план Канады является общенациональной распределительной, финансируемой за счет взносов пенсионной программой, основанной на системе установленных пособий, привязанных к заработной плате получателя. Она финансируется за счет налога с заработной платы, поровну уплачиваемого нанимателем и работодателем и действует с 1960-х годов.
Третий элемент – добровольные пенсионные программы, которые включают в себя традиционные профессиональные пенсионные фонды, финансируемые работодателями или отраслями промышленности, а также персональные пенсионные счета.
Пенсия в Программе обеспечения старости составляет в настоящее время чуть больше 450канадских долларов в месяц, что составляет примерно 13,5% от средней заработной платы. Вместе взятые пенсия ПОС и пособие ГНД равняются примерно 30% средней заработной платы по стране.[36, с.73]
Уровень пенсий, выплачиваемых их профессиональных пенсионных фондов различаются по форме и по уровню в зависимости от выбора схемы и отчислений.
Реформирование пенсионной система Германии стартовало с началом реформы в России и имеет много общего, но и свои отличительные черты.
В России и Германии различны источники уплаты взносов. В России все 20; уплачивают работодателем, а в Германии в равной степени уплачивают и работодатели, и сами работники по 9,75% каждый. Коэффициент замещения в Германии в два раза выше, чем в России, и это при условии, что политика Германии в части размера государственной пенсии не направлена на ее увеличение. Власти Германии считают, что государственная пенсия не должны быть высокой – она должна обеспечивать прожиточный минимум пенсионера.
С 2002г. все служащие Германии 1975 года рождения и моложе получают извещения Федерального ведомства страхования служащих Германии с информацией о сумме средств на финансирование будущей пенсии величине будущей пенсии, схеме добровольного пенсионного страхования. Формирование накопительной части в Германии носит добровольный характер, отсутствует ограничение по возрасту. Для формирования накопительного элемента будущей пенсии служащему Германии необходимо заключить договор дополнительного пенсионного страхования с частной финансовой компаний, предлагающей такую услугу. По достижении пенсионного возраста вкладчика, страховая компания выплачивает ему дополнительную пенсию в соответствии с накопленными суммами [47, с.77].
С вступлением в силу Кодекса «Об обязательном общественном обеспечении» от 01.01.2000года положено новое начало в законодательном упорядочении государственного общественного пенсионного обеспечения в Болгарии.[51, с.69]. Вся система социального страхования была разделена на два основных блока: государственное общественное страхование и дополнительное обязательное страхование. Основными принципами этой системы стали: обязательность и всеобщность социального обеспечения, солидарность и равенство застрахованных лиц, социальный диалог при управлении социальной системы страхования и фондовая организация вносимых средств.
Пенсионная система Болгарии признана как удачная модель, так как результаты проведенных перемен показывают необходимость продолжения реформирования социального обеспечения в том же направлении. Считается, что изменения в нее могут вноситься лишь в части, касающихся усовершенствования в деталях.
Большинство южнокорейцев рассчитывают, как правило, не на государство, а на помощь компаний, в которых они работали, а также на частные накопительные фонды и помощь своих детей. В тоже время с начала 1960-х годов прошлого столетия в Республике Корея были созданы и функционируют несколько специализированных государственных пенсионных фондов для определенных категорий граждан в зависимости от рода их трудовой деятельности[50, с.47].
Страны СНГ и Балтии в целях ослабления негативного демографического давления на экономику и социальную сферу в последние годы делают ставку на приоритетное развитие негосударственных, преимущественно добровольных форм пенсионного страхования.
Такая стратегия реализуется в ходе пенсионных реформ в расчете на снижение финансовой нагрузки на государственный бюджет и получение дополнительных доходов от инвестирования пенсионных накоплений. При этом достигается повышение ответственности работников за свое материальное благополучие после завершения трудовой деятельности.
Наиболее «продвинутым» в этом деле можно признать Казахстан, где в 1998г. начался переход к принципиально новой системе пенсионного страхования, в которой центральное место занимает накопительный элемент.
Каждый гражданин формирует индивидуальные накопления за счет перечисления страховых взносов в накопительные пенсионные фонды, взимаемые в размере 10% от дохода работника. Пенсионные выплаты из накопительных фондов за счет обязательных платежей производятся:
-лицам пенсионного возраста;
-при достижении 55-летнего возраста и достаточности пенсионных накоплений для выплаты не ниже размера минимальной пенсии;
— инвалидам I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно;
— выезжающим или выехавшим на постоянное место жительства за пределы Казахстана иностранцам и лицам без гражданства, предоставившим документы, подтверждающие намерение или факт выезда.
Профессиональное пенсионное страхование введено для работников, занятых на производствах с особо опасными условиями труда.
НПФ занимаются привлечением пенсионных взносов, осуществляют пенсионные выплаты, деятельность по инвестированию.
Введена государственная гарантия сохранности обязательных взносов в накопительных фондах в размере фактически внесенных взносов с учетом инфляции, введен механизм возмещения за счет уменьшения по вине фондом или организаций по управлению пенсионными активами [42,с.72].
В Украине существует три уровня системы пенсионного обеспечения.
Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на принципах солидарности, субсидирования и осуществления выплаты пенсий и оказания социальных услуг за счет средств пенсионного фонда. Страховые взносы позволяют установить коэффициент замещения пенсий примерно 35-40% от зарплаты.
Второй уровень – накопительная система общеобязательного пенсионного страхования, которая базируется на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат. Планируется коэффициент замещения пенсий – 10-25%.
Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения, которое базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами дополнительных к общеобязательному пенсионному страхованию пенсионных выплат [43, с.60].
В республике Молдова пенсионная система построена на основных положениях: обязательности внесения взносов на социальное страхование, зависимости размера пенсий от продолжительности страхового стажа и величины дохода, гарантированности государством минимальной пенсии, выбора вида пенсии, а также сохранения преемственности об обязательности в отношении прав, приобретенных в старой пенсионной системе. Кроме сохранения принципов, заложенных еще с советской системе пенсионного обеспечения, Молдова выходит на путь модернизации, приняв закон «О негосударственных пенсионных фонда», который определяет порядок создания, функционирования и прекращения деятельности негосударственных пенсионных фондов. Вводится новые понятия – накопительные счета, выплата по страховому полису и т.д [42, с.79].
Кыргызстану, как и Молдове, пока не удалось создать полноценной системы пенсионного обеспечения, поскольку не созданы соответствующие экономические условия, не развиты финансовые рынки, велика миграция рабочей силы.
Латвия, Литва, Эстония имеют несколько уровней пенсионной системы, первый из которой основан на принципах государственных гарантий, второй — накопление и выплата накопительной части, третий — добровольные частные фонды, дополнительная частная пенсия, базирующаяся на принципах накопления [42, с.78].
Источник