- Ассоциация университетов стран участников брикс
- «Пекинский консенсус» – шаг к созданию университетской лиги БРИКС
- «Пекинский консенсус» – шаг к созданию университетской лиги БРИКС
- Ассоциация университетов стран участников брикс
- Вузы стран БРИКС подписали соглашение о совместных научно-образовательных программах
- О форуме
- В рейтинг лучших вузов БРИКС по версии QS вошел 101 вуз из России
- Кто входит в Топ-100 от РФ
- Экспертное мнение
- Лидеры рейтинга и методология
Ассоциация университетов стран участников брикс
Сетевой университет БРИКС – это объединение образовательных организаций высшего образования Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.
СУ БРИКС является образовательным проектом, направленным на разработку многосторонних совместных образовательных программ обучения, а также совместных научно-исследовательских проектов по 6 приоритетным направлениям:
- энергетика;
- информатика и информационная безопасность;
- исследования стран БРИКС;
- экология и изменения климата;
- водные ресурсы и нейтрализация загрязнений;
- экономика.
Координатором направления «Энергетика» является Национальный исследовательский университет «МЭИ».
Участники СУ БРИКС со стороны Российской Федерации
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ;
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова;
- Московский физико-технический институт (государственный университет);
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет;
- Российский университет дружбы народов;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина.
Миссия Университета состоит в объединении ресурсов стран-участниц по обеспечению национальных экономик профессиональными кадрами, проведение объединенных исследований.
Источник
«Пекинский консенсус» – шаг к созданию университетской лиги БРИКС
«Пекинский консенсус» – шаг к созданию университетской лиги БРИКС
Университетское сотрудничество в странах БРИКС продолжает динамично развиваться. Вслед за сентябрьской встречей представителей министерств образования стран БРИКС в Москве, парафировавшей договор о создании Сетевого университета БРИКС, 17-18 октября 2015 г. в Пекине прошел Форум президентов университетов стран БРИКС, обсудивший основные положения концепции создания Лиги университетов БРИКС. Организатором форума выступил Пекинский нормальный (педагогический) университет, который вместе с Фуданским университетом (Шанхай), инициировал процесс создания Лиги университетов БРИКС.
В Форуме приняли участие представители нескольких десятков университетов из стран БРИКС. От России в Форуме участвовали представители нескольких ведущих университетов, включая НИУ ВШЭ, Уральского федерального университета, Казанского федерального университета, РУДН, МГИМО, МГУ и пр. Ректорский корпус российских университетов представлял ректор УрФУ В.А. Кокшаров, выступивший с пленарным докладом о роли университетских партнерств в развитии сотрудничества стран БРИКС. Предупредив об опасности увлечения одними только количественными показателями мировых академических рейтингов, В.А. Кокшаров призвал руководителей высших учебных заведений стран БРИКС к партнерству в строительстве университетов мирового класса. Вице-канцлер университета Кейптауна (ЮАР) профессор Макс Прайс в своем выступлении подчеркнул необходимость следовать принципам открытости, равенства и защищать дух академических свобод в университетах стран БРИКС, а президент латиноамериканской Ассоциации университетов группы Монтевидео и ректор Федерального Университета Рио Грандеду Суль (Бразилия) Карлос А. Нетто специально остановился на роли университетских ассоциаций в интернационализации высшего образования и содействии повышению конкурентоспособности университетов.
Во время круглого стола, посвященного обсуждению концепции Лиги университетов БРИКС, руководитель центра исследований БРИКС, проректор УрФУ М.Б. Хомяков выступил с презентацией концепции сетевого университета БРИКС и призвал к обсуждению вариантов взаимодействия между Лигой и Сетевым университетом. Его поддержали Президент Ассоциации ФАУБАЙ (Бразилия) профессор Жозе Сельсо Фрейре Млд., проректор университета Стелленбош (ЮАР) профессор Юджин Клоети другие участники круглого стола.
По результатам работы Форума был принят документ под названием «Пекинский консенсус», выражающий стремление университетов стран БРИКС к глубокому сотрудничеству в образовании, науке и инновациях и призывающий к развитию высшего образования ради общественного прогресса и человеческого развития. «Мы защищаем сбалансированное и устойчивое развитие ради достижения гармоничного единства экономического роста и защиты окружающей среды. Мы осознаем тот факт, что страны БРИКС будут создавать стратегии развития применительно к своим собственным условиям. Для продвижения этих стремлений мы согласились создать Лигу университетов БРИКС», – говорится в документе.
Окончательное оформление отношений партнерства между университетами и создание Лиги, между тем, еще впереди. Участники форума приняли решение создать специальную рабочую группу для выработки основных положений Хартии Лиги университетов БРИКС, в которую от российских университетов вошли проректор УрФУ М.Б. Хомяков и проректор НИУ ВШЭ С.А. Ерофеев. Предполагается, что текст Хартии будет согласован до конца 2015 года.
Источник
Ассоциация университетов стран участников брикс
13 ноября 2018 года в рамках Бетанкуровского международного инженерного форума в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I прошла Учредительная конференция Ассоциации ректоров транспортных вузов БРИКС.
В Учредительной конференции приняли участие 36 высших учебных заведений: из России (12 вузов), Китая (20 вузов), Индии (2 вуза), ЮАР (2 вуза) и Бразилии (заочное участие одного вуза).
Ассоциация ставит перед собой задачу поддержки усилий руководителей стран БРИКС в реализации намеченных совместных программ в экономической, гуманитарной, культурной и академических областях. Цель деятельности Ассоциации — объединение усилий по интеграции высших учебных заведений в мировое образовательное и научное сообщество, формирование и поддержание репутации, повышение рейтингов вузов на международном рынке образования и научных исследований, содействие экспорту образовательных услуг, развитие транспортных отраслей.
На создание Ассоциации ректоров транспортных вузов стран БРИКС организаторов учредительной конференции, прежде всего Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, подвинул успех деятельности Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая, которая была организована в 2014 году. Она показала свою эффективность как международная площадка обмена опытом и поиска новых форм взаимодействия между родственными вузами двух стран. За прошедшие четыре года значительно возросло количество совместных академических, научных и культурных проектов и программ, которые осуществляются в соответствии с двусторонними и многосторонними договорами вузов-партнеров.
Участник объединения транспортных вузов России и Китая пришли к выводу, что настало время включить в орбиту совместной деятельности транспортные родственные учебные заведения Индии, Южно-Африканской Республики и Бразилии. Началась подготовительная работа: обмен письмами и делегациями, был подготовлен и прошел заочное обсуждение проект Устава Ассоциации. И вот 13 ноября 2018 года в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I состоялась учредительная конференция новой международной общественной организации.
На конференции был принят Устав Ассоциации, организации-учредители единогласно проголосовали за взаимный прием в состав Ассоциации. Были избрано правление Ассоциации. Сопредседателем Ассоциации избран ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I А.Ю. Панычев.
Участники поблагодарили ректора Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I А.Ю. Панычева за организацию конференции и выразили уверенность в успешной работе в рамках Ассоциации.
Источник
Вузы стран БРИКС подписали соглашение о совместных научно-образовательных программах
МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Четыре университета из России, Бразилии, Индии и Китая подписали соглашение, в рамках которого планируется реализовывать совместные программы по развитию перспективных направлений образования и науки. Церемония подписания состоялась в четверг в ходе Второго международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» в Государственном университете управления (ГУУ), передает корреспондент ТАСС.
Свои подписи под соглашением поставили ректор ГУУ Иван Лобанов, вице-президент ассоциации бизнес-школ стран БРИКС Карлос Аугусто Кандео Фонтанини, представляющий Папский католический университет (Бразилия), профессор Читиленчери Патийил Равиндранатхан из Ксавьерского института менеджмента и предпринимательства (Индия) и директор института нейроэкономики и нейроменеджмента Ма Цинго от Университета Нинбо (КНР).
«Мы договорились, что будем вместе работать в различных научных направлениях, уже через год мы подведем промежуточные результаты работы. Нам важно понимать, как будут устроены правила в формирующейся цифровой системе. Создаются новые технологии, а правил их работы нет, мы хотим моделировать эти правила», — отметил Лобанов.
По словам организаторов форума, соглашение будет стимулировать проведение совместных программ по развитию различных направлений в образовании, науке, разработке профессиональных образовательных программ, подготовке кадров и повышению их квалификации, а также по части внедрения новых технологий и научных разработок, организации международных научно-практических форумов и конференций.
Не менее важным направлением сотрудничества станет развитие цифрового волонтерства. Добровольцы из вузов-партнеров будут заниматься решением проблем цифрового неравенства, доступа к информации, медиаобразования, распространения позитивного контента, а также поиском возможностей искоренения деструктива в социальных сетях.
Параллельно с подписанием состоялось открытие кафедры ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний (информационного общества)» с участием директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тао Чжаня и Ивана Лобанова, который стал заведующим кафедрой ЮНЕСКО.
О форуме
Второй международный научный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» проходит в ГУУ 6 и 7 декабря 2018 года. Его участниками стали 1,5 тыс. видных ученых, признанных экспертов международного IT-сообщества и студентов из России, Бразилии, Вьетнама, Германии, Греции, Индии, Китая, Лаоса, Нидерландов, США Финляндии, Франции, Южно-Африканской Республики и других стран. Программа форума затрагивает широкий спектр вопросов и проблем, связанных с цифровой экономикой и искусственным интеллектом, в том числе, социально-этические вызовы эпохи цифровизации.
В новость были внесены изменения (20:06) — в связи с уточнением состава участников
Источник
В рейтинг лучших вузов БРИКС по версии QS вошел 101 вуз из России
ЛОНДОН, 16 октября. /ТАСС/. 101 российский университет вошел в рейтинг лучших вузов стран БРИКС, распространенный во вторник компанией Quacquarelli Symonds. Как отмечают авторы исследования, российские университеты выглядят лучше учебных заведений Индии, Китая, Бразилии и ЮАР по таким параметрам, как возможность предоставлять обучение в небольших коллективах и репутация среди работодателей, однако испытывают сложности в сфере исследовательской работы.
Самый высокий показатель среди российских вузов в рейтинге, охватывающем 400 университетов, традиционно у Московского государственного университета им. Ломоносова (МГУ). Флагман российского образования расположился на шестой строчке, опустившись на одну позицию по сравнению с прошлым годом.
Он оказался единственным представителем РФ в первой десятке, где доминируют вузы из КНР — они занимают семь позиций в Топ-10, в том числе первые пять.
Кто входит в Топ-100 от РФ
В первую сотню рейтинга попали 24 российских университета, при этом 10 из них фигурируют в Топ-50. Санкт-Петербургский государственный университет и Новосибирский государственный университет остановились на пороге первой десятки, заняв 11-ю и 12-ю строчку соответственно. Томский государственный университет (19) и Московский физико-технический институт (21) продолжили активное движение вверх по рейтингу. Каждый улучшил свое положение на семь позиций.
Далее следуют Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (30), Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (33), Высшая школа экономики (37), Томский политехнический университет (39), Московский государственный институт международных отношений (44).
В Топ-100 от российских вузов также входят: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (54), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (56), Уральский федеральный университет (58), Казанский федеральный университет (60), Университет ИТМО (64), Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (69), Российский университет дружбы народов (76), Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (79), Южный федеральный университет (84), Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (Самарский университет) — 86, Дальневосточный федеральный университет (87), Российская экономическая школа (93), Алтайский государственный университет (98), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (99).
Экспертное мнение
Руководитель исследовательского департамента QS Бен Саутер, комментируя результаты рейтинга, обратил внимание на преимущества российских вузов и на стоящие перед ними сложности.
«Мы выяснили, что российские университеты стали предоставлять своим студентам возможность более личного образовательного опыта, чем университеты Китая и Индии, что, в свою очередь, является показателем того, что фактор численности населения не оказывает в России большой нагрузки [на систему образования]», — сказал он.
Составители рейтинга также указывают на то, что у российских вузов самый высокий показатель оценки работодателями качества знаний выпускников. 13 из 50 российских вузов занимают наивысшие позиции рейтинга в этой области, а МГУ в нем набрал 100 баллов из 100 возможных.
В то же время, Саутер упомянул необходимость более активной исследовательской работы. Как говорится в исследовании, ни один из российских университетов не вошел в число 50 лучших вузов по таким параметрам, как количество публикаций по каждому факультету или цитируемость публикаций.
«Вызовом для российских институтов станет улучшение их исследовательского профиля без ущерба их возможностям по сохранению обучения в качестве приоритета», — сказал он.
Лидеры рейтинга и методология
Рейтинг в шестой раз возглавил китайский Университет Цинхуа. Далее идут Пекинский университет (2), Фуданьский университет (3) и Научно-технический университет Китая (4). Их позиции не изменились по сравнению с прошлым годом.
В Топ-10 также пошли Чжэцзянский научно-технический университет (5), Шанхайский университет транспорта (7), Индийский технологический институт Бомбея (8), Нанкинский университет (9), Индийский научный институт в Бангалоре (10).
Среди восьми показателей, используемых в исследовании, наибольший вес имеют академическая репутация вуза, отвечающая за 30% итогового балла и его репутация среди работодателей (20%). В расчет также берутся такие показатели, как соотношение профессорско-преподавательского состава вуза и студентов, количество публикаций по каждому факультету, цитируемость публикаций, число иностранных преподавателей, сотрудников с ученой степенью, иностранных студентов.
Источник