Меню

Денежные системы зарубежных стран кратко

Денежные системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:19, реферат

Описание работы

Современные денежные системы, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, систему эмиссии денег и государственный аппарат регулирования денежного обращения. Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Реферат по ДКБ.doc

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра финансов и учёта

по предмету «Деньги. Кредит. Банки.»

«Денежные системы зарубежных стран».

Студентка гр. 0-060500-31

Проверил: к.э.н., доцент

Л. М. Тимерханова

2. Денежная система Японии…………………………………………………. 9

3. Денежная система Великобритании………………………………………… 12

Список использованной литературы…………………………………………. 16

Денежная система — устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. 1

Денежные системы сформировались в XVI-XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.

Современные денежные системы, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, систему эмиссии денег и государственный аппарат регулирования денежного обращения. Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. Масштаб цен – как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Это определение масштаба цен утратило свое экономическое значения, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров. Виды денег, являющихся законными платежными средствами, — прежде всего это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги. Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. Однако нарушение основополагающего принципа денежной системы — соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота ведет к инфляционному процессу. В связи с эти одной из характерных черт современных денежных систем является усиление государственного регулирования денежного обращения.

Как известно, именно экономически развитые страны являются членами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и так называемого Парижского клуба, контролирующего мировой финансовый рынок. Основная закономерность этих стран — наличие высокоразвитого хозяйства, в котором сочетается деятельность государства и мощных группировок капитала. Особенно заметное место среди них занимают главные страны, или «Большая семерка». Это США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. На них приходится почти половина ВВП и производства промышленной продукции мира, большая часть оборотов мировой внешней торговли. Для этих стран характерны такие черты: все они постиндустриальные; их крупные корпорации контролируют прямо или опосредствованно основную часть производительных сил мирового хозяйства; правящие круги и капитал этих стран обладают реальными средствами контроля над мировыми политическими и экономическими процессами.

В своём реферате я рассмотрю денежные системы США, Японии и Великобритании. На мой взгляд, любые денежные системы развитых стран изучать увлекательно, потому как данные державы стоят во главе всех остальных стран по экономическому развитию.

В настоящее время США располагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег. Это министерство финансов (казначейство), центральный банк (ФРС) и коммерческие банки.

Денежная еденица –доллар США (USD), равен 100 центам. В обращении находятся купюры достоинством 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долларов, монеты — пенни (1 цент), никель (5 центов), дайм (10 центов), квортер (25 центов), хаф-доллар (50 центов) и 1 доллар. Помимо этого существуют федеральные резервные билеты достоинством 500, 1000, 5000 и 10000 долларов США, имеющиеся в крайне незначительном количестве и имеющие обращение только в США. Они не покупаются и запрещены к вывозу из страны.

Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.

Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы. Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Официальная американская статистика такие счета трактует как «частные лица, товарищества и корпо­рации» (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% — кредитно-финансовым институтам, 32,6% — физическим лицам и около 6% — иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно-финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот. 2

Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек (credit cards), а также система предуве­домленных платежей (preathorized payments). Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские товары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные карточки получили в США широкое развитие начиная с 60-х гг. В сферу обращения, кредитных карточек вовлечено большое ко­личество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно-финансовых институтов, миллионы физических лиц

Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений — заработная плата, пенсии, рентные платежи. Это форма получила развитие в основном в 70-х гг. в связи с переходом банковских операций на электронную базу. 3

Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создать несколько электронных расчетных центров — автоматических расчетных палат. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы, пенсий и других социальных выплат, оплаты счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов.

Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов.

Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 70-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 60-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жест­кий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 г. центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияние конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы. 4

Читайте также:  Взаимодействия с социальными странами

Эмиссионный институт — Банк Японии был учрежден в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Золотой стандарт в Японии был введен в 1897 г. Денежная единица Японии — иена содержит 100 сен, а одна сена десять рин. Однако вследствие инфляции деньги достоинством меньше одной иены были упразднены в 1953 г. — сена и рина были изъяты из обращения. Банком Японии выпускается большое количество памятных монет из медно-никелевых сплавов, а также из драгоценных металлов. В обращении находятся монеты из медно-никелевых сплавов достоинством в 100, 50, 10, 5 и 1 иену.

