Бытовой жанр
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
Содержание
История развития
Истоки
Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов.
Новорождённый телёнок, мелкая пластика из захоронения
Осколок керамической вазы с рисунком колесницы, Лувр.
Варение пива, мелкая пластика из захоронения
Древнегреческая вазопись
Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Бытовой жанр был развит и в тогдашней живописи, но до нашего времени дошли случайные его образцы. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи, и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка!», Эрмитаж; мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»; мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами — от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
Мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»
Жертвоприношение вином, 480 г. до н. э. Лувр
Муза читает свиток, лекиф, Лувр
Акробатка, гидрия, Британский музей, Лондон
Бытовой жанр стран Востока
Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э., хотя и имели поучительный, дидактический характер в пределах религиозно-философских идей. В период Тан (VII—X вв н. э.) сформировались школы китайской жанровой живописи. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В период Сун (X—XIII вв н. э.) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах, интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Примерно так же шло развитие бытового жанра в живописи Японии и Кореи, на искусство которых имела значительное влияние живопись Китая и её образцы.
Имел своё распространение бытовой жанр и в искусстве арабоязычных стран средневековья, который опирался на мощную местную культуру народов. Прежде всего это касалось Египта, Индии и Персии (Ирана). Мастера этих стран решались частично игнорировать мусульманский запрет на создание фигуративных изображений.
Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена; миниатюры к трактатам Авиценны; миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства» — поэт слушает музыкантов вместе с друзьями; миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом; миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIII в.). Художники рисуют не только сцены придворной жизни, хотя часто вынуждены работать на восточных тиранов.
Аноним из Индии, «Женщина с попугаем», начало 1580 гг.
Аноним из Индии, «Акбар верхом на слоне», начало 1600 гг.
Аноним из Индии, «Танец могольских женщин»
Мухаммад Кан, Персидский принц в часы досуга, 1633-34 гг.
В средневековой Европе
Бытовой жанр набирал мощь и в средневековой Европе. Его образцы найдены и в миниатюрах, и в рельефах, и в немногих образцах живописи (французские миниатюры со сценами строительства готических соборов, витражи, немецкие рельефы в соборе города Наумбург, миниатюры братьев Лимбург и т. п.).
Эпоха Возрождения
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век.) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карраччи, Джорджоне, Бассано).
Франческо Сальвиати. Купание Вирсавии, палаццо Саккетти, фреска
Франческо Сальвиати, танец царя Давида, палаццо Саккетти, фреска
В Голландии XVII века
Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:
- распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картин
- слабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописи
- сокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров — (портрет, пейзаж и бытовая картина).
Художников Голландии не отпугивали ни низменные, монотонные пейзажи страны, ни отсутствие остатков античных сооружений в ней, ни непрестижность изображений моряков и рыбацких лодок, крестьян и домашнего скота или изображений дремотного быта маленьких городков, непарадных окрестностей, тихих улиц и переулков и захламлённых углов двора. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров — от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров. Одни специализируются на маринах или зимних пейзажах, другие — на бытовых сценах в кабаках, сценках быта провинциальных воинов и бедных жилищ горожан и крестьян (Ян Стен, Виллем Корнелис Дейстер, Филипп Вауэрман, Адриан ван де Венне, Корнелис Бега, Адриан ван Остаде, Питер де Блот, Квирин Герритс ван Брекеленкам, Готфрид Схалкен, Ян Викторс, Карел Фабрициус, Герард Доу, Говерт Кампхёйзен, Питер де Хох, Якоб Герритс Кёйп, Ян Моленар, Филипс Конинкк, Питер ван Лар, Ян Артсен Мариенхоф, Терборх Герард, Корнелис Трост, Гербрандт Янс ван ден Экхоут, Юдит Лейстер, Гиллис Ромбаутс и другие).
Пять веков прославленного развития культуры и искусств в Италии до XVII века обусловили чопорную иерархию жанров. Высшую ступень заняли библейские и мифологические картины, самую низкую и непрестижную — пейзаж и бытовой жанр. Итальянцы ещё воспринимали как свои картины утрехтских караваджистов со сценами небольших банкетов с музыкантами и покупали их (Геррит ван Хонтхорст, «Беседа с менестрелем», галерея Уффици, Флоренция, «Концерт», галерея Боргезе, Рим), тогда как другие вызывают неприятное удивление и отторжение. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVII в. способны вызвать и скуку, и улыбку, и удивление, и хохот.
- Якоб Герритс Кёйп, «Завтрак двух воинов», 1628 г.
