Безопасность страны важнейшая функция государства

Основные функции государства

Функции государства

Функции государства — это главные направления его деятельности, определяющие течение общественных процессов в рамках определенного исторического периода.

Функции отражают назначение и суть государства в обществе, и призваны удовлетворять базовые интересы и потребности граждан. Они определяются в зависимости от задач, актуальных для населения на том или ином этапе развития.

Разновидности функций

Согласно общепринятой классификации, по сферам деятельности государства, его функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции нацелены на решение основополагающих задач внутри страны. Их реализация обусловлена содержанием и общественным назначением государства, которое обеспечивает верховенство власти.

Характеристика внешних функций включает в себя характеризуют деятельность государства за границей, раскрывая специфику его интересов на международной арене. Реализация внешних функций делает страну полноправным субъектом международных отношений.

Внутренние и внешние функции государства взаимосвязаны и чаще всего дополняют друг друга.

Внутренние функции

К внутренним функциям государства относятся:

  1. Правопорядок или правоохранительная функция, которая направлена на защиту прав и свобод индивида, прописанных в Конституции. В рамках ее реализации государство гарантирует полное соблюдение законодательства всеми членами общества. За обеспечение закона и правопорядка отвечает система правоохранительных органов: суды, органы внутренних дел и т. д. Защита прав человека — одна из базовых задач развитого государства, так как является основой взаимоотношений со всем мировым сообществом.
  2. Организаторская функция нацелена на упорядочивание всей властной структуры. Государство контролирует соблюдение законов, следит за процессом принятия и исполнения государственных назначений и решений, а также координирует работу всех участников политической системы.
  3. Экономическая функция отвечает за общее развитие экономики, регулируя экономические отношения и процессы посредством налоговой и кредитной политики, распределения ресурсов, формирования стимулов активности и определения санкционных взысканий и ограничений. Во время экономических кризисов и депрессии влияние государства на экономику может возрастать.
  4. Социальная функция направлена на обеспечение благополучия в обществе, основанное на достойных условиях жизни и развитии всех граждан, формирование равных возможностей для достижения необходимых благ. Важную роль играет социальная защита граждан, нуждающихся в материальной поддержке, которая осуществляется через выплату пособий по безработице и помощь неимущим семьям, старикам, инвалидам и т. д. Также в рамках социальной функции обеспечивается права каждого человека на свободу труда, социального страхования, миграции рабочей силы, защиту собственности и т. д.
  5. Экологическая функция пересекается с социальной, так как именно государство обеспечивает экологическое благополучие и безопасность населения. Неконтролируемое пользование природными ресурсами, повсеместное загрязнение окружающей среды и нарушение экологических предписаний требуют постоянного контроля со стороны государства. Для предотвращения экологической катастрофы, государство устанавливает правовой режим природопользования и определяет конкретные меры наказания за нарушения.
  6. Образовательная функция заключается в повышении качества образования и его популяризации. Основной задачей является обеспечение всем гражданам равных условий для получения образования и приобретения профессии.
  7. Культурная функция создает условия для удовлетворения культурных потребностей общества и развития общекультурного уровня граждан. Реализация функции направлена на формирование культурной активности граждан в сферах искусства, творчества и т. д.

Внешние функции

К внешним функциям государства относятся:

  1. Дипломатия представляет собой направленность на благоприятные взаимоотношения со всеми странами, независимо от отличий в интересах и идеологиях. Придерживаясь добрососедских отношениий друг с другом, государства совместно участвуют в важных мероприятиях для поддержания мировой стабильности, занимаются внешней торговлей, создают союзы и т. д.
  2. Национальная безопасность — это оборонная функция государства, призванная защищать границы страны от любой внешней угрозы. В рамках этой функции вооруженные силы стран постоянно находятся в боевой готовности, гарантируя мгновенное отражение ответного удара в случае вторжения вражеских сил.
  3. Мировой порядок обусловлен совместной политической работой разных стран по обеспечению законности на мировом уровне. Это осуществляется путем создания положения международного права, всеобщего отказа от войны и разрешения спорных вопросов посредством переговоров. Главным органом, регулирующим интересы современных государств, является ООН (Организация объединенных наций).
  4. Сотрудничество с другими государствами необходимо для решения проблем мирового значения, таких как эксплуатация природных ресурсов, распространение вирусных заболеваний, предотвращение различных катастроф и т. д. Сотрудничество государств основано на общечеловеческих потребностях и ценностях, учитывает культурные, национальные и другие особенности всех стран-участников международного сообщества.
Читайте также:  Угадай страну или столицу

Примеры основных функций государства

Сущность государственных функций определяется деятельностью государства, его актуальными проблемами и задачами, требованиями современности, внешними угрозами и т. д. Для того, чтобы понять, как реализуются основные функции государства в современном мире, можно обратиться к следующим примерам.