После Второй мировой войны произошли изменения в денежной системе и структуре денежного обращения Японии. Принятое эмиссионное законодательство предусматривало формальные ограничения выпуска банкнот. Однако при необходимости бюджетного финансирования правительство могло пересмотреть лимиты эмиссии. Кроме того, практически отсутствовали лимиты банкнотной эмиссии под обеспечение коммерческих векселей или ценных бумаг, а также при покупке иностранной валюты. Регулирование денежной эмиссии осуществляется не столько с помощью ограничений, сколько различными мерами в рамках политики денежно-кредитного регулирования инвестиций, цикла, валютных курсов и международных расчетов. Структура денежного обращения в послевоенный период заметно изменилась. В ходе Второй мировой войны, когда остро стояла проблема инфляции, доля наличных денег в структуре денежного обращения возросла с 30 до 56%, а депозитных соответственно сократилась. В процессе восстановления экономики в 50—60-е гг. доля депозитных денег превысила довоенные показатели (78% к середине 60-х гг. и около 74% к началу 90-х гг.). Высокий удельный вес депозитных денег связан со структурой внутренней торговли: к началу 90-х .гг. на оптовую торговлю, которую обслуживают в подавляющем большинстве безналичные расчеты, приходился 81%, а на розничную — 19% торгового оборота. 5

Хотя в структуре денежного обращения доминируют депозитные деньги, с помощью эмиссии наличных денег Банк Японии оказывает определенное воздействие на динамику денежного обращения. В этих же целях используются различные меры кредитного регулирования. Однако политика «перекредитования», проводившаяся Банком Японии в послевоенный период и заключавшаяся в предоставлении на льготных условиях кредитов банкам, которые в свою очередь кредитовали другие корпорации в размерах, превышающих, сумму их депозитов, сужала возможности маневрирования с помощью налично-денежной эмиссии. В том же направлении до осуществления финансово-административной реформы действовала и практика размещения государственных ценных бумаг в центральном банке. Указанные ограничения в период высоких темпов роста экономики компенсировались прежде всего с помощью административных форм регулирования. С конца 70-х гг. в Японии сократились выпуски государственных ценных бумаг в целях финансирования бюджетных дефицитов.

К началу 90-х гг. Япония превратилась в крупнейшего кредитора в мире. Вывоз долгосрочного капитала из Японии приблизился к 500 млрд долл., краткосрочного — более 250 млрд долл.

Поскольку Япония вышла на второе место в мире после США по уровню экономического развития, иена стала одной из резервных валют. В настоящее время она используется как международное резервное и платежное средство преимущественно в азиатском регионе.

Япония усиленно форсирует свою внешнеэкономическую экспансию. В связи с этим в США были введены протекционистские барьеры в отношении ряда товаров японского экспорта, и прежде всего автомобилей.

Против японской иены играет такой внешний фактор, как привлекательное с точки зрения относительно быстрого получения доходов состояние американского рынка на фоне стагнирующей японской экономики. Результат — бегство японских капиталов в США.

Дальнейшее снижение курса иены грозит нарастанием торгового дефицита США с Японией. По некоторым оценкам, нынешнее падение японской денежной единицы может привести к снижению ее курса до 160 и даже до 180 иен за 1 долл.

Такое развитие событий тревожит и азиатские государства, экономика которых тесно связана с японской, а именно: Таиланд, Республику Корея, Гонконг, поскольку национальные валюты этих стран рискуют оказаться под возрастающим давлением при снижении курса иены. 6

Источник

Денежные системы зарубежных стран

Денежные системы Германии и США. Функции Немецкого федерального банка. Политика учетных и ломбардных ставок и минимальных резервов. Подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска. Перспективы развития банковских систем.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 02.10.2012
Размер файла 31,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Центросоюз Российской Федерации

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза

По дисциплине «Финансы и кредит»

Тема: «Денежные системы зарубежных стран»

Студент________ Мурашина В.С.

Специальность 080106 Финансы

Специализация «Финансы и кредит»

Форма обучения очная

Руководитель________ Ломакина М.А.

ННОУ СПО Кооперативный техникум Тамбовского Облпотребсоюза

Цикловая комиссия экономических и финансовых дисциплин

План курсовой работы

Студентки Мурашиной В.С.

Гр. Ф-20 очного отделения

Тема курсовой работы

«Денежные системы зарубежных стран»

1. Исследование денежных систем зарубежных стран

1.1 Денежная система Германии

1.2 денежная система США

2. Перспективы развития банковских систем зарубежных стран

2.1Банковская система Германии

2.2Исследования банковской системы США, анализ современного состояния системы

2.3 Сравнительный анализ денежной системы зарубежных стран

Список использованной литературы

Темой данной курсовой работы является: «Денежные системы зарубежных стран».

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики.

В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. По своему содержанию денежная система представляет собой структурированную совокупность определенных элементов, тесно взаимодействующих и обеспечивающих ее целостность. Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закрепленную национальным законодательством.

Национальные денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Становление денежных систем в данный период исторического развития является необходимой закономерностью, отвечающей условиям товарного производства. Становление всеобъемлющих товарно-денежных отношений требует устойчивого денежного обращения.

Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.

Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Уже на пороге XXI в. усилилась роль и место финансовых и кредитных отношений. Стало очевидным, что достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия финансово-кредитной и денежной системы страны.

Переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису — падению производства, росту цен и развертыванию инфляции.

Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции и стабилизации денежного обращения.

Таким образом, исследование данной темы является актуальным.

Целью данной курсовой работы является изучение денежных систем зарубежных стран, развитие их на современном этапе.

В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:

-дать характеристику денежной системы США,

-дать характеристику денежной системы Германии

В первой главе дается характеристика денежных систем стран, выявлены основные этапы развития денежной системы, денежные единицы а также денежное обращение

Во второй главе анализируется банковские системы зарубежных стран, их современное состояние.

Предметом исследования данной курсовой работы является денежная система зарубежных стран, а объектом — денежные и финансовые отношения, в частности, экономика США и Германии. При написании курсовой работы я использовала метод статистического и графического анализа, а также метод сравнения.

В данной работе были использованы различные литературные источники. Денежная система рассматривается на страницах как периодических изданий таких, как «Банковский вестник» и «Экономический бюллетень», анализ которых дает возможность оценить сущность денежной системы и ее результаты, так и на страницах учебных пособий и книг, в которых рассматриваются теоретические вопросы, связанные с денежной системой.

1. Исследование денежных систем зарубежных стран

1.1 Денежная система Германии

денежный система германия финансовый

В центре денежно-кредитной системы Германии стоит Немецкий Федеральный банк(Deutsche Bundesbank), который играет роль центрального банка и является единым эмиссионным центром со всеми функциями, присущими такому органу. Немецкий федеральный банк объединил центральные банки земель и Банк немецких земель, соответственно утратили силу законы, регулировавшие их деятельность. Центральные банки земель стали именоваться главными управлениями «Дойче Бундесбанка», хотя за ними сохранялось и прежнее название — центральный банк земли.

Читайте также:  Все полуостровные страны мира список

Исполнительным органом «Бундесбанка» является Совет директоров. Он включает президента «Бундесбанка», вице-президента и до шести членов. Кандидатуры членов Совета директоров предлагает федеральное правительство. После одобрения кандидатур Центральным советом «Бундесбанка» претенденты утверждаются в должности президентом ФРГ сроком на восемь лет. Это обеспечивает независимость и защищенность директората Немецкого федерального банка. Статус «Бундесбанка» в обществе очень высок, его правление законодательно приравнено к министерству федерации.

Основные функции Немецкого федерального банка:

¦ эмиссионная монополия. «Бундесбанк» в соответствии с законом «О федеральном банке» обладает исключительным правом выпускать банкноты немецких марок, которые являются единственным неограниченным средством платежа в Германии.

¦ банк банков. «Бундесбанк» обеспечивает эффективность всей банковской системы. Немецкие банки держат в «Бундесбанке» минимальные резервы в размере определенного процента от своих средне- и краткосрочных обязательств. «Бундесбанк» предоставляет кредитным институтам и государственным учреждениям банковские услуги, а также осуществляет надзор за кредитными институтами. К основным инструментам контроля относятся лицензирование, законодательные акты, право сотрудников надзорных органов в любой момент запрашивать у кредитных учреждений информацию и осуществлять проверки, а также прибегать к различным санкциям.

¦ банк государства (фискальный агент федерального правительства). «Бундесбанк» выполняет роль «домашнего банка федерации (и ограниченно — земель). Поэтому с учетом исторического опыта и в связи с запретом Европейского монетарного союза эмиссионным банкам предоставлять кредиты правительствам эта область деятельности «Бундесбанка» была ограничена. Это способствует сохранению монетарной независимости федерального банка. «Бундесбанк» помогает правительству получать кредиты, выпуская долговые обязательства в виде облигаций и казначейских векселей, либо дает согласие на эмиссию государственных ценных бумаг и помогает продать их, проводя торги и размещая беспроцентные казначейские векселя. Приобретать такие бумаги федеральному банку разрешено только для регулирования денежной массы на открытом рынке;

управляющий валютными резервами. «Бундесбанк» единственный в стране держит валютные резервы и управляет ими. Однако кризисы Бреттон-Вудской валютной системы и Европейского механизма обменных курсов в 1992—93 гг. показали, что продолжительные рыночные тенденции нельзя подавить посредством интервенций эмиссионных банков на валютном рынке. Стабильных валютных курсов можно достичь только в долгосрочном периоде, ликвидировав дисбаланс в мировой экономике.

расчетный центр страны. В 1996 г. объем безналичных расчетов, проведенных «Бундесбанком», составил 195 931 млрд. марок.

Для немецкой теории товарно-денежных отношений характерно признание в основном теории трудовой стоимости, стоимостной основы валютного курса, товарной природы денег.

На основе такой теоретической базы Немецкий Федеральный банк разработал в 1975 г. методику определения объема денежной массы как цели планирования, которая определяется на основе общеэкономического прогноза (в частности, роста производственного потенциала и предполагаемой динамики цен).

Политика немецкого Федерального банка в основном направлена на то, чтобы управлять действиями банков по привлечению кредитов через изменение ликвидного положения банков и механизма учетных ставок. Классическими инструментами при этом считаются:

-политика учетных и ломбардных ставок;

-политика минимальных резервов;

-политика открытого рынка.

В денежно-кредитной системе Германии особую роль играют универсальные банки. Универсальные банки занимаются всеми видами банковских сделок. В Германии они принимают помимо краткосрочных вкладов, также и средства, предоставляемые на относительно долгий срок. Они занимаются также эмиссионными, торговыми и депозитными операциями с ценными бумагами.

Структура капиталов подтверждает особую роль банков в денежной системе Германии. При этом речь большей частью идет о срочных и сберегательных вкладах.

Еще больше банки усилили свою позицию по обязательствам, три пятых которых пришлось на банковские кредиты. Можно отметить высокую долю относительно долгосрочных банковских кредитов, которая должна рассматриваться в связи с потребностью в средствах долгосрочного финансирования, например, в жилищном строительстве при инвестициях в предприятия.

В торговле ценными бумагами важнейшими действующими лицами вновь оказываются банки, занимающиеся деятельностью на рынках акций и ссудных капиталов между небанковскими учреждениями. Они самостоятельно осуществляют покупку и продажу ценных бумаг, а также финансируют собственную деятельность путем эмиссии ценных бумаг. Банки особенно сильно представлены на рынке ценных бумаг с фиксированным доходом. Три пятых всех находившихся в обороте ценных бумаг с фиксированным доходом, выпущенных эмитентами, представляли собой долговые обязательства банков. С другой стороны, сами банки держали две пятых национальных ценных бумаг с твердым процентом.

Большая активность банков на рынке ценных бумаг с твердым процентом имеет своим результатом тесное его переплетение с остальными рынками ссудного капитала, в особенности с рынком денег, который может использоваться немецким Федеральным банком в качестве плацдарма своих действий в области денежной политики.

Из всех перечисленных аспектов общеэкономической деятельности баланс преимущественно склоняется в сторону германской модели построения экономики, а отсюда и денежной системы. Конечно, слепое копирование без учета особенностей наших стран утопично, но взять стратегический курс, определить вектор усилий общества в нужном направлении можно и нужно сделать /11,12, с.40/.

Таким образом, в мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством.

1.2 Денежная система США

США являются лидером мировой экономики, превосходя все другие страны в производственном и экономическом развитии.

Денежная система США — это уникальная, единственная в мире система, которая обладает рядом присущих только ей особенностей. В единственной стране мира США — функции центрального банка выполняет частная организация — Федеральная Резервная Система. Она была основана Конгрессом в 1913 г. для обеспечения страны более надежной, более гибкой и более стабильной монетарной и финансовой системой. С течением времени ее роль в банковской сфере и в экономике в целом только увеличилась.

К моменту принятия закона о Федеральной резервной системе (ФРС) в 1913 г. в США функционировали 20 000 банков, из которых 7000 были эмиссионными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов и не имели права на эмиссию банкнот. Вначале основная цель Федеральной резервной системы состояла в помощи банкам в период банковских кризисов и биржевых лихорадок.

Федеральная резервная система состоит из трех уровней: Совет управляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков — членов ФРС. Кроме того, ФРС включает два комитета: Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный консультационный совет.

На сегодняшний день обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

— осуществление монетарной политики государства путем влияния на денежную ситуацию и кредитование экономики с целью обеспечения максимальной занятости, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок;

— контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей;

— подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках;

— предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

Для американской денежно-кредитной политики характерно наличие кредитных союзов ссудо-сберегательных институтов, а также взаимных фондов денежного рынка, куда входят коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, страховые компании, сберегательные банки, финансовые компании, инвестиционные компании, кредитные союзы, частные пенсионные фонды, государственные пенсионные фонды, взаимные фонды денежного рынка.

Каждый финансовый институт выполняет ключевую макроэкономическую задачу — создание депозитов, т.е. денег, причем в основном в виде ценных бумаг. Для этого постоянно укрепляются действующие финансовые институты и создаются постоянно новые, как, например, с 1970г. — взаимные фонды денежного рынка.

Взаимные фонды денежного рынка продают акции на рынках ценных бумаг и используют образующиеся доходы для приобретения краткосрочных ценных бумаг. Освобожденные от уплаты налогов фонды стали важным финансовым нововведением. Эти фонды инвестируют средства только в необлагаемые налогом муниципальные ценные бумаги, что, в свою очередь, освобождает их акционеров от обложения налогами доходов последних.

Еще одной особенностью американского финансового рынка является большая степень свободы его деятельности, большая независимость от государственных органов управления. Об этом мы уже упоминали, когда характеризовали Федеральную Резервную Систему. Ее большая независимость и частный характер владения и определяют модель строительства американского фондового рынка.

При рассуждении о состоянии американского финансового рынка нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что доллары США играют роль мировых денег (до 50% экспортно-импортных операций осуществляется в долларах США). Во многих странах, в том числе в странах СНГ, они играют роль национального платежного средства и служат средством накопления сбережений. Только в РБ, по оценкам экспертов, находится на руках у населения до 5 млрд. дол. США.