- Ян Вермеер, «Сводница», 1656 г., Дрезденская картинная галерея
- Ян Стен, «Праздник по поводу рождения котят»
- Виллем Корнелис Дейстер, «Солдаты, не поделившие добычу», 1622–1624, Лондон, Национальная галерия
- Ян Артсен Мариенхоф, «В мастерской художника», 1648 г.
- Адриан ван де Венне, «Драка женщин из-за штанов»
- Терборх Герард, «Сельский почтальон», 1655 г.
- Годфрид Схалкен, «Бритье бороды»
- Маттиас Стом, «Мальчик с факелом», 1622 г.
- Адриан ван Остаде, «Сельская музыка», 1645 г.
- Ян Моленар, «Предобеденная молитва»
- Питер ван Лар, «Нападение грабителей»
- Карел Фабрициус, «Торговец музыкальными инструментами», 1652, Национальная галерея, Лондон
- Говерт Кампхёйзен, «Ухаживания скотовода за дояркой»
- Якоб Дюк, «Караульня с воинами»
- Гербрандт Янс ван ден Экхоут, «Дети в парке», 1671 г.
- Герард Доу, «Торговля селёдкой», 1675 г.
Лишь со временем искусство Голландии аристократизуется, все больше ориентируется не на демократические, а на дворянские вкусы. И в бытовом жанре преобладают мещанские, добропорядочные, благородные сюжеты (Корнелис Трост, «Забавы в парке»).
В других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был фактически на обочине официального искусства в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании. Даже творчество таких великанов искусства XVII века, как Рубенс или Веласкес, которые тоже обращались к бытовому жанру (или трактовали религиозные сцены как бытовые), мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.
От творческого наследия некоторых мастеров сохранилось всего несколько картин.
Источник
Презентация по искусству на тему «Бытовой жанр в искусстве разных народов» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Бытовой жанр в искусстве разных народов
Бытовой жанр — это особый способ выражения поэзии повседневной жизни человека, народного быта, мировоззрения определенной эпохи, своеобразная история различных народов. Сегодня мы можем узнать… каковы были быт и нравы определенного народа в конкретную эпоху. Рассмотрим данный вопрос на примере изображений бытовых сцен из жизни народов Востока
Средневековый Китай Появление первых изображений бытовых сцен в Китае (IV – VIIвв.) принято связывать с религиозно-философскими идеалами людей, интеллектуальным самосовершенствованием. Чжоу Фан «Придворные дамы с цветами в прическах»
Чжоу Фан «Придворные дамы с цветами в прическах»
Янь Либэнь «Иностранные посланники, приносящие дань»
Янь Либэнь «Страница из Восточного альбома»
Пир X в. до н.э. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Фреска
Хань Хуан «Сад ученых»
Расцвет бытового жанра в Японии наступил в период с XVI по XVIIIв. Японские художники изображали жизнь народа чаще всего графически. Наиболее известные творцы того времени…
Кано Танхю (1602 — 1674) — Монах Ханьшань со свистком Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии.
Кацукаба Сюнсю (1726 — 1792) — Девушка под вишней Шелк, тушь, минеральные краски. 81×29,5 Государственный музей искусства народов Востока
Китагава Утамаро – альбом гравюр «Ежегодник зеленых домов Йосивара»
Японские гейши-юдзе кисти художницы Haruyo Morita
Бытовая живопись Кореи Мастера стремились к наиболее точной передаче настроений людей. Одним из представителей корейской бытовой живописи XVIII – XIX столетий считается …
Ким Хон До «Танец», «Строительство дома»
Хо Рён (1809–1892). Пион. Бумага, тушь Шкаф чан. Нач. XX в. Дерево, лак, перламутр, медно-никелевый сплав, бумага, роспись
Аи Сан Мук. Мои односельчане из Южной Кореи. Бумага, цветная тушь. 1958 г —
Ли Пхаль Чхан. Богатый урожай. 1958 г
Заключение Бытовой жанр является одним из главных в живописи. Он соединяет в себе и пейзаж, показывая нам обстановку и атмосферу жизни какого-либо народа, и портрет, изображая человека, и даже натюрморт, сообщая нам об интерьере того или иного места.
Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 8 класс. – М.: ВАКО, 2012. Иллюстрации – поисковая система Яндекс. http://культурный-портал.рф/razdely/iskusstvo/zhivopis/zhivopis-yaponii http://art-blog.uz/archives/835 http://www.la-fa.ru/history/history479. Ресурсы:
Номер материала: ДБ-1642471
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник