Меню

7 чудес света древних составлены

Семь чудес света Древнего мира: описание, достопримечательности

7 чудес света — кратко, как составлялся список

Первые попытки составить списки величайших достопримечательностей, сделанных руками человека, встречаются еще в письменных трудах древнегреческих авторов эпохи эллинизма. Самый первый список «чудес» составил Геродот в своем труде «История». В него входили три сооружения: храм Геры, дамба и горный тоннель, расположенные на острове Самос.

В Древней Греции священной цифрой считалась семерка. И поэтому другие античные мыслители стали дополнять список Геродота до семи объектов. Он на протяжении веков неоднократно изменялся и его классический вариант был сформирован Филоном Византийским более 2 тыс. лет назад. Он изложил его в своем труде «О семи чудесах света».

В 2001 году некоммерческая организация New Open World Corporation запустила проект, направленный на составление двух современных списков семи чудес света. В один из них включали архитектурные, а в другой — природные объекты.

По итогам голосования 7 июля 2007 г. в список современных чудес архитектуры вошли: Великая Китайская стена, римский Колизей, храмовый комплекс Петра, статуя Христа-Искупителя, центр майя Чичен-Итца, древний город инков Мачу-Пикчу, Тадж-Махал.

Список природных чудес был составлен в 2011 году. В него были включены: Национальный парк Столовая гора, Амазонские джунгли и река Амазонка, подземная река Пуэрто-Принцесса, бухта Халонг, Комодо, Игуасу, остров Чеджу.

Классический список, описание, порядок появления

В классический список входят архитектурные достопримечательности, связанные с империей Александра Македонского (вторая половина IV века до н.э.). Одна из них находилась в Вавилоне (Месопотамия), четыре в Древней Греции, а две в Древнем Египте.

Пирамида Хеопса

Самая крупная из египетских пирамид, возраст которой оценивается примерно в 4 500 лет. Она расположена неподалеку от Каира на плато Гиза. На протяжении трехсот столетий являлась самым высоким строением на Земле.

Архитектором пирамиды считается племянник Хеопса и один из его визирей — Хемиун. Строительство продолжалось свыше двадцати лет и закончилось примерно в 2540 году до н.э.

В настоящее время существует три даты начала строительства пирамиды Хеопса, полученные с использованием разных методов:

  • астрономический – 2560 год до н.э.;
  • исторический – 2720-2708 года до н.э.;
  • радиоуглеродный – 2680-2850 года до н.э.

В египетских папирусах отсутствует какое-либо упоминание о пирамиде. Первые письменные описания пирамиды Хеопса встречаются в трудах Геродота, спустя почти два тысячелетия после ее постройки. Также некоторые упоминания о ней содержатся и в древних арабских легендах.

Пирамида Хеопса была возведена на естественном известковом склоне. Стены состоят из гранитных и известняковых блоков, вес самых больших достигает десятков тонн. Всего на строительстве было использовано свыше двух миллионов блоков. Карьер находился на расстоянии тысячи километров от места строительства. Ученые до сих пор не могут ответить, как древние египтяне передвигали массивные камни и поднимали их вверх.

В настоящее время высота пирамиды достигает 138 м (изначально — 147 м). Площадь ее основания составляет 53 000 кв. м.

Внутри пирамиды имеются расположенные одна под другой три усыпальницы. Вся постройка пронизана сложной системой шахт и туннелей, точный план которых до сих пор не составлен.

Существует мнение, что пирамида строилась как гробница для II фараона IV династии правителей Хеопса и его близких родственников. Но некоторые астрономы полагают, что постройка использовалась древними учеными как обсерватория.

Висячие сады Семирамиды

Это инженерное сооружение с каскадом садов находилось в Вавилоне.

Точное месторасположения сооружения неизвестно. Многие ученые сомневаются, что оно существовало в реальности. Ни в одном из древних вавилонских текстов не встречается упоминания о висячих садах. Описание появляются только у древнеримских и греческих авторов.

Диодор Сицилийский описывает сады Семирамиды как квадратное сооружение с длиной сторон около 120 метров. Толщина его стен достигала 6,5 метров. Глубина ярусов была достаточной, чтобы на них произрастали очень крупные деревья. Орошение зеленых насаждений осуществлялось при помощи винта Архимеда водами реки Евфрат.

Существует две легенды создания сооружения:

  1. Сады были сооружены по приказу вавилонского царя Навуходоносора, который принес их в дар своей жене — царевне Амитис.
  2. Создательницей висячих садов является царица Семирамида, которая правила Вавилоном за двести лет до Навуходоносора.

Археологические раскопки на территории древнего Вавилона не подтвердили существование висячих садов. Некоторые археологи считают, что искать их следует к западу от русла Евфрата.

Также существует версия, что под садами Семирамиды были описаны висячие сады в городе Ниневии. Они были построены по приказу ассирийского царя Синаххериба.

Статуя Зевса в Олимпии

Располагалась в городе Олимпия. Статуя была изготовлена из слоновой кости, дерева, золота. Установлена в V веке до н.э. в Мраморном храме Зевса.

Статую создал скульптор Фидий по приглашеию греков.

Сооружение было выполнено в хрисоэлефантинной технике. Ее высота вместе с пьедесталом по данным различных источников составляла от 12 до 17 метров. Зевс восседал на троне, а его ноги в золотых сандалиях опирались на скамейку, которую поддерживали львы. Часть его тела покрывала золотая накидка, а на голове красовался венок из веточек оливы. В правой руке он держал фигурку Ники, а в левой скипетр.

После принятия христианства римляне разорили греческие языческие храмы. В последний раз статуя Зевса упоминается в письменных источниках, которые относятся к 363 году н.э. Византийского историк Георгий Кедрин (XI век) в своих трудах описывает греческое предание, согласно которому статуя Громовержца в начале V века была перевезена из Олимпии в Константинополь. Она была установлена в храме Лавса и сгорела во время пожара в 475 году. Другие источники указывают иную дату пожара — 426 год.

Храм Артемиды в Эфесе

Артемисион, храм Дианы — четвертое чудо классического списка. Он находился на территории Малой Азии в городе Эфесе. Сейчас эта территория входит в состав турецкой провинции Измир.

Храм был воздвигнут во времена бронзового века и назывался теменос. По преданию его воздвигли племена Амазонок. Он был разрушен во время сильного наводнения, случившегося в VII веке до н.э.

Реконструкция храма началась примерно в 550 году до н.э. Работы были окончены около 380 года до н.э. Первоначально ими руководили архитектор Херсифрон и его сын Метаген, а последними зодчими были Деметрий и Пеоний.

В 356 году до н.э. житель Эфеса по имени Герострат, желая прославиться, поджег храм Артемиды. Через некоторое время он был полностью восстановлен на средства, выделенные Александром Македонским. Его высота составляла 18 метров, ширина — 69 метров, а длина — 137 метров. Крыша храма лежала на 127 колоннах.

Внутренний интерьер храма был украшен рельефами Скопаса, статуями скульптора Праксителя и многочисленными картинами. Самой известной картиной был портрет Александра Македонского, принадлежащий кисти Апеллеса. Полководец был изображен подобным богу громовержцу, держащим в руках молнию.

После того, как в Римской империи в IV веке н. э государственной религией было провозглашено христианство, храм Артемиды был закрыт, а в дальнейшем разрушен. К настоящему времени сохранились только его фрагменты.

Мавзолей в Галикарнасе

Гробница карийского царя Мавсола стала пятым чудом света. Она была сооружена в середине IV века до н.э. в Галикарнасе (в настоящее время турецкая провинция Бодрум) по приказу его жены царицы Артемисии II.

Архитекторами гробницы Мавсола были Пифей Приенский и Сатирос. Она имела высоту примерно 45 метров, а каждую ее сторону украшали скульптурные рельефы, созданные Тимотеем, Скопасом Паросским, Бриаксисом и Леохаром.

Здание мавзолея было настолько красиво, что Антипатром Сидонским было причислено к одному из чудес древнего мира. Череда землетрясений стало причиной многочисленных трещин в стенах. К концу XV века здание оказалось полностью разрушенным.

Колосс Родосский

Шестым чудом света античного мира является огромная статуя Гелиоса — древнегреческого бога Солнца. Она стояла на острове Родос в одноименном портовом городе.

Созданием скульптуры занимался Харес. По первоначальному плану она должна была иметь высоту около 18 метров. Но потом родоссцы захотели увеличить ее до 32-36 метров.

Создание скульптуры заняло 12 лет. Статуя представляла собой стоящего на мраморном постаменте стройного и высокого юношу, всматривающегося в морскую даль. Его голову украшал лучистый венец.

Читайте также:  Арендовать фургон для путешествий

Основу статуи составлял каменно-железный каркас, который сверху был облеплен глиной, а затем покрыт листами из бронзы. Она простояло немногим больше полувека и была разрушена во время сильного землетрясения, случившегося по разным данным в 226 или 227 году до н.э.

Египетский царь Птолемей III предложил выделить из казны средства на восстановление скульптуры Колосса Родосского, но дельфийские оракулы высказались против этого. В результате ее обломки пролежали на земле свыше восьми веков. В 653 году, после захвата Родоса арабами, бронзовые листы были расплавлены и слитки проданы купцу из Эдессы.

Александрийский маяк

Александрийский (Фаросский) маяк находился в городе Александрия на острове Фарос. Из всех чудес света древнего мира только это сооружение имело практическое предназначение.

Маяк был возведен в 280-247 годах до н.э., во времена правления Птолемея II Филадельфа. Его высота по данным различных древних авторов достигала 120-150 метров. Стены маяка были возведены из каменных блоков белого цвета. Нижней ярус имел квадратную, средний — восьмиугольную, верхний — круглую форму.

Маяк облегчал заход судам в Александрийский порт, имевший важное стратегическое значение. Также он использовался и как наблюдательная башня.

Череда землетрясений, происходивших в период 796-1323 годов, разрушили башню маяка. В 1480 году оставшиеся фрагменты были использованы для строительства на этом месте цитадели Кайт-Бей. Некоторые конструкции маяка были обнаружены французскими археологами на дне Александрийской гавани в 1994 году.

Какие чудеса из списка сохранились до сегодняшних дней

Из всего классического списка сохраниться до наших дней смогло только одно чудо — пирамида Хеопса. Она открыта для посещений туристами, но проведение фото- и видеосъемки внутри запрещено. На этом историческом объекте активно ведутся научные исследования.

Источник

7 чудес света древнего мира

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход – к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира.

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида – величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света – Висячих садов Семирамиды, многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии – и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором – перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам – и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

3. Статуя Зевса в Олимпии

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

Читайте также:  Отели крыма гурзуф для отдыха с детьми

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский – огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Читайте также:  Экскурсия по китайскому дворцу

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше – восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

Источник

Adblock
detector