Читайте также:  Крупнейший город страны всегда

Эволюция денежно-кредитной системы США проходила параллельно с генезисом мировой валютной системы. Финансовые потрясения 1929—1933 гг., Бреттон-Вудская конференция 1944 г. и Ямайская система 1976 г. показали, что, несмотря на многочисленные колебания в денежной и кредитной сферах, американский доллар был и остается доминирующим валютным гегемоном. По данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, в мировом обращении в 2000 г. находилось в общей сложности 560 млрд. наличных долларов, 70 % из которых обращаются за пределами США (второе место в мире после США по объему оборота наличных долларов занимает Россия). Многие страны привязали курсы своих валют к американскому доллару: государства Латинской Америки, Африки, страны с переходной экономикой. Другие, такие как Панама, Либерия, Маршалловы Острова, используют американскую валюту вместо национальной денежной единицы как законное платежное средство.

2. Перспективы развития банковских систем зарубежных стран

2.1 Банковская система Германии

Банковская система Германии относительно молодая. Банковская система ФРГ построена по двуступенчатому принципу и состоит из 3,4 тыс. коммерческих кредитно-финансовых институтов и ЦБ. Кредитные учреждения можно разделить на универсальные и специализированные банки, а в зависимости от их правовой формы на частные, общественно-правовые и кооперативные учреждения.

Частные банки ставят перед собой задачу — достижение прибыли, в то время как целью кооперативных банков является поощрение своих членов. Общественно-правовые кредитные учреждения приобретают широкую сеть филиалов внутри страны и за рубежом.

Группа общественно-правовых комбанков включает в себя 594 сберкассы и 13 земельных банков. Традиционно сберегательные кассы специализировались на привлечении сбережений населения и кредитовании под залог реальных ценностей. Сегодня они приобрели характер универсально действующих комбанков. Совместно с земельными банками сберкассы образуют единую систему по операциям безналичного расчета. Как правило, сберегательные кассы являются учреждениями общественного права, гарантами которых являются отдельные общины, города и районы. Поле деятельности этих кредитных учреждений распространяется только на территорию их гаранта. Сеть сберкасс насчитывает 19364 филиала.

Земельные банки являются центральными организациями сберкасс данного региона, которые управляют их оборотными средствами и осуществляют некоторые операции, как например, расчеты с другими странами.

За обязательства сберкасс и земельных банков несет ответственность соответствующая федеральная земля. Государственный контроль производят ответственные за это земельные министры.

Группу кооперативных банков составляют 2249 кредитных товариществ и 4 кооперативных ЦБ. Для них характерно постепенное превращение из своеобразных касс взаимопомощи для своих членов в универсальные банки, а также укрупнение путем их слияния.

Операции расчетов между отдельными кредитными товариществами проводятся через 4 региональных ЦБ, функции которых примерно соответствуют функциям земельных банков сберкасс. Верховной организацией кооперативной банковской группы является DG Bank Deutsche Genossenschaftsbank. Он является корпорацией обществ. права и в качестве универсального банка может выполнять операции любого вида.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог земельных участков и коммунальные кредиты. Коммунальные кредиты выдаются федерации, землям, территориальным общинам и прочим учреждениям общественного права. Значение коммунальных кредитов в последние годы увеличивается в связи с повышенным спросом общественных бюджетов на долгосрочные средства финансирования, и они значительно превышают объем кредитования жилищного строительства. Необходимые для работы финансовые средства ипотечные банки получают за счет продажи на рынке капитала закладных листов и облигаций коммунального займа.

Строительные сберкассы специализируются на финансировании индивидуального строительства по принципу коллективного накопления сбережений. Привлекательность такого накопления средств заключается в праве на получение кредита на жилищное строительство под сравнительно невысокий и стабильный процент. Кроме того, взносы вкладчиков поощряются за счет государственных премий и некоторых налоговых льгот.

Гарантийные банки и кредитные гарантийные общества являются учреждениями взаимопомощи малых и средних предприятий. Основная задача этих учреждений, возникших в середине 50-х гг., заключается в финансовой поддержке малого бизнеса.

В категорию специализированных банков ФРГ входит 1 банк, хранящий ценные бумаги (Wertpapiersammelbank), задачей которого является рациональное осуществление торговли ценными бумагами.

