- Основные функции государства
- Функции государства
- Разновидности функций
- Внутренние функции
- Внешние функции
- Примеры основных функций государства
- Борьба с демографическим кризисом
- Государственная поддержка культуры и науки
- Борьба с терроризмом
- Обеспечение безопасности в системе функций современного государства
- Библиографическое описание:
Основные функции государства
Функции государства
Функции государства — это главные направления его деятельности, определяющие течение общественных процессов в рамках определенного исторического периода.
Функции отражают назначение и суть государства в обществе, и призваны удовлетворять базовые интересы и потребности граждан. Они определяются в зависимости от задач, актуальных для населения на том или ином этапе развития.
Разновидности функций
Согласно общепринятой классификации, по сферам деятельности государства, его функции делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции нацелены на решение основополагающих задач внутри страны. Их реализация обусловлена содержанием и общественным назначением государства, которое обеспечивает верховенство власти.
Характеристика внешних функций включает в себя характеризуют деятельность государства за границей, раскрывая специфику его интересов на международной арене. Реализация внешних функций делает страну полноправным субъектом международных отношений.
Внутренние и внешние функции государства взаимосвязаны и чаще всего дополняют друг друга.
Внутренние функции
К внутренним функциям государства относятся:
- Правопорядок или правоохранительная функция, которая направлена на защиту прав и свобод индивида, прописанных в Конституции. В рамках ее реализации государство гарантирует полное соблюдение законодательства всеми членами общества. За обеспечение закона и правопорядка отвечает система правоохранительных органов: суды, органы внутренних дел и т. д. Защита прав человека — одна из базовых задач развитого государства, так как является основой взаимоотношений со всем мировым сообществом.
- Организаторская функция нацелена на упорядочивание всей властной структуры. Государство контролирует соблюдение законов, следит за процессом принятия и исполнения государственных назначений и решений, а также координирует работу всех участников политической системы.
- Экономическая функция отвечает за общее развитие экономики, регулируя экономические отношения и процессы посредством налоговой и кредитной политики, распределения ресурсов, формирования стимулов активности и определения санкционных взысканий и ограничений. Во время экономических кризисов и депрессии влияние государства на экономику может возрастать.
- Социальная функция направлена на обеспечение благополучия в обществе, основанное на достойных условиях жизни и развитии всех граждан, формирование равных возможностей для достижения необходимых благ. Важную роль играет социальная защита граждан, нуждающихся в материальной поддержке, которая осуществляется через выплату пособий по безработице и помощь неимущим семьям, старикам, инвалидам и т. д. Также в рамках социальной функции обеспечивается права каждого человека на свободу труда, социального страхования, миграции рабочей силы, защиту собственности и т. д.
- Экологическая функция пересекается с социальной, так как именно государство обеспечивает экологическое благополучие и безопасность населения. Неконтролируемое пользование природными ресурсами, повсеместное загрязнение окружающей среды и нарушение экологических предписаний требуют постоянного контроля со стороны государства. Для предотвращения экологической катастрофы, государство устанавливает правовой режим природопользования и определяет конкретные меры наказания за нарушения.
- Образовательная функция заключается в повышении качества образования и его популяризации. Основной задачей является обеспечение всем гражданам равных условий для получения образования и приобретения профессии.
- Культурная функция создает условия для удовлетворения культурных потребностей общества и развития общекультурного уровня граждан. Реализация функции направлена на формирование культурной активности граждан в сферах искусства, творчества и т. д.
Внешние функции
К внешним функциям государства относятся:
- Дипломатия представляет собой направленность на благоприятные взаимоотношения со всеми странами, независимо от отличий в интересах и идеологиях. Придерживаясь добрососедских отношениий друг с другом, государства совместно участвуют в важных мероприятиях для поддержания мировой стабильности, занимаются внешней торговлей, создают союзы и т. д.
- Национальная безопасность — это оборонная функция государства, призванная защищать границы страны от любой внешней угрозы. В рамках этой функции вооруженные силы стран постоянно находятся в боевой готовности, гарантируя мгновенное отражение ответного удара в случае вторжения вражеских сил.
- Мировой порядок обусловлен совместной политической работой разных стран по обеспечению законности на мировом уровне. Это осуществляется путем создания положения международного права, всеобщего отказа от войны и разрешения спорных вопросов посредством переговоров. Главным органом, регулирующим интересы современных государств, является ООН (Организация объединенных наций).
- Сотрудничество с другими государствами необходимо для решения проблем мирового значения, таких как эксплуатация природных ресурсов, распространение вирусных заболеваний, предотвращение различных катастроф и т. д. Сотрудничество государств основано на общечеловеческих потребностях и ценностях, учитывает культурные, национальные и другие особенности всех стран-участников международного сообщества.
Примеры основных функций государства
Сущность государственных функций определяется деятельностью государства, его актуальными проблемами и задачами, требованиями современности, внешними угрозами и т. д. Для того, чтобы понять, как реализуются основные функции государства в современном мире, можно обратиться к следующим примерам.
Борьба с демографическим кризисом
Борьба с демографическим кризисом лежит в сфере реализации социальной функции, которая предполагает осуществление специальных мер для преодоления кризиса:
- единовременные выплаты при рождении ребенка и ежемесячные детские пособия;
- льготы при покупке ипотечной недвижимости для молодых семей;
- льготы при кредитовании на жилье многодетным семьям;
- увеличение пенсионных выплат и т. д.;
Государственная поддержка культуры и науки
Сущность культурной функции, к примеру, предполагает предоставление ученым и деятелям искусства государственной поддержки в развитии их профессиональной деятельности. Помощь государства обычно требуется в следующих сферах:
- формирование и функционирование программ по сохранению атрибутов национальной культуры;
- поддержка и мотивация талантов;
- сохранение и защита исторических памятников;
- популяризация и расширение высокодуховных ценностей в обществе и т. д.
Борьба с терроризмом
Борьба с терроризмом является элементом внешней функции государства. Так как ни одна страна не способна справиться с этой угрозой своими силами, все действия против терроризма осуществляются в тесном сотрудничестве государств. Для этой цели создаются международные организации для борьбы с терроризмом, проводятся постоянные съезды и межгосударственные конференции.
Источник
Обеспечение безопасности в системе функций современного государства
Дата публикации: 23.10.2020 2020-10-23
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Громова, О. Н. Обеспечение безопасности в системе функций современного государства / О. Н. Громова, В. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74391/ (дата обращения: 27.04.2021).
Раскрывая тему обеспечения безопасности в системе функций современного государства, обратимся прежде всего к вопросу о функциях государства.
Традиционно под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и социальным назначением [9]. Как правило, характерные черты функций государства проявляются в комплексе. Конечно, можно рассматривать их и в каком-то отдельном аспекте деятельности государства, но в этом случае характеристика будет отличаться неполнотой и односторонностью. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако, это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.
В юридической литературе функции государства классифицируются по различным критериям. Наиболее распространенной является классификация по направленности решаемых государством целей и задач, в результате чего выделяются внутренние и внешние функции.
К внутренним функциям традиционно относятся:
– экономическая функция (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности);
– социальная функция (меры, направленные на охрану труда и здоровья граждан, позволяющие гарантировать минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства и детства, пенсионного обеспечения и т. д.);
– правоохранительная функция (деятельность государства в области точного и полного исполнения установленного им общественного и правового порядка, защита от противоправных посягательств как населения, так и организаций, защита конституционного строя и государства от действий противоправной направленности);
– экологическая функция (деятельность государства, направленная на охрану окружающей природной среды, ее восстановление после негативного воздействия человека, воспроизводство природных ресурсов, их рациональное использование, соблюдение правопорядка в отношении природопользования).
Также традиционно к внешним функциям относятся:
– политическая функция (развитие межгосударственных взаимоотношений, проявляющееся в создании представительств одних государств на территории других, в подписании международных договоров, в совместном участии на уровне действия международных организаций и т. д.);
– функция обороны (защита государства от нападения извне и укрепление собственных вооруженных сил);
– функция интеграции в мировую экономику (характерным для данной функции является осуществление внешней экономической деятельности, которая проявляется в увеличении объемов мировых торговых оборотов, рынка услуг, повышения уровня инвестиционных потоков, усиление роли информации).
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общества, личности, безопасности в области экологии, полномочия и функции Президента РФ, Совета безопасности, всех ветвей власти в области безопасности определены Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Федеральный закон о безопасности) [2].
Однако названный нормативно-правовой акт не содержит определение термина «безопасность». В соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446–1 «О безопасности» безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [6]. Нам представляется, что приведенное определение, утраченное во вновь принятом юридическом акте, наиболее полно отражает юридическую сущность понятия «безопасность». Трудно не согласиться с позицией Г. З. Мансурова, что отсутствие понятийного аппарата является серьезным недостатком действующего Закона о безопасности, поскольку отсутствие легитимного определения создает трудности для юрисдикционных органов при применении нормативных актов, содержащих соответствующий термин [9].
Кроме того, по мнению А. И. Стахова, отсутствие легального определения приводит к невозможности единообразного понимания природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации [11]. Этот вывод следует из определений понятия «обеспечение безопасности», закрепленных в отдельных нормативных правовых актах.
Так, например, в Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» закреплено, что обеспечение безопасности гидротехнического сооружения осуществляется посредством разработки и осуществления мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения [3]. А в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к обеспечению безопасности дорожного движения законодатель относит деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий [1].
Ясность и точность формулировки в нормах действующего законодательства, определяющей безопасность, способствуют единообразному пониманию природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации.
Анализ функций современного государства, свидетельствует о том, что обеспечение безопасности охватывает значительный круг общественных отношений в различных областях.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации необходимо осуществлять такие мероприятия как:
– разработка системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности;
– определение основных направлений деятельности органов государственной власти и управления в данной области;
– создание и регулирование деятельности органов обеспечения безопасности.
Традиционно, как и в любом аспекте деятельности, система правовых норм строится на Конституции РФ, поскольку именно Основной Закон является фундаментом для формирования общественных отношений в любом направлении, в том числе и в рассматриваемой нами области обеспечения безопасности.
Основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации можно назвать Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, сущность которой также подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и функций государства [5].
Выполнение государством определенных функций определяют и задачи, правила взаимоотношений государственных органов обеспечения безопасности, призванных выполнять непосредственное обеспечение безопасности личности, общества и государства. При этом всегда следует учитывать, что функции являются всегда первичными по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция — это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация — это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.
Полномочия Президента РФ как лица, определяющего основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, установлены ст. 8 Федерального закона о безопасности. Следует отметить, данные полномочия основываются на положениях гл. 4 Конституции РФ, вполне соответствует установленным законодательным нормам, так как гл. 4 начинается со ст. 80, определяющей, Президент РФ является главой государства.
На Правительство РФ, осуществляющее в соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть, Федеральным законом о безопасности возложено участие в осуществлении государственной политики в области обеспечения безопасности. Нам представляется, что одним из важнейших направлений его деятельности в рассматриваемом направлении является закрепление за подведомственными субъектами компетенций в области обеспечения безопасности.
Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) вопросы безопасности в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Невозможно не отметить широкий спектр видов деятельности рассматриваемого субъекта. Данное обстоятельство обусловило и объем, и важность поставленных перед ним задач. Так, государственная политика в сфере обеспечения безопасности в указанных направлениях является прерогативой МЧС России. Осуществление названной функции невозможно при отсутствии права на нормотворчество, что так же обусловило задачу подготовки и принятия нормативных правовых актов. Надзор, контроль, разрешительные полномочия — это так же задачи, которые решает рассматриваемый субъект в целях обеспечения безопасности.
Рассматривая задачи, решаемые МЧС России, трудно выделить какую-то определенную функцию государства, на которую они направлены. Нам представляется очевидным, что данная деятельность касается всех функций государства.
Обеспечение безопасности складываются из многих направлений деятельности, продекларированных в ст. 3 Федерального закона о безопасности. Исследователи вопросов безопасности отмечают, что из приведенных направлений деятельности по обеспечению безопасности приоритетным является прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности. Данное положение трудно оспорить, поскольку превентивные меры в любой деятельности являются более целесообразными и менее экономически затратными по сравнению с ликвидацией непосредственно возникших негативных ситуаций.
Направление деятельности в сфере безопасности определено Федеральным законом о безопасности не только на долгосрочную перспективу, но и в целях применения комплекса оперативных мер, которые необходимы при возникновении определенных ситуаций, например, экономического характера.
Нам представляется, что именно такая ситуация возникла после введения государствами Европейского Союза, США, Канадой, Австралией и другими политики санкций против России в результате проведенного референдума по присоединению полуострова Крым к России, проявившуюся в отношении отдельных физических лиц, а затем запрета на поставку специального оборудования, осуществления пятью банками долгосрочного заимствования.
Президентом РФ в ответ на угрозу национальной безопасности были подписаны два Указа — от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Указанными подзаконными актами был введен запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются указанные государства, и уничтожению ввезенных санкционных товаров. По этому поводу Верховный Суд РФ рассмотрел административное дело по исковому заявлению ООО «Урман» о признании недействующим п. 1 Указа Президента РФ № 391, в соответствии с которым подлежат уничтожению продовольственные товары по определенному перечню, ввезенные из государств, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц (объектом уничтожения явились «яблоки свежие», приобретенные по заключенному контракту с эстонской фирмой BLAZE FOCUS OU).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения, поскольку Указ издан в рамках компетенции Президента Российской Федерации, определенной федеральным законодательством.
За аналогичное правонарушение была привлечена к административной ответственности компания-перевозчик SIA «NOVA TRANS» (Латвия), которая посредством грузового транспортного средства SCANIA с полуприцепом SCHMITZ под управлением водителя Кондрука М. осуществила ввоз на территорию Российской Федерации через таможенный пост МАПЛ «Убылинка» Псковской таможни в целях дальнейшего перемещения в Узбекистан товара (шкурки куриные замороженные), запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации.
Верховный Суд РФ, рассматривающий жалобу директора компании SIA «NOVA TRANS» (Латвия) на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области и решение судьи Псковского областного суда, сделал вывод о правомерности привлечения к административной ответственности, поскольку имело место нарушение указанных выше нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации [7].
Следует отметить, что приведенные нами направления деятельности по обеспечению безопасности являются только частью тех мероприятий, которые предусматриваются на законодательном уровне, а затем реализуются в практической деятельности во исполнение внутренних и внешних функций государства. При этом мы считаем обоснованной точку зрения А. И. Стахова в том, что обеспечение безопасности является основной функцией Российского государства [11], что подтверждается следующими аргументами.
Во-первых, обеспечение безопасности охватывает всю совокупность конституционных и иных законных интересов, носителями которых выступают личность, общество, государство и нация. Следовательно, в обеспечении безопасности проявляется социальное назначение российского государства.
Во-вторых, обеспечение безопасности возлагается на все ветви органов власти, о чем мы указывали при характеристике полномочий различных государственных структур.
В-третьих, рассматриваемые правоотношения охватывают широкий круг субъектов-участников.
Источник