Борьба с демографическим кризисом

Борьба с демографическим кризисом лежит в сфере реализации социальной функции, которая предполагает осуществление специальных мер для преодоления кризиса:

  • единовременные выплаты при рождении ребенка и ежемесячные детские пособия;
  • льготы при покупке ипотечной недвижимости для молодых семей;
  • льготы при кредитовании на жилье многодетным семьям;
  • увеличение пенсионных выплат и т. д.;

Государственная поддержка культуры и науки

Сущность культурной функции, к примеру, предполагает предоставление ученым и деятелям искусства государственной поддержки в развитии их профессиональной деятельности. Помощь государства обычно требуется в следующих сферах:

  • формирование и функционирование программ по сохранению атрибутов национальной культуры;
  • поддержка и мотивация талантов;
  • сохранение и защита исторических памятников;
  • популяризация и расширение высокодуховных ценностей в обществе и т. д.

Борьба с терроризмом

Борьба с терроризмом является элементом внешней функции государства. Так как ни одна страна не способна справиться с этой угрозой своими силами, все действия против терроризма осуществляются в тесном сотрудничестве государств. Для этой цели создаются международные организации для борьбы с терроризмом, проводятся постоянные съезды и межгосударственные конференции.

Источник

Обеспечение безопасности в системе функций современного государства

Дата публикации: 23.10.2020 2020-10-23

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Громова, О. Н. Обеспечение безопасности в системе функций современного государства / О. Н. Громова, В. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74391/ (дата обращения: 27.04.2021).

Раскрывая тему обеспечения безопасности в системе функций современного государства, обратимся прежде всего к вопросу о функциях государства.

Традиционно под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и социальным назначением [9]. Как правило, характерные черты функций государства проявляются в комплексе. Конечно, можно рассматривать их и в каком-то отдельном аспекте деятельности государства, но в этом случае характеристика будет отличаться неполнотой и односторонностью. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако, это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.

В юридической литературе функции государства классифицируются по различным критериям. Наиболее распространенной является классификация по направленности решаемых государством целей и задач, в результате чего выделяются внутренние и внешние функции.

К внутренним функциям традиционно относятся:

– экономическая функция (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности);

– социальная функция (меры, направленные на охрану труда и здоровья граждан, позволяющие гарантировать минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства и детства, пенсионного обеспечения и т. д.);

– правоохранительная функция (деятельность государства в области точного и полного исполнения установленного им общественного и правового порядка, защита от противоправных посягательств как населения, так и организаций, защита конституционного строя и государства от действий противоправной направленности);

– экологическая функция (деятельность государства, направленная на охрану окружающей природной среды, ее восстановление после негативного воздействия человека, воспроизводство природных ресурсов, их рациональное использование, соблюдение правопорядка в отношении природопользования).

Также традиционно к внешним функциям относятся:

– политическая функция (развитие межгосударственных взаимоотношений, проявляющееся в создании представительств одних государств на территории других, в подписании международных договоров, в совместном участии на уровне действия международных организаций и т. д.);

– функция обороны (защита государства от нападения извне и укрепление собственных вооруженных сил);

– функция интеграции в мировую экономику (характерным для данной функции является осуществление внешней экономической деятельности, которая проявляется в увеличении объемов мировых торговых оборотов, рынка услуг, повышения уровня инвестиционных потоков, усиление роли информации).

Читайте также:  Гербы разных стран мира или герба

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общества, личности, безопасности в области экологии, полномочия и функции Президента РФ, Совета безопасности, всех ветвей власти в области безопасности определены Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Федеральный закон о безопасности) [2].

Однако названный нормативно-правовой акт не содержит определение термина «безопасность». В соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446–1 «О безопасности» безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [6]. Нам представляется, что приведенное определение, утраченное во вновь принятом юридическом акте, наиболее полно отражает юридическую сущность понятия «безопасность». Трудно не согласиться с позицией Г. З. Мансурова, что отсутствие понятийного аппарата является серьезным недостатком действующего Закона о безопасности, поскольку отсутствие легитимного определения создает трудности для юрисдикционных органов при применении нормативных актов, содержащих соответствующий термин [9].

Кроме того, по мнению А. И. Стахова, отсутствие легального определения приводит к невозможности единообразного понимания природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации [11]. Этот вывод следует из определений понятия «обеспечение безопасности», закрепленных в отдельных нормативных правовых актах.

Так, например, в Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» закреплено, что обеспечение безопасности гидротехнического сооружения осуществляется посредством разработки и осуществления мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения [3]. А в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к обеспечению безопасности дорожного движения законодатель относит деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий [1].

Ясность и точность формулировки в нормах действующего законодательства, определяющей безопасность, способствуют единообразному пониманию природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации.

Анализ функций современного государства, свидетельствует о том, что обеспечение безопасности охватывает значительный круг общественных отношений в различных областях.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации необходимо осуществлять такие мероприятия как:

– разработка системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности;

– определение основных направлений деятельности органов государственной власти и управления в данной области;

– создание и регулирование деятельности органов обеспечения безопасности.

Традиционно, как и в любом аспекте деятельности, система правовых норм строится на Конституции РФ, поскольку именно Основной Закон является фундаментом для формирования общественных отношений в любом направлении, в том числе и в рассматриваемой нами области обеспечения безопасности.

Основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации можно назвать Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, сущность которой также подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и функций государства [5].

Выполнение государством определенных функций определяют и задачи, правила взаимоотношений государственных органов обеспечения безопасности, призванных выполнять непосредственное обеспечение безопасности личности, общества и государства. При этом всегда следует учитывать, что функции являются всегда первичными по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция — это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация — это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.

Полномочия Президента РФ как лица, определяющего основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, установлены ст. 8 Федерального закона о безопасности. Следует отметить, данные полномочия основываются на положениях гл. 4 Конституции РФ, вполне соответствует установленным законодательным нормам, так как гл. 4 начинается со ст. 80, определяющей, Президент РФ является главой государства.

На Правительство РФ, осуществляющее в соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть, Федеральным законом о безопасности возложено участие в осуществлении государственной политики в области обеспечения безопасности. Нам представляется, что одним из важнейших направлений его деятельности в рассматриваемом направлении является закрепление за подведомственными субъектами компетенций в области обеспечения безопасности.

Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) вопросы безопасности в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Невозможно не отметить широкий спектр видов деятельности рассматриваемого субъекта. Данное обстоятельство обусловило и объем, и важность поставленных перед ним задач. Так, государственная политика в сфере обеспечения безопасности в указанных направлениях является прерогативой МЧС России. Осуществление названной функции невозможно при отсутствии права на нормотворчество, что так же обусловило задачу подготовки и принятия нормативных правовых актов. Надзор, контроль, разрешительные полномочия — это так же задачи, которые решает рассматриваемый субъект в целях обеспечения безопасности.

Читайте также:  Страны развитой газовой промышленности

Рассматривая задачи, решаемые МЧС России, трудно выделить какую-то определенную функцию государства, на которую они направлены. Нам представляется очевидным, что данная деятельность касается всех функций государства.

Обеспечение безопасности складываются из многих направлений деятельности, продекларированных в ст. 3 Федерального закона о безопасности. Исследователи вопросов безопасности отмечают, что из приведенных направлений деятельности по обеспечению безопасности приоритетным является прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности. Данное положение трудно оспорить, поскольку превентивные меры в любой деятельности являются более целесообразными и менее экономически затратными по сравнению с ликвидацией непосредственно возникших негативных ситуаций.

Направление деятельности в сфере безопасности определено Федеральным законом о безопасности не только на долгосрочную перспективу, но и в целях применения комплекса оперативных мер, которые необходимы при возникновении определенных ситуаций, например, экономического характера.

Нам представляется, что именно такая ситуация возникла после введения государствами Европейского Союза, США, Канадой, Австралией и другими политики санкций против России в результате проведенного референдума по присоединению полуострова Крым к России, проявившуюся в отношении отдельных физических лиц, а затем запрета на поставку специального оборудования, осуществления пятью банками долгосрочного заимствования.

Президентом РФ в ответ на угрозу национальной безопасности были подписаны два Указа — от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Указанными подзаконными актами был введен запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются указанные государства, и уничтожению ввезенных санкционных товаров. По этому поводу Верховный Суд РФ рассмотрел административное дело по исковому заявлению ООО «Урман» о признании недействующим п. 1 Указа Президента РФ № 391, в соответствии с которым подлежат уничтожению продовольственные товары по определенному перечню, ввезенные из государств, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц (объектом уничтожения явились «яблоки свежие», приобретенные по заключенному контракту с эстонской фирмой BLAZE FOCUS OU).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения, поскольку Указ издан в рамках компетенции Президента Российской Федерации, определенной федеральным законодательством.

За аналогичное правонарушение была привлечена к административной ответственности компания-перевозчик SIA «NOVA TRANS» (Латвия), которая посредством грузового транспортного средства SCANIA с полуприцепом SCHMITZ под управлением водителя Кондрука М. осуществила ввоз на территорию Российской Федерации через таможенный пост МАПЛ «Убылинка» Псковской таможни в целях дальнейшего перемещения в Узбекистан товара (шкурки куриные замороженные), запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации.

Верховный Суд РФ, рассматривающий жалобу директора компании SIA «NOVA TRANS» (Латвия) на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области и решение судьи Псковского областного суда, сделал вывод о правомерности привлечения к административной ответственности, поскольку имело место нарушение указанных выше нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации [7].

Следует отметить, что приведенные нами направления деятельности по обеспечению безопасности являются только частью тех мероприятий, которые предусматриваются на законодательном уровне, а затем реализуются в практической деятельности во исполнение внутренних и внешних функций государства. При этом мы считаем обоснованной точку зрения А. И. Стахова в том, что обеспечение безопасности является основной функцией Российского государства [11], что подтверждается следующими аргументами.

Во-первых, обеспечение безопасности охватывает всю совокупность конституционных и иных законных интересов, носителями которых выступают личность, общество, государство и нация. Следовательно, в обеспечении безопасности проявляется социальное назначение российского государства.

Во-вторых, обеспечение безопасности возлагается на все ветви органов власти, о чем мы указывали при характеристике полномочий различных государственных структур.

В-третьих, рассматриваемые правоотношения охватывают широкий круг субъектов-участников.

Источник

Оцените статью