Во главе банковской системы ФРГ стоит ЦБ (Deutsche Bundesbank), учрежденный законом от 26 июля 1957г. Закон в его нынешней редакции определяет, что ЦБ ФРГ является частью Европейской системы ЦБ (ЕСЦБ).

Основной задачей ЦБ ФРГ является обеспечение стабильности цен и банковская организация платежного оборота внутри страны и с заграницей. В рамках выполнения этой задачи ЦБ ФРГ осуществляет на территории Германии денежную политику ЕСЦБ. ЦБ ФРГ при выполнении своих задач обладает значительной степенью независимости. Он должен поддерживать экономическую политику федерального правительства ФРГ только в той степени, насколько это возможно в рамках выполнения своих функций составной части ЕС ЦБ. В соответствии со ст. 107 Маастрихтского договора, национальные центробанки (как и ЕЦБ) при выполнении своих функций не имеют права следовать указаниям органов ЕС или национальных правительств.

На третьем этапе формирования Европейского экономического валютного союза прерогативой ЕСЦБ стала денежная политика. Основными задачами ЕСЦБ в этом плане являются выработка и реализация европейской денежной политики; проведение валютных сделок; управление валютными резервами стран участниц; обеспечение функционирования платежной системы.

Условия предоставления иностранным партнерам государственных, банковских и коммерческих кредитов регулируются законом о внешних экономических связях от 28 апреля 1961г., постановлением о порядке его исполнения в обновленной редакции от 22 ноября 1993г., законом о Немецком федеральном банке в новой редакции от 22 октября 1992г., законом о кредитной системе от 30 июня 1993г., законом о выявлении доходов, получаемых в результате совершения тяжких уголовных преступлений («Закон об отмывании денег») от 25 октября 1993г.

В соответствии с законодательством все платежи в ФРГ в принципе осуществляются свободно, и на перевод капитала за рубеж не требуется никакого разрешения. Однако свобода перемещения капитала не означает отказа от тщательного фиксирования объемов и направлений его передвижения.

Учет вывозимого за пределы ФРГ капитала ведется главным образом банками и кредитными учреждениями, которые периодически передают необходимые сведения о движении капитала в Федеральный банк (Бундесбанк) или центральные банки земель. За Бундесбанком закреплена исключительная компетенция по предоставлению разрешений в области оборота капиталов и платежей, в случаях, когда ограничения связаны с выполнением межгосударственных соглашений, охраной безопасности и внешних интересов.

2.2 Исследования банковской системы США, анализ современного состояния системы

Современная банковская система США сформировалась в 1980 году под воздействием Закона о Федеральной резервной системе и принятого Закона о дерегулировании депозитных учреждении и монетарном контроле. До этого момента Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало. Банковская структура состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности которых ограничивалась весьма незначительной территорией; число банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из них были эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковская свобода существенно отличалась от ее европейской трактовки.

Американские банки были практически лишены какой-либо возможности построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за его пределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другим способом. После принятия национального закона о банковской деятельности право на открытие отделений было сохранено лишь за теми банками, которые вошли в состав национальной банковской системы, уже имея свои отделения. Поэтому положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приближалось к положению местных монополий.

Общенациональное банковское законодательство предписывало вполне конкретную схему эмиссии банкнот. Однако с течением времени преимущества этой схемы становились все более сомнительными. Государственные облигации, на которые предъявляли огромный спрос как основу эмиссии банкнот, продавались обычно с надбавкой; это обстоятельство в сочетании с правилом, что банк мог произвести эмиссию лишь в объеме 90% стоимости купленных облигаций, в значительной степени сократило прибыльность вложений для эмиссионных целей, и в тех случаях, когда банк обладал возможностью выдавать кредиты, не прибегая к эмиссии, он предпочитал так и делать, что породило значительные колебания в объеме обращающихся банкнот год от года в зависимости от региона.

2.3 Сравнительный анализ денежной системы зарубежных стран

Сравнительная таблица основных показателей, характеризующих денежную систему стран.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector