Конспект занятия на тему Экскурсия в музейный уголок «Весточка»
Экскурсия в музейный уголок «Весточка»
Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами
Задачи:
— Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее истории и народной культуре.
— Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
— Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха, кудель и др.
— Развивать двигательную активность.
— Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в уголке русской избы; чтение рассказа К.Д Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по содержанию; знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды, чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Цель: закрепить знание детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, рубелем, вальком, утюгом.
Цель: активизировать в речи слова: прялка, прясть, веретено, ткацкий станок, ткать, рубель, валек и т.д. Обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.
Цель: прививать интерес к истории и культуре родного края, народным традициям, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование:
1.Выставка в музейном уголке «Весточка» «Секреты русской избы».
2. Аудиозаписи с русской народной музыкой.
Ход
— Добрый день, ребята! Сегодня вы впервые посещаете музей.
— А хотите ли вы познакомиться с экспонатами музея? (Ответ детей)
— Ну вот, вы в музее. Так как наш дом не простой, здесь нужно вести себя по-особому.
Правило №1 – в музее хранятся экспонаты, которым очень много лет, поэтому трогать руками мы их не будем, только по-особому разрешению.
Правило №2 – уметь слушать. Только тот, кто будет следовать этим правилам, обязательно попадет в страну Истории.
— Заходя в наш теремок, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.
Рассказ музейного работника.
— Каждый экспонат имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя экспонаты, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного.
Расскажите ребята, что вы видели интересное в музее? (ответы детей). Кто в музее все показывает и рассказывает? (ответы детей) Молодцы правильно — экскурсовод.
Хотели бы вы сейчас жить так, как жили люди нашего края раньше много лет назад, и почему? (ответы детей).
Что нового появилось в современной жизни (ответы детей). Что вам особенно понравилось в музее? (ответы детей). Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда? (ответы детей).
Правильно — это делается для того чтобы сохранить все для потомков. Чтобы они помнили и не забывали, берегли то, что у них есть и радовались жизни.
«Край любимый мой родной»
Край любимый мой родной,
Я люблю тебя душой.
Чтобы многое узнать,
По музеям похожу,
На старинные предметы погляжу.
И о том, как жили люди в старину
Своим друзьям я расскажу.
Пусть они растут большими,
Берегут свой край родной,
Все, что есть у нас —
Потомкам, они тоже сберегут.
на тему: «Музей это интересно»
Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.
1.Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного села.
2.Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира.
3.Воспитывать любовь к родному селу.
— Скажите ребята, а у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните??
— У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем то приятном.
-Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям. Другие собирали посуду, игрушки, книги и т.д.
Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.
Повторите это слово .(Дети повторяют слово хором и индивидуально).
-Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.
-Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции.
— а как же называется такое помещение? музей.
Слово « музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!
(Музей – это место где много красивых вещей. В музее много картин. В музее есть кости мамонта. В музее есть пушки и т.д.)
— Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные
— А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили.(Ответы детей).
-Дети, а как надо себя вести в музее?
1.Нельзя громко разговаривать, что бы не мешать другим посетителям.
2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.
3. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.
– Как вы думаете почему?
Хотите, я вам расскажу, как два мальчика ходили в музей искусств? Что они там увидели? На эти вопросы вы сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение.
Стихотворение называется «Мы с другом спешим в музей искусств».
Сегодня мы с другом спешим в музей искусств.
Мы слышали столько про этот музей,
От наших знакомых, родных и друзей.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
В автобусе едим, в трамвае сидим.
В душе впечатлений у нас уже масса,
А мы еще только добрались до кассы!
Даем мы в окошко монеты и просим:
Пожалуйста, дайте билеты.
И вот уже проходим в зал, какая тишина!
И вот уже идем к картине, какая красота!
А вот еще одна картина, затем еще одна…
Проходим с другом мы по залу, не торопясь и чуть дыша.
А если нам понравилась картина, мы возвратимся к ней еще.
Чтоб насладиться и запомнить полотно.
Вот Шишкина пейзаж «Зима», а вот Саврасова – «Весна».
Здесь рядом сразу лето, и осень в золото одета.
Здесь натюрморт, а здесь пейзаж. Какой портрет! Какой пейзаж!
Вот блюдо, словно чудо с узором расписным.
Игрушки: кони, козлики с названием словно дым.
А вот еще матрешек ряд, смотреть их каждый будет рад.
Здесь тишина и красота, здесь отдохнет твоя душа.
Мы с другом в музей ходили.
Теперь ребята для всех и для друзей, мы смело скажем:
Как хорошо, что есть музей! Как хорошо, что можно всем туда пойти!
И отдых для души своей найти.
Во время рассказывания стихотворения воспитатель демонстрирует репродукции и предметы, которые перечисляются.
Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Вспомните, пожалуйста, в какой музей спешили ребята? Как они вошли в зал? Понравился мальчикам музей или нет? Зачем нужно ходить в музей? Ответы детей .
А Я ВАМ СЕГОДНЯ ПРЕДЛАГАЮ ОТПРАВИТЬСЯ на экскурсию по Москве и узнать немного о музеях Москвы.
Люблю по городу гулять, люблю смотреть,
Крепость – раз, музей – два,
Три- высокие дома.
Четыре – парк, пять – стадион,
Шесть – площадь, семь – фонтан.
Вот восемь – длинный мост,
И Томь течет под ним.
Девять драматический театр,
А десять круглый цирк.
Еще могли бы мы гулять,
Но нам пора уж в детский сад.
-Пока мы гуляли по городу, проходили мимо музеев. Давайте посмотрим их.
Просмотр иллюстраций «Музеи города».
-Вам понравились музеи?
-Чтобы пойти в музей с родителями, нужно знать их название.
-Вы запомнили их?
Давайте поиграем в игру и повторим название музеев.
Дети делятся на подгруппы с помощью цветных фишек, получают конверты с разрезными картинками и собирают их.
Воспитатель (предлагает детям нарисовать приглашение в музей для родителей): Давайте нарисуем рисунки «символы» наших музеев. Это будет подарок вашим родителям.
Воспитатель: Дети, какую тайну мы сегодня открыли?
Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Любуются рисунками. Дарят родителям пригласительные билеты .
Путешествие в мини-музей русская изба
Формировать потребность в изучении обычаев и истории русского народа.
Приобщать ребенка к миру прекрасного через социокультурную среду музея.
Формировать «образ музея», как храма искусства и традиций.
Приучать ребенка к использованию активных выражений художественного слова в обычной жизни.
Развивать художественное восприятие, образное мышление, словарь ребенка.
Воспитывать любовь к истории, традициям русского народа.
Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, побуждать интерес к музею.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть. Вы улыбаетесь, ваши глазки сияют, и я надеюсь, такое же хорошее настроение, как и у меня. А что бы вам хотелось сделать сегодня?
Примерные ответы детей: Мне бы хотелось подарить своему другу рисунок, а мне хочется спеть песню и т.п.
Воспитатель: Как у (называет имя ребенка) глазки сияют. Какое у тебя желание? (Я бы хотел отправиться в путешествие)
Воспитатель: Ребята, а ведь это действительно хорошая идея. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ. (С. Михалков)
Воспитатель: Вы догадались, куда мы пойдем? (Мы пойдем в музей).
Воспитатель: Действительно, я хотела пригласить вас сегодня в музей. А кто знает, что такое музей? (Место, где хранятся старинные вещи. Место, где проводят экскурсии).
Воспитатель: Какие музеи вы знаете? (музей игрушки, музей книги, музей транспорта, музей восковых фигур, исторический музей и т.п.)
Воспитатель: Какие вы умные! А в какой музей мы сегодня пойдем, вы узнаете после игры «Превращение»
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Звучит русская народная музыка. В это время воспитатель надевает на девочек кокошники и платочки, на мальчиков картузы.
Воспитатель: Посмотрите друг на друга вы теперь не просто мальчики и девочки, а красны девицы и добры молодцы. Давайте не будем больше медлить и отправимся в музей прошлого.
Звучит русская народная музыка, дети проходят в музей.
На первый взгляд — простое слово,
Оно и вам сегодня знакомо.
Но в этом простом и незвучном словечке
Частичка души и судьбы человеческой.
Частичка страны и наше наследство,
Где бабушек наших промчалось детство.
Зайдем и мы в покой музея
И насладимся тишиной.
И от прекрасного немея,
Сольемся с нашей стариной.
Проходите, посмотрите вокруг, полюбуйтесь. Сколько здесь интересных предметов, а значит и историй. Постараемся с Вами погрузиться в атмосферу русского быта. А поможет вам в этом ваша фантазия и воображение.
Воспитатель: Представьте себе, что вы находитесь в русской избе. Слышен за печкой голос сверчка из щелки сухого полена. На лавке за прялкой сидит бабушка и прядет пряжу. На столе стоит горячий самовар и все в избе дышит теплом и уютом.
А теперь откройте глаза и попробуйте найти те предметы, которые я назвала. А где еще мы встречаем названия предметов русского быта? (в загадках, небылицах, потешках, пословицах и т.д.)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте, продолжим знакомиться с предметами старины, а помогут нам в этом загадки.
1. Посмотри, какая грива,
Шелковиста и красива.
Скачет в поле у распадка.
Как зовут её? (лошадка)
2. Ростом разные подружки,
но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (матрёшка)
— Какие красивые игрушки, а вам они нравятся? Смотрю я на них, и
захотелось мне поиграть.
Ох игрушечка игра.
Проводится игра «У Маланьи у старушки. »
Воспитатель: А вы знаете, что на русском подворье люди не только играли и упражнялись в молодецкой удали, но и похвалялись своей смекалкой. Давайте и мы попробуем, и пусть нам русские народные пословицы помогут в этом.
В каждой избе была корзиночка-копилка. Мы в копилку, что собираем? (ответы детей), а старые люди собирали мудрость в копилку. Вот и в этой корзинке лежат картинки, которые помогут нам вспомнить пословицы о дружбе и о труде.
(Дети рассказывают пословицы о дружбе и о труде)
Воспитатель: Ах, какие молодцы, вы все дети удальцы!
Воспитатель смотрит на часы
Воспитатель: Как время быстро пролетело, пора нам возвращаться в группу. А поможет нам вот этот волшебный клубочек.
Дети, рассматривая клубочек, еще раз проходят по музею и вспоминают, как много интересного они узнали и увидели, делятся впечатлениями.
Воспитатель: Вы очень многое узнали.
В мире открытий побывали.
Музей открыл вам в сказку дверь,
Ты в чудеса, малыш, поверь!
И пусть этот видеосюжет станет вам небольшим, но добрым подарком.
Занятие заканчивается просмотром видеосюжетом из сказки «Морозко».
Беседы с детьми о музее.
Цель : Подготовка детей к восприятию мира музея
Задачи:
1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.
2. Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают ,с музейными профессиями.
3. Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.
Беседа «Что такое музей»
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки.
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в . (музей).
– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.
— О музее
— Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).
— Для чего люди создают музеи?(Ответы детей).
— Давайте заглянем в музей и узнаем о нем побольше.(показ картинок)
— Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.
— А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).
— Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).
— Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)
— Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.
— А теперь давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Показ картинок
– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).
– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.
— Их профессия называется археолог.
— А еще экспонаты в музеи дарят люди.
— Их называют дарители.
– Как экспонаты попадают в музей- мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея? (Предположения детей).
— Чем отличается экспонат от простого предмета?
(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).
— В каждом городе есть музеи. В нашем городе, селе тоже есть. Даже в нашем детском саду есть музей «Весточка» Я предлагаю вам пройти туда.
Беседа «музейные профессии».
Цель этой беседы — показать музей как сложный механизм; от того, как отлажена его работа, зависит сохранность произведений искусства.
Ход беседы
Ребята вы уже знаете что такое музей . Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам.
Воспитатель знакомит детей с профессиями людей ,которые работают в музее (экскурсовода, музейных смотрителей, работников охраны, хранители, реставраторы, такелажники, осветители, климатологи)
Экскурсовод — Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты
Архивариус -Учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках
Эксперт — оценщик Оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.
Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции
Реставраторы- это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.
Смотритель музея -встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу.
Билетёр -Продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,
Гардеробщик -Забирает одежду, выдает номерок и бахилы.
Экскурсанты — Приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.
Беседа правила поведения в общественных местах- музее.
Ход беседы:
Общественные места – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе — едут, в магазине — покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье. Какие общественные места вы знаете?
Ответы детей.
Как вы думаете, зачем нужны правила поведения?
Ответы детей
-Воспитатель .Чтобы сохранить здоровье и безопасность свою и окружающих, следует соблюдать правила поведения в общественных местах.
Вспомните, какие из этих правил вы знаете.
Ответы детей.
Всё названное вами – правила поведения или этикет.
Что такое “этикет”? Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомнения.
А теперь серьёзное дадим определение.
«Этикет – это правила поведения человека среди других людей».
И так мы с вами отправляемся в музей .Какие же нам с вами нужно знать правила.
Куртку, шапку иль пальто,
Не мешало, чтоб оно,
Не ходить, чтоб нам в развалку,
Отнесем мы в . раздевалку (гардероб).
О каком правиле поведения идет речь в стихотворении?
Ответы детей.
-Правило: сдай вещи в гардероб.
Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты. А в качестве «сменной обуви» им предлагают специальные кожаные чехлы, которые надевают прямо на обувь.
-Правило: будь всегда опрятен и вежлив.
В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.
Держи себя так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говори громко, не смейся, ведь даже если тебе абсолютно неинтересно то, что говорит экскурсовод, то это не значит, что другим людям тоже все равно.
— Правило: внимательно слушай и не перебивай экскурсовода
Экспонаты помогают узнать много новогои интересного о культуре прошлых веков, поэтому одно из наиглавнейших правил,которое следует соблюдать,
находясь на экскурсии, – сохранить их впервозданном виде. Поэтому строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.
— Правило: строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.
После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.
Давайте, ребята повторим правила поведения в музее или на выставке
Правила поведения в музее.
• Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты .
• По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
• Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.
• Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.
• Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.
• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